Тётя Тася

Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы,
С раскосыми и жадными очами!
А.Блок, Скифы,1918


Наши дети, наши внуки не будут в состоянии даже представить себе в какое время жили их родители и деды в стране под названием СССР, пережившие раскулачивание, аресты, расстрелы, приговоры и реабилитации, в редких случаях...    
   
Наши пути неисповедимы...
Эта мысль посетила меня в достаточно взрослом возрасте, после того, как неожиданно для меня, я узнала очень любопытную информацию о соседях из моего детства. Эта новость для меня граничила с чем-то нереальным. Но в нашем государстве оказалось все возможным.

Родители мои, исконные сибиряки и по линии папы, и по по линии мамы. Мое детство с тех пор как я помню себя, проходило в частном, деревянном доме, который построил папа для семьи. Все соседские дома почти ничем не отличались. Ну только если верандами.

Городок наш, расположенный на реке Чулым, притоке Оби, купеческий, много зданий и домов до сей поры служат верой и правдой людям. Дороги в то время, широкие, пыльные, не знали асфальта. У каждого дома садики с кустиками и клумбами. У нас росли три куста колючего крыжовника, с крупной ягодой, по-моему, её никто и никогда не собирал, а зря.

Дом мой - моя крепость.
Соответственно, огражден был у каждого высоким забором без щелей, а ворота, уж непременно ворота - распашные, закрывали их со двора щеколдой и толстенной палкой, на всю длину ворот, её закладывали в металлические, надежные, кованные крюки. О замках не было тогда и речи. Высота ворот доходила до трех метров, заборы - немного пониже. Картина еще та, если из нашего времени взглянуть через десятилетия, всё как у куркулей. У многих во дворах был свой колодец.

Перед нашими домами раскинулась огромная поляна, на много сотен метров во все стороны, поросшая зеленой травкой. В полутораста метрах от наших домов располагалось небольшое озерцо, мы называли его болотом. В дальнем углу болота плавали дикие утки, здесь и индюков пасли, и уток домашних, все, кто их разводил. Почти до горизонта -(так мне - малышке казалось) кочки, кочки, кочки.Бабушка рассказывала, что из каждой кочки рос куст, в этих кустах цыгане прятали ворованных лошадей.
За болотом,  находилась МТС, где ремонтировали технику. Сюда бегали пацаны, посмотреть трактора и косилки, а потом  они залезали в стога с сеном, до весны стоявшие за забором из длинных, потемневших , старых палок, мы почему-то называли это место сеновалом.

Зимой всю поляну заносило сугробами, и когда начинало пригревать весеннее солнышко - вся эта махина из подтаявшего снега искала путь к низинам, канавам, ручьи неслись к местной речке Тептятке, которая бурлила потоками темной воды.
Мы, ребятишки, любопытства не лишенные, лезли на ледяную корку из подтаявшего снега, проваливались в теплой одежде в эти подледные реки. Попадало от родителей, но... манило, манил сумасшедший водоворот.

Нашими соседями через дом была семья тети Таси и дяди Коли. Двое их дочерей , Таня и Тома, немного помладше меня, с которыми мы гоняли по улицам. Транспорт здесь не ходил, дорога заросла изумрудной лапчаткой. Детям было так привольно...

Тетя Тася тихая, трудолюбивая, обычная с первого взгляда, женщина. Никогда не повышала голос, я не видела её смеющейся и радостной искренне - никогда. Все время была занята делами, праздной я её никогда не видела. Дядя Коля, интересный мужчина, остряк, любящий посмеяться, себе на уме.
Про тетю Тасю я, маленькая, и понять-то могла, что она не похожа на нас, а была какой-то нации, говорили про неё, что они забайкальцы, бежали из Манчжурии.
И все.
Родня у них большая. Сестры и братья дяди Коли, с детьми. Тетки, дядьки, и дальние родственники тети Таси, похожие на неё.
Очень часто съезжалась большая родня к ним. Гуляли, ели, пили. Много фотографировались. Под ногами у взрослых крутились всегда мы, но детей никто не обижал.
По моим воспоминаниям, тетя Тася всегда знала свое место, никогда не разговаривала громко, на публику, как тень дяди Коли, но  ему не мешала.
Никто и никогда за все годы не говорил, как она оказалась в нашем городе, кто они такие, откуда родом и о своих корнях. Все считали это в порядке вещей.
 
Родители вечерами ходили к ним играть в карты, в Наполеона, на взятки и на деньги, правда небольшие, но азартно. Когда еще Сибирь не была электрифицирована, зажигали несколько керосиновых ламп и было очень светло, а главное, весело. Мы тут же крутились. Вспоминаю, тетя Тася в карты не садилась играть никогда.
В одной из комнат стояло две кровати, где спали девчонки, а на второй - бабушка, тогда уж пожилая - мать тёти Таси. Тихая.
Добавить больше нечего.

Наши родители были страстными поклонниками драматического театра, они не пропускали ни одной премьеры. Моя мама была большой модницей. Платья покупала очень красивые. Не в пример тёте Таси, скромной и в одеждах.
Стройная, мама с собой в театр брала туфли на каблучке, помню, черные, замшевые. Мужчины носили габардиновые костюмы, велюровые шляпы и из неизвестной мне ткани плащи-пальто. Выглядели этакими модниками.
Собирались долго. Мама завивала кудри на тряпочки, обернув их бумажкой, помочит волосы и закрутит, завязав кончики тряпочек, получалась такая мелкая завивка.
Спектакли начинались вечером. Меня с сестрой оставляли одних дома. Было всегда страшно. Окна все прикрывали ставнями, у которых были металлические штыри. Протолкнув в отверстие этот штырь, в него вставляли запор, тоже металлический. Я с мамой проверяла, хорошо ли закрыты окна.
Когда они долго не возвращались, (там же работал буфет!), то я, укрывшись одеялом с головой, тряслась от любого постороннего звука. Вот чем мне запомнились их походы в театр.

А как мы все вместе ходили в городскую баню №1 в центр, так называется и сейчас та часть города.
Только представьте эту картину, четверо взрослых и четверо детей... Сейчас невозможно это вообразить. На автобусе  доезжали до остановки "Центр" и шумной гурьбой шли покупать билеты в мужское и в женское отделения. А потом еще долго все сидели и ждали очередь. Ходили по воскресеньям.
Про баню - вообще тема особая.
Намывшиеся, румяные, долго сидели все в буфете и пили сладкий морс, который бил в нос газом! Буквально рядом с баней жили родственники тети Таси и мы, всей компанией, шли посидеть у них, обсохнуть.
Квартира у Глафиры Григорьевны была на втором этаже, в старинном доме, и к ним вела  деревянная и скрипучая  лестница, с широкими ступенями, темноватая от времени.
Шестаковы, сами работали в школе, а сын их, Миша, был года на два старше меня, тихий, интеллигентный мальчик. Когда мы входили к ним все, нас рассаживали по диванам, креслам, стульям, и  мама Миши говорила:
 - Мишенька, сыграй нам полонез Огинского или адажио из...

И всё,  Миша в моих глазах мгновенно становился умнейшим и недосягаемым для моего восприятия. В то время в домах было только радио(возможно, еще и радио не было).
Миша клал руки на клавиши фортепиано и музыка заполняла всё, завораживала нас, и мы сидели притихшие. Глафира Григорьевна гордилась своим сыном.

Я начала повествование с известия, которое я и узнала от Михаила Шестакова. Мы переписывались в интернете, и он порекомендовал мне  почитать его исследования с названием "Мы - Шестаковы", где он провел глубочайший анализ родословной в нескольких поколениях от князя Гантимурова до н.в. Я пережила такое большое потрясение, что некоторые главы не было сил читать.
 http://www.memorial.krsk.ru/memuar/Shestakov/0.htm

И всё ты, страна Ленина и Советской власти, прошлась катком и красным колесом по судьбам людей, по целым селениям и даже республикам. Раздавила, уничтоила цвет России, лучших людей, умнейших.

"Жертвы политического террора в СССР
     Предисловие
... в течение двух лет (1937–1938) по политическим обвинениям было арестовано более 1 миллиона 700 тысяч человек и не менее 725 тысяч из них были расстреляны – в среднем государство ежедневно убивало тысячу своих граждан".
Из списка жертв http://lists.memo.ru/


"Гантимурова Станислава Дмитриевна
Родилась  в Читинская обл., Быркинский р-н, Дурой; Проживала: Читинская обл., Быркинский р-н, Дурой.
Приговорена: тройка при ПП ОГПУ ВСК в 1931 г.
Реабилитирована 29 июня 1993 г.
Источник: УВД Читинской обл."
http://lists.memo.ru/

Немного из истории о роде Князей Гантимуровых...

Род происходит от маньчжурского подданного Гантимура, начальника тунгусских племен, родственника китайского императора, в 1664 переселившегося из Китая в Россию.
16 марта 1685 сына Павла  Гантимурова указом царей Иоанна Иоанна V и Петра I Алексеевичей повелено писать княжьим именем и дворянином по московскому списку.
В 1-й половине XVIII века князья Гантимуровы славились по всей Сибири своим богатством.

Читаю исследования Миши и обнаруживаю, что полное имя тети Таси - Станислава Дмитриевна, урожденная Гантимурова.
Недавно в Москве вышла книга "Князья Гантимуровы" - там упоминаются и ее родители и она сама.

Михаил пишет мне:
 - Тася - двоюродная сестра моей мамы. Ее мать, Пелагея Якимовна и мать моей мамы, Серафима Якимовна, родные сестры.
Станиславой - так назвал свою дочь ее отец Дмитрий Иванович Гантимуров, георгиевский кавалер. В Первую Мировую он воевал в Польше и запомнил там это имя.

 - Боже мой, вот откуда скромный нрав, интеллигентность. Такое открытие для меня, потрясение! Тётя Тася - княгиня Гантимурова! Вот, значит, какими были они, женщины из княжеского рода.

И вот еще одна информация:

Гантимурова Пелагея Якимовна - мать тёти Таси. Род. в 1897 в с. Новоцурухайтуй Быркинской вол. Забайкальской обл. Приамурской губ. Проживала в с. Дурой Быркинского р-на Читинской обл. Русская. Из крестьян.
Раскулачена, Выслана с семьей в трудпос. Гаревое, дочь: Гантимурова Станислава Дмитриевна, 1931 г.р.
Пелагея Якимовна с дочерью Станиславой в 1937 бежала из ссылки к сестре Серафиме Якимовне в с. Малый Улуй Ачинского р-на КК. Реабилитирована 29.06.1993.
Книга памяти жертв политических репрессий в Восточном Забайкалье. том 1,Чита, 2000, с. 60, (б).

 - Коротко, конечно. Но её уж нет в живых...Quies autem animae suae( латин), упокой их души... и более узнать мне ничего не удалось.
Этот вечер, пока я писала свои воспоминания, навеял такую грусть, что я долго не могла уснуть.

http://russiasib.ru/gantimurovy/

На фото герб князей Гантимуровых


Рецензии
Приятно читать и вспоминать те места, о которых ты пишешь Людмила.
Старая мельница---это наша святыня!
В отличии от тебя, я положительно отношусь к времени Ленина, хотя лично по моей семье уж точно революция прошла катком. От бабушки я знал тайну ее семьи---у моего отца и фамилия другая была:-Муслимов, до 30 годов. Прадед---староста Казани-считай городовой. Это мне она сказала, уже в своем старом, 70 летнем возрасте- прожила 85 лет. Да ты видела её и ни один раз.
Рассказ понравился-ошибки подкорректируй и будет все хорошо.
С теплом, Рав.

Равиль Минигаздинов   12.02.2015 17:16     Заявить о нарушении
Это не окончательный вариант...
подправляю...исправляю.

Милочка Шилова-Ларионова   13.02.2015 07:43   Заявить о нарушении