Глава 48. Анна Фирлинг по прозванию Мамаша Кураж

Есть ли ещё в мировой литературе более мрачный, более тяжкий для души образ, чем Анна Фирлинг из трагедии «Мамаша Кураж и её дети» Бертольта Брехта. Ей можно давать самые противоречивые характеристики, и почти все будут они верными, однако всегда неполными, а потому и несправедливыми. И как может быть иначе: жертва войны, наживающаяся на войне; заботливая мать, губящая своих детей, одного за другим, ради мизерной наживы; добрая женщина, измученная тяготами непрекращающейся войны и преисполненная жгучей ненавистью к окружающему миру… Одно точно: мамаша Кураж — символ ничтожного мятущегося человечка в исторических обстоятельствах, созданных властителями своего века по их жадности и гордыне. А человечку и надо-то немного — выжить. Он и выживает, как умеет. За то и подлежит беспощадному суду сторонних болтунов из иных времён, вроде нас с вами.

Основатель эстетики авангардного искусства, предшественник и пророк сексуальной революции, лауреат Сталинской премии 1955 г. немецкий драматург и поэт Бертольд Брехт родился 10 февраля 1898 г. в Аугсбурге в хорошо обеспеченной семье директора бумажной фабрики. Начальное образование получил в реальном училище, а в 1917 г. поступил в Мюнхенский университет, где изучал философию и медицину.

Как студент-медик во время войны молодой человек проходил практику и подрабатывал санитаром в военном госпитале; увиденное там на всю жизнь сделало Бертольда убеждённым пацифистом.

В ноябре 1918 г., когда в Германии произошла Ноябрьская революция, студент Бертольд Брехт был избран членом Аугсбургского Совета рабочих и солдатских депутатов. С этого времени и до самой смерти он оставался активнейшим участником рабочего движения, марксистом.

Ещё в университете Брехт попробовал свои силы в драматургии. Его первые пьесы «Ваал» (1917—1918) и «Барабаны в ночи» (1919) оказались довольно успешными и позволили молодому человеку стать драматургом Камерного театра в Мюнхене. Осенью 1924 г. Брехт перебрался в Берлин, где получил такую же должность в Немецком театре. Кстати, после удачи с постановкой «Барабанов в ночи» драматург слегка изменил своё имя. С этого времени он стал писаться не Бертольд, а Бертольт. Мотивировалось это тем, что так благозвучнее.

Тогда же Брехт стал одним из самых упорных проповедников свободы любви и сексуальных отношений и объявил брак предрассудком. Сам он всей своей жизнью подтверждал эту позицию и, даже вступая в брак ради узаконения своих детей, считал себя вольной личностью.

В 1930 г. Брехт познакомился с Маргарет Штеффин (1908—1941), которую со временем назвали музой Бертольта. Дочь каменщика с берлинской окраины, Штеффин знала шесть языков, обладала врождённой музыкальностью, артистическими и литературными способностями. На десять лет она стала стенографисткой, референтом и любовницей Бертольта Брехта. На обороте титульных листов шести его пьес Брехт мелким шрифтом надписал: «В сотрудничестве с М. Штеффин». Считается, что по её совету драматургом были внесены определенные изменения в «Трехгрошёвую оперу» — этот мюзикл, написанный в 1928 г. совместно с композитором К. Вайлем*, принёс Брехту всемирную славу. За пять лет, до 1933 г., драматург создал ещё пять мюзиклов, музыку к ним сочинили К. Вайль, П. Хиндемит** и Х. Эйслер***.
_______________________
* Курт Вайль (1900—1950) — немецкий еврейский композитор, автор нескольких известных мюзиклов; классик джазовой музыки. Ряд его произведений считаются стандартом джаза.
** Пауль Хиндемит (1895—1963) — великий немецкий композитор-классик и дирижёр; ведущий представитель немецкого неоклассицизма.
*** Ханс Эйслер (1898—1962) — немецкий композитор, более известен как автор политических песен и музыки к театральным постановкам.

28 февраля 1933 г., на следующий день после поджога рейхстага, Брехт эмигрировал в Данию, оттуда — в Швецию. Вскоре он был лишён немецкого гражданства.

В эмиграции в течение 1938—1941 гг. драматургом были созданы его четыре самые прославленные пьесы — «Жизнь Галилея» (1938—1943), «Мамаша Кураж и её дети» (1939—1941), «Добрый человек из Сезуана» (1940—1943) и «Господин Пунтила и его слуга Матти» (1941).

Прообразом и вдохновительницей Брехта на создание образа Анны Фирлинг обычно называют Маргарет Штеффин. Эта сильная, мужественная, смелая женщина страстно любила Брехта и не скрывала этого, была его любовницей и мечтала родить от него ребёнка. Драматург же был привязан к своей подруге и не более того. Он со спокойной совестью оставил её умирать от туберкулёза в чужой стране — СССР — и укатил в Америку, но после кончины Штеффин разразился циклом стихов её памяти. Фактически прообраз своеобразно повторила судьбу уже воплощенной на бумаге героини трагедии «Мамаша Кураж…».

Итак, именно Маргарет Штеффин подала Брехту идею создать пьесу о том, что в великом катаклизме не удастся отсидеться никому — каждый должен вынести свой крест. И чем меньше человечек, тем беспощаднее и несправедливее его ноша. Получилось так, что Брехту давно хотелось перевести на язык сцены малоизвестную повесть классика немецкой литературы Ганса Якоба Кристоффеля фон Гриммельсгаузена «Симплицию наперекор, или Пространное и диковинное жизнеописание прожжённой обманщицы и побродяжки Кураже». Главная героиня этой повести и дала основу для задуманной пьесы

Но вначале немного о писателе — создателе Кураже.

Ганс Гриммельсгаузен родился около 1622 г. в имперском городе Гельнгаузене в княжестве Гессен, в семье зажиточного бюргера. Когда мальчику шёл десятый год, он был похищен проходившими мимо гессенскими солдатами и вместе с ними участвовал в Тридцатилетней войне*: Служил денщиком, конюхом, обозным, мушкетёром, писарем. Войну закончил секретарём полковой канцелярии, а затем странствовал по Европе: был то сборщиком налогов и податей, то трактирщиком, то управляющим имения. Наконец, поступил на службу к епископу страсбургскому Францу Эгону фон Фюрстенбергу.
_________________
* Тридцатилетняя война проходила в 1618—1948 гг. между габсбургским блоком (Испания, Австрия, католические князья Германии, Папство, Речь Посполитая) и антигабсбургской коалицией (германские протестантские князья, Франция, Швеция, Дания, их поддерживали Англия, Голландия, Россия); основные военные действия развернулись на землях Германии и разорили их дотла.

С 1667 г. и до конца жизни, а умер писатель в 1676 г., Гриммельсгаузен занимал должность старосты небольшого прирейнского городка Ренхен близ Страсбурга, где были созданы почти все его произведения. В 1668 г. писатель опубликовал свою первую автобиографическую книгу «Затейливый Симплициус Симплициссимус*», ставшую со временем классикой немецкой литературы. Затем пошла серия «симплицианских» продолжений, начало которой положила в 1670 г. повесть «Симплицию наперекор, или Пространное и диковинное жизнеописание прожжённой обманщицы и побродяжки Кураже». Все произведения из «симплицианской» серии посвящены событиям Тридцатилетней войны, очевидцем и участником которых был писатель.
_______________________
* Симплиций, то есть простак.
** Кураже (фр.) — отвага; в современном понимании — смелость, задор, развязность.

Книги Гриммельсгаузена выходили под различными псевдонимами, обычно он подписывался анаграммами своего имени. Лишь в XIX в. удалось установить имя автора и некоторые данные его биографии.

Кураже* Гриммельсгаузена — продувная бестия, случайная любовница Сиплицимиуса, родившая от него и тайком подбросившая незадачливому папаше младенца. По легенде автора, узнав, что Сиплицимиус опубликовал мемуары, которые пользуются успехом, она продиктовала собственные антимемуары, чтобы мужик не кичился своей славой.
__________________
* Прототипом Кураже Гриммельсгаузена считается Хустина Дитцин, героиня испанского плутовского романа Ф. Убеда (псевдоним доминиканца Алонсо Переса) «Хустина Дитцин по прозванию Пикара» (1620).

Из этих записок мы узнаём, что Кураже в жизни — сиротка Либушка из богемского (чешского) городка Прахатиц. Когда ей минуло тринадцать лет, городок был взят габсбургскими войсками. Либушку спасли от насильников, переодев мальчиком, и она стала Янко — пажом ротмистра, а позднее его любовницей. Девушка следовала за войсками, участвовала в сражениях, сводничала, одно время прикидывалась цыганкой. Гриммельсгаузен показал читателям само исчадие ада — завистливая, корыстная, мстительная эгоистка, Кураже знала себе цену и упорно и успешно пробивалась к богатству! А заодно распутничала с солдатами и офицерами и торговала табаком и водкой. Одним словом, Кураже презрела и попрала моральные законы общества, увидев жизнь во всей её наготе.

И вот эту женщину решил Бертольт Брехт сделать трагической героиней своей драмы. На такой ход его подтолкнул небольшой эпизод из повести, когда Кураже рассказала историю о том, что однажды старый солдат принёс ей в склянице некое подобие паука, оказавшегося spiritus familiaris*. От этого приобретения женщина стала считать себя счастливее самых богатых богатеев.
________________________
* Spiritus familiaris (лат.) — семейный дух или дух домашнего очага.

В пьесе сильно заметно влияние на Брехта творчества А.М. Горького. Мамашу Кураж можно без натяжки назвать младшей нищей сестрой Вассы Железновой в условиях жестокой гражданской войны и интервенции*. Поставившая себе целью выжить и вырастить детей в любых обстоятельствах, эта сильная, властная женщина на деле познала могущество денег, приняла их как единственный гарант выживания для её семьи, и это заблуждение, которому безоглядно следовала Кураж, погубило и её детей, и её саму. Более того, дети фактически отвергли жертвовавшую собой ради них мать, ибо искреннюю материнскую любовь Кураж заслонили золото и шмотки, которыми она торговала.
___________________________
* См. Главу 91. «Васса Железнова» данной книги.

В других видах искусства Анна Фирлинг воплощения не нашла.
Первая экранизация, короткометражный фильм «Мамаша Курах и её дети» была сделана в 1955 г. в Швеции. Режиссёр Вольфганг Штаудте. В роли Анны выступила актриса Хелена Вайгель.
________________________
* Вольфганг Штаудте (1906—1984) — немецкий актёр и кинорежиссёр. Начинал в ГДР, затем уехал и успешно работал в ФРГ и Швеции.
** Хелена Вайгель (1900—1971) — немецкая актриса; единственная законная жена Бертольта Брехта (с 1929 г.). Всего снялась в 13 фильмах. 

На мой взгляд лучшей постановкой пьесы стал советский фильм-спектакль «Дороги Анны Фирлинг», снятый в 1985 г. режиссёром С.Н. Колосовым. Роль мамаши Кураж исполнила Л.И. Касаткина*.
________________________
* О Колосове и Касаткиной см. Главу 90. «Душечка» настоящей книги.


Рецензии