Судьбы. оксана

СУДЬБЫ.  Оксана.

Мы сидим с нею за столом в саду, под раскидистой сиренью. Длинный стол, на человек тридцать и скамейки вдоль неё…
Страшно озвучить цифру, сколько лет прошло с тех пор, как её, с детьми, мы провожали к трапу самолёта. Тогда мне, казалось, что больше никогда мы не встретимся…
Чутьё подвело меня. Она сидит напротив, постаревшая, с сетью морщин у глаз, и около губ. Руки огрубевшие, видно, что она давно не ухаживала за ними.
Наши мужья оставили нас, чтобы мы наговорились после долгой разлуки.


- Она поправилась. Настоящая сибирячка. Глаза изменились, вернее сказать, нет того задора, который был в них всегда. То, что жизнь потрепала, было видно. Но сибиряки, такой народ, что всегда выходят победителями из самых сложных ситуаций.
- Эличка, как у тебя хорошо! Ты сама почти не изменилась. И Андрей  не очень – то изменился. Вот только почему у него такая короткая стрижка? У него же такие шикарные кудри?...
Но всё равно, если бы столкнулись на улице, я бы его узнала… Так хочется увидеть Надюшку. Какая она стала?
 - А ты их всех увидишь, они каждый день, навещают нас…


Сразу смена настроения. Тень пробежалась по её лицу:
- Они навещают каждый день? И ты с ними не ссоришься?
- А почему мы должны ссориться?
- Ну мало ли что…Если, как и раньше, ты сможешь понять меня, и не посмеёшься, то я тебе всё хочу рассказать…
Может быть и потому я приехала, потому что не могу ответить на вопросы, которые я задаю себе…
… Жизнь такая получилась, что одни сплошные вопросы; Почему так устроилось у меня, что приходится часто краснеть перед человеком, который вырастил моих детей?...


… Дети выросли, не понимая, что на добро, надо отвечать добром…
Губы задрожали, слёзы висят на кончике ресниц. Плечи сразу поникли, и  уголки губ опустились.
Прошло два с лишним десятка лет, прежде, чем нам пришлось встретиться. Мы - две подруги. Годы прошлись по внешности. Изменились, постарели. Но желание помочь так и осталось у меня, по отношению к ней.
Нам уже по шестьдесят три года. Обе знаем, что за плечами большая часть жизни, осталось жить намного меньше.


 С годами стали  умнее, мудрее, можем многому научить, но только почему до сих пор есть вопросы, на которые ответить, не можем?...
Вот и она, с удивлением спрашивает меня, как же так получилось, что она мать, не может понять, когда она упустила момент в воспитании детей?
- Эля! Мне много не надо. Только одно, чтобы мои жестокие  дети, хоть чуть – чуть попытались понять мою душу. Так мало нужно с их стороны! Всего лишь, не лезть в личную жизнь, и  чтобы оставили нас в покое.
Она не могла понять, как так получилось, что ей приходится бороться за своё счастье не с кем - нибудь, а со своими родными детьми?


Она хорошо помнит, как убегала с детьми, вся избитая,  в синяках и ушибах, подальше от своего дома, к той, кого считают ближе всех – к своей маме. А мать даже не открыла ей двери, сказав, что не хочет быть крайней, в её отношениях с мужем…
 Вот тогда, она решилась пойти ко мне, хотя в то время отношения у нас были натянутые. Она сама виновата. Ведь тогда она не могла рассказать мне, что не могла видеть счастливые лица. Что от чьего либо смеха, ей становилось тошно. А тогда…Совсем некуда идти, а к ногам жмутся двое испуганных детей…
Пришлось спрятать свою гордость куда – то подальше и постучаться  к нам. Открыв дверь, помню, я потеряла дар речи.


 А она, захлёбываясь в слезах, рыдая и проклиная  всё на свете, рассказала всё без утайки. Оказалось, что наша общая знакомая, сама того не зная, стала любовницей её мужа.
Как, пять месяцев назад, открыв двери, она застала эту, Розку, совершенно голой, слоняющейся по комнате. Муж встал в позу. А она,…она прямо при ней, стала обвинять его в измене, в непорядочности, и в том, что он не человек, а скотина…
 Вся в слезах рассказала, что тогда, впервые, он поднял на неё руку, а потом пошло…
 Могла бы попросить поддержки у матери, но та упёрлась, что это она, сама во всём виновата. Что только она должна находить общий язык со своим собственным мужем.


 О чём может быть разговор, когда в глаза мать сказала, что никогда не примет её с детьми. Что ей оставалось делать?
На мой вопрос, почему скрывала от меня, что так у неё всё плохо…
Да потому что, было так стыдно, так стыдно, что мочи нет.
Она ведь помнит, как они, в  мечтах о семейной жизни, говорили о том, что в замужестве, никогда не позволят  будущему мужу, даже в шутливой форме, повысить на себя голос, а тут…
Она даже не могла сказать ему, пристыдить его, чтобы он опомнился и не бил её при детях… что они всё видят, и могут стать такими же, как он, садистом.
Не могла сказать, потому что, увидев его тяжёлый взгляд, язык прилипал к нёбу.


Муж, совсем не муж.  В глазах зелёные от ярости блики. Презрительный взгляд и сжимающие кулаки, которые он уже стал применять по любому поводу. От него только одни и те же слова:
- Заткнись и сиди в своём углу…
За пять месяцев, она уже почти полу - человек. Стала чувствовать, как в ней поднимался животный страх, и взгляд, который ловил лишь его сжимающиеся кулаки. Из головы в тот момент, всё исчезало и мысль одна и та же – Господи! Только пусть не изуродует…
А тот, так и старался дать ей кулаком куда ни попадя…
- Садист, садист, садист – стучало в висках…
А голос тоненький шептал: беги, беги…


Она тогда рассказывала, не скрывая, а глаза лихорадочно блестели и немой вопрос:
- Что делать мне? Как поступить?
- А что бы ты сама хотела? – вопрос, смысл, которого,  не сразу дошёл до неё.
- Я бы хотела улететь в Сибирь, там у меня остались родственники со стороны папы. Они хорошие, должны помочь. Только у меня нет денег…
А дальше, как в детективном кино. Только тогда, когда самолёт взлетел, она вздохнула с облегчением.


Ей повезло. Пошла устраиваться на работу и встретила свою настоящую судьбу. Он  старше на два года. У него дом, на окраине города. Стали жить. Когда она спросила, почему он не интересуется, прошлым, и почему осталась одна, с детьми? Он просто, сказал. Раз сама не рассказываешь, значить, мне не надо знать.
Бывало, поскандалят, но быстро мирились, а потом удивлялись, что как малые дети, не могли  сразу разобраться…
Работать, так и не пошла. Всё по хозяйству; куры, гуси, козы и бычок.  А он работал. Так и жили. Дети выросли.


Дочь отдали замуж, сын женился и сразу разговоры о том, что родители должны продать дом, хозяйство и должны купить себе одну комнатную. А оставшиеся деньги, поделить между ними. Она возражала:
- Мне стыдно сказать ему такое. Это его дом, нашего здесь ничего нет. Как возможно ему это предложить? Этот дом, построили его родители…
- Нет! Я не могу. Мне совесть не позволяет.
 А сын всё упрямей твердил, что не надо было рожать, если не может обеспечить жильём. На слабые возражения, и просьба, что можно пожить вместе, смех…
 

- Ты что мать! Никакой жизни тут у вас. С утра начинаешь тарахтеть вёдрами, хлопать дверями, надоела со своими курами, гусями и вонью!... Во! Сыт по горло! Ни отдохнуть ни поспать в выходные!
Послушала его и тут « взорвалась » :
- А чего же каждую неделю приезжаете, за яйцами, овощами и за курами?
- А ты что жалеешь?
- А я что, когда – нибудь попрекала? Просто говори, да не заговаривайся!
- Мать, продавайте дом и точка!


 Сначала разговоры шли не на повышенных тонах. А потом начался кошмар. Требования, упрёки…
Муж был не в курсе.
А совсем недавно, пришёл пораньше с работы, что –то разболелась голова. Вошёл и сразу понял, о чём разговор. Хотел сказать, как тут же отлетел от удара в грудь. Сын со злостью ударил. Она закричала громко, с надрывом.
 А сын -  это какой – то чужой человек! Какой ужас! Она увидела его сузившие глаза и сжатые кулаки…
Перед нею стоял тот, от которого, она когда – то убежала. И опять этот противный страх!
Она поняла точно, что он не отстанет от них. Что – то надо делать.


Как быть? Решила попробовать поговорить. Поговорила и пожалела об этом. До сих пор слышались его аргументы.
- Когда вы собрались  умереть? Да вы нас переживёте!
Мать, ты слышишь себя?...
 Чего ты жалеешь старого козла? Что вам старикам надо? Поспать, да пожрать…Чего это ты не пытаешься уговорить старого козла? Дождётесь, что я обозлюсь и тогда пеняйте на себя! И ты!  Ты старая его жалеешь, а меня, сына, не хочешь понять! И долго я буду жить по съёмным квартирам? Завтра давайте на продажу дом, покупателей сам найду, и квартиру вам сам найду…


Уходя, так хлопнул дверью, что стёкла жалобно зазвенели. Вся ночь в раздумьях. Её мечта пожить в спокойствие остаток жизни – рушилась прямо на глазах.
Ей уже исполнилось шестьдесят три года. Знает, осталось не так уж много лет жизни, на белом свете. Такая жалость, что родные дети, не понимают, что она не может заставить мужа продать дом, который построили его родители.
Ей жаль, что жизнь становится похожей на кошмар.
Почувствовала взгляд. В проёме двери стоял он - муж.  Она впервые заметила, как он постарел…


- Знаешь, дорогая! А ведь они правы. Зачем нам на старости этот дом. У меня есть знакомый, он давно мне предлагал обмен с доплатой. Я узнаю, какую он даст разницу, и на этом всё решим. А квартира у него приличная. Нам хватит – а потом уже со вздохом – тогда может быть и доживём в спокойной обстановке…
Так и сделали. Обмен состоялся, деньги поделили на три части. Одну оставили себе. Сын хотел было возмутиться, но  тут вмешался, знакомый, который устроил обмен. Он так и сказал, что если они ещё раз побеспокоят родителей, то он сам займётся ими.


 Прошло два десятка с лишним лет. И вот теперь опять вместе.  Как и обещала по телефону, что приедет в гости с мужем -  сдержала слово.
В глазах немой вопрос – « Почему?...»
Да кто поймёт, почему дети, даже выросшие в одной семье,  в одинаковых условиях, и то, вырастают с совершенно разным отношением к родителям? Один, старается не обидеть, угадывает желание, исполняет,  а другому всё равно…
Я никогда не задумывалась над тем, как поведут мои дети по отношению к нам.
Говорят, что сытый, голодного не поймёт… А мне почему – то, так понятна её боль. Может быть когда –то, в другой жизни, я проходила эту боль, не знаю…

 
-  А стоит ли искать ответы на вопросы, которые ничего уже не значат? Всё, чего они добивались - они добились.
Самое главное скажи: « Счастлива ли ты сейчас?»
- Да, я очень счастлива. Ну а что тебе ещё нужно? Живи и радуйся каждой минуте жизни. Не надо искать ответа… Не мусори свои мозги этим. Если даже и найдёшь ответ, что оно тебе даст?...
 И пожалуй ты права. Не стоит зацикливаться на этом…
 
ЭльХан.


Рецензии