Этюды пессимизма, 7

Этюд  № 7
Животное и человек

Известно, что Человек – это животное отряда приматов, плацентарных млекопитающих. Но наиболее продвинутое животное, у которого есть Разум.
Для любого живого существа характерны активные действия при взаимодействии с внешней средой, в которую входят и соплеменники. Побудительным мотивом для совершения конкретного действия у всех животных являются инстинкты или физиологические потребности.

Примечание.
Любопытно, что на эту тему высказывался и наш писатель и публицист Александр Иванович Герцен. Цитирую: «Животное полагает, что все его дело – жить, а человек жизнь принимает только за возможность что-нибудь сделать». И уж сделает, будьте уверены!

Но есть еще чувства и желания. Желания свойственны только Человеку. Хотя в разговорах мы порой путаем желания с чувствами. Например, физиологическую потребность энергетической заправки организма мы выражаем так: испытываю чувство голода или – хочется чего-нибудь съесть. Если человек устал и ему надо отдохнуть, он говорит: хочется на боковую. Хотя на самом деле действует инстинкт самосохранения организма.
В разговорной да и в письменной речи Человек намешал такой винегрет из чувств, желаний и физиологических потребностей, что разобраться там непросто. Необходимо этот винегрет хотя бы приблизительно разделить на ингредиенты.
Начну с чувств. Они бывают телесные и, так сказать, духовные. Телесные – это чувство голода, жажды, чувство страха, чувство опасности, чувства сытости…
А духовные – это чувство родства, чувство близости (духовной), единения, чувство ненависти, чувство ответственности, долга, сладкое чувство мести, чувство патриотизма и опять же долга… И масса других чувств, которые порождены Разумом и несвойственны животным.
Желания, если их не путать с потребностями, есть стопроцентное порождение Разума. Желание власти (разговорное «жажда власти»), желание мстить, коварство, желание обогащаться. Последнее, как и желание власти, не имеет пределов. Желание власти безгранично. Так же безгранично и желание обогащаться.

Примечание.
Вообще-то богатство и власть, как сказал бы В. Маяковский, «близнецы-братья». На определенном уровне они сливаются. Но даже если богатство не стало административной властью, как у Виктора Януковича и его друга Петра Порошенко, оно все равно власть в окружении богача, как, например, у Абрамовича.
 
Четкой грани между чувствами и желаниями нет, они порой взаимозаменяемы.
Среди человеческих чувств, которых у животных нет и быть не может, особо актуально «чувство справедливости». Зачастую оно искажается национальными, а то и местными обычаями, суевериями и особенно себялюбием до самых извращенных форм. Генри Джордж считает его «основным чувством человеческого духа». В основе этого чувства лежит глубинное наше представление, что только то разумно, что справедливо. И наоборот: только справедливое может быть разумно. Генри Джордж пишет: «В тесной рамке индивидуальных действий и индивидуальной жизни истина эта кое-где может казаться неясной, но она повсюду обнаруживается на широком поле национальной жизни».
 


Рецензии