Бакунин об общинной форме правления в России

      Главным идеологом революционного народничества на основе общинного устройства общества некоторые отечественные исследователи считают Михаила Александровича Бакунина (1814-1876) , с именем которого связано возникновение российского анархизма. Будучи талантливым публицистом, оратором, пропагандистом революционных идей, он всю свою сознательную жизнь посвятил борьбе за социальное освобождение трудящихся от крепостного и наёмного рабства. Бакунин считал, что никакая даже самая лучшая теория по развитию социальной справедливости не позволит создать такое общество, если в самом народе страны не сложился такой идеал хотя бы в основных чертах, не следует и мыслить о возможности социальной революции в такой стране. Идеал этот, по убеждению мыслителя, выдвигается из самой глубины народной жизни, представляя собой «результат народных исторических испытаний, его стремлений, страданий, протестов, борьбы и вместе с тем есть как бы образное и общепонятное, всегда простое, выражение его настоящих требований и надежд». Данное суждение Бакунина весьма актуально и для современной российской действительности, когда безуспешно предпринимаются попытки найти новую общенациональную идею, способную объединить не только прогрессивную политическую элиту, но и широкие слои населения страны.

      На полное решение проблемы социальной справедливости, полагал Бакунин, и в этом с ним трудно не согласиться, уйдут столетия: «Но история выдвинула эту проблему и отныне мы не можем оставлять её без внимания, не обрекая себя на полное бессилие». Исходя из этого он чётко сформулировал задачу, стоявшую перед революционерами-народниками, которую можно считать классической формулой социальной справедливости, являющейся актуальной и для России начала XXI века: «Организовать общество таким образом, чтобы каждый индивид, мужчина или женщина, находил почти равные возможности для продолжения своей жизни, для развития своих различных способностей и условия для их применения на благо себя и общества! Создать такие законы в устройстве общества, которые сделали бы невозможным для всякого человека, кто бы он ни был, эксплуатировать другого человека и без всякого контроля пользоваться общественным богатством, являющимся, в сущности, продуктом труда многих людей, а позволяло лишь в той мере, в какой он своим трудом непосредственно способствовал его созданию».

      На пути к решению поставленной задачи, т.е. «...для создания социалистического общество, которое и есть справедливое общество, стоит главное препятствие - деспотическое государство со всеми его церковными, политическими, юридическими, военными, бюрократическими и иными учреждениями, которое необходимо разрушить в ходе социальной революции и заменить его свободной федерацией вольных рабочих, земледельческих и фабрично-ремесленных артелей и ассоциаций» — говорил Бакунин


      Но как известно, государство является деспотичным бюрократическим аппаратом господствующего класса только в классовом обществе, а когда общество не будет делиться на класс угнетателей и на класс угнетённых, то это будет аппарат насилия партии победившей в парламентской борьбе, программу развития которой избрал абсолютным большинством голосов в парламентской борьбе народ страны, как это и делается в странах с парламентарно-демократическим строем!  Неужели не видно, как это происходит  в социально развитых демократических государствах мира?  Только, к великому сожалению, в России сегодня нет ни одной хорошо сплочённой народной партии с социально прогрессивной программой развития...

 
       Нет сомнения, что Бакунин отвергает буржуазный парламентаризм и политику либерализма с точки зрения крестьянского революционера, ему чужда сама продажная природа буржуазной демократии и её парламентаризм с лживыми партийно-политическими играми, а его разоблачения буржуазного парламентаризма ещё и сейчас не потеряли своей бьющей силы. Он даже не предполагал, что можно сделать так, чтобы не только народ был для государства, но и государство для народа, когда объединённый в свою партию народ при развитом в стране парламентаризме способен сам воспитать, обучить и выбрать из своей среды на конкурсной основе грамотных управленцев как в отдельных, устроенных по принципу общинности отдельных поселений и городских муниципалитетов, так и для всей страны сплочённых в единое государство таких общин.  А при победе своей партии на выборах они уже будут способны управлять страной для благополучного развития как всей страны, так и каждого её гражданина, не позволяя управлять общественными делами всяким бездарям и безграмотным проходимцам. Но для этого в программе партии обязательно должен быть прописан пункт, по которому право на труд должно гарантировать каждому и право на все необходимые социально-коммуникационные и интеллектуально-духовные блага от их общего производимого в стране количества для нормального развития каждого от количества и квалификации своего труда в общественной экономике по принципам гуманизма, равноправия и социальной справедливости, при всех гражданских правах и свободах, необходимых для реализации такой программы.

       Нет сомнения, что для этого народ должен быть не только социально, экономически и юридически грамотным, то есть хорошо образованным, но ещё и сплочённым, хорошо организованным своей партией для борьбы против несправедливости и угнетения от власть и богатство имущих. Чтобы смог создать такое государство, где право на труд каждому обязательно будет гарантировать и право на жизнь достойную  своего труда, где каждый для всех и все для каждого! А так как человек животное общественное, то и ответственность должна быть у каждого перед обществом и у общества перед ЧЕЛОВЕКОМ!!! Именно это сейчас и доказывают всей своей жизнью самые социально развитые государства мира.

        Отрицание не только «деспотической», но и вообще любой государственности сложилось у Бакунина на основании убеждения в том, что буржуазное, капиталистическое государство - это насилие, притеснение, эксплуатация и несправедливость. А возведенная в систему во имя абстрактной и мифической идеи всеобщего блага государство диктатуры пролетариата, идеи, которая не подтверждается конкретными социально-экономическими тенденциями при развитии  разных общественных систем, прикрывается только общими фразами, что "всё для человека, всё для блага человека!". А ведь при "советском социализме" многие знали этого человека в лицо...)))

         Государственная власть в буржуазном обществе как «торжествующая несправедливость», по убеждению Бакунина, исходит от религиозной власти, т.к. «государство - младший брат церкви». Там, где начинается такое государство, считал он, кончается индивидуальная и коллективная свобода, и наоборот, свобода человека, расширение его прав приводят к переделу сфер влияния государственной власти. Государство-деспот несет людям «самое вопиющее, самое циничное и самое полное отрицание человечности». Конечно при условии, что народ не организован в свою партию и через её представителей не принимает участия в государственных делах, ибо партия это часть населения страны организованная для достижения своих экономических целей!  А если народ не организован в такую партию, кто же будет защищать интересы народа? Буржуазии до твоего благополучия никакого дела нет, тебе заплатили денежки за труд, вот и гуляй!

         Теоретик анархизма НИКОГДА не отождествлял общество и государство. «Общество, как естественный способ существования определённой совокупности людей, первично независимо от всякого договора людей и движущей силой развития общества выступает инстинкт солидарности, а государство вторично и им движет инстинкт власти правителя!» - писал Бакунин. Он считал, что общество должно функционировать на основе естественных потребностей населения и законы должны способствовать развитию справедливости в таком обществе, а буржуазное государство - это искусственно созданное бюрократическое образование для порабощения трудового народа. Буржуазное государство с помощью своих законов и путём создания централизации, бюрократии и репрессивных органов постоянно стремится быть над народом, а не для народа. «Буржуазное государство, - пишет Бакунин в работе «Государственность и анархизм», - окончательно раздавило, развратило русскую общину, уже и без того развращенную своим патриархальным началом... Под его гнетом само избирательное право общины стало обманом... При таких условиях последние остатки справедливости, правды, простого человеколюбия должны были исчезнуть из общества, к тому же разоренных государственными податями и повинностями и до конца придавленных буржуазными государственными законами и начальственным произволом».

         Отсюда выводы, сделанные Бакуниным: единственным выходом для отдельного крестьянина является разбой, а для целого народа - всеобщий бунт, восстание против несправедливости. А чтобы не было стихийных бунтов и напрасных жертв, прогрессивно мыслящие молодые интеллигенты должны «идти в народ» и объяснять людям цели справедливого общества и готовить социальную революцию. Следовательно, по Бакунину, уничтожение буржуазной государственности и становление социалистической государственности выступает в общественной практике как основной способ разрешения всех социальных проблем, включая и проблему утверждения социальной справедливости. Идеалом справедливого общества для теоретика анархизма было федеративное устройство общества, для достижения которого необходимо было ликвидировать буржуазную, капиталистическую государственную машину основанную на товарном производстве ради прибыли, а не ради удовлетворения насущных потребностей всех членов шбщества.

           В силу насильственной и антигуманной природы буржуазного государства, Бакунин рассматривал его как искусственное, но исторически неизбежное образование, которое покровительствует экономически привилегированным слоям общества в деле эксплуатации народа. Для народа, подчеркивал Бакунин, буржуазное государство всегда будет тюрьмой. Он опасался того, что представители народа, получив государственную власть и не внедрив законом социалистические принципы, не формируя социалистическую законность, «станут смотреть на чернорабочий мир с высоты государственных, а не народных интересов» и будут в правительстве «представлять уже не народ, а себя и свои притязания на управление народом», извратив сами цели социалистической революции и социалистического государства. Как показала жизнь, его опасения подтвердились...

            Выступая с критикой марксистского учения о государстве диктатуры пролетариата, М.А. Бакунин заявлял, что между государством диктатуры пролетариата и буржуазной государственностью нет принципиальных различий. Государственная власть развращает всех, независимо от их классовой принадлежности. Более того, любая диктатура, кроме диктатуры социалистической законности, будь то новая революционная власть, может быть «еще более деспотичной, чем прежняя». Диктатура пролетариата может стать «красной бюрократией» и диктатурой пролетарских чиновников или пролетарской партии, а пролетарский вождь - превратиться в «диктатора-императора» и это его убеждение оказалось не лишённым оснований, особенно если цель революции чётко не выражена, как и социально-экономические и политические права и свободы граждан страны.

           Резюмируя взгляды М.А. Бакунина на социальную справедливость, следует отметить, что в них содержится немало ценного и рационального, а критика несправедливого характера российского государства того времени и определение путей его революционного переустройства на социалистических началах весьма не однозначны. Анализируя российские экономические отношения как объективные основы угнетения российского народа, он не выявляет новых тенденций в развитии сельского и промышленного пролетариата как зарождающегося партийного и революционного объединения трудящихся масс.
   
            Для него русская община хоть и не выступает неким образцом для формирования нового общества, но основой всё равно должна быть всё та же русская община на принципах управления снизу доверху через народные сходы, где слово мудрых старейшин о справедливых отношениях в общине должно быть понятным каждому и являться чуть ли не законом в общине, которая должна быть очищена от всех её отрицательных сторон.  Именно в общине, в основе которой лежит право на труд определяющее всем и право на необходимые каждому социальные блага достойные труда и есть сама суть социальной справедливости, а не только право на зарплату пропорционально труду не подкреплённую никакими социальными гарантиями. А объединение таких общин с единой целью развития всего общества и должно составлять структуру всей страны, что сегодня подтверждается развитием Швейцарии, Финляндии, Швеции, Канады, Сингапура, Исландии и других социально развитых стран, основанных на развитии такого объединения общин с едиными целями и законами своего развития.


             В капиталистическом буржуазном обществе государство непременно есть господство его привилегированного аппарата власти, следовательно, в таком государстве обязательно будет процветать и наёмное рабство со всеми своими грабительскими законами.  А значит государство без насилия над трудящимися при монополии капитала, открытого или замаскированного, немыслимо - вот почему анархо-коммунизм, социал-либерализм и социал-демократия,  является врагом буржуазного государства, ибо в этом случае господствует монополия закона о социальных гарантиях, которые утверждаются в обществе этим ЗАКОНОМ, а не монополия капитала! При условии, что в парламентской борьбе победила и стала правящей партия именно с такими целями, а не прикрывающая свои буржуазные цели социальными названиями. А это означает только то, что лишь организованный в государство сам объединённый справедливыми целями народ, который способен не только внедрить в общество свои справедливые законы и жить по общим для всех законам, но следить за исполнением и обеспечивать исполнение всех принятых народом законов, при которых право на труд каждому будет определять и право на социальные условия жизни от общего количества социальных благ производимых в общество, но достойно труда на благо общества, а не неизвестно как добытых денег.  Именно такое государство и будет социально справедливым народным государством, в котором может сохраняться рынок вне социально-коммуникационной сферы для развития других сфер потребления!


       Если первобытный коммунизм это общественный доклассовый строй первобытной родовой общины с общим трудом на благо общества и общей собственностью на производимые средства для жизни, которые распределялись по законам общины для благополучной жизни всех её членов как в большой дружной семье, то сторонник прямого народовластия в Швейцарии Раймонд Брогер в программной речи говорил, что уже больше полутысячелетия все объединённые в единое государство швейцарские общины самоуправления не меняют существенно законы своей жизни, а только их совершенствуют на основе гуманизма, равноправия и социальной справедливости для улучшения своей жизни. К этому всех ведёт убеждение, что такая жизнь связана с обязательствами и самоограничением каждого и не может быть никакой свободы от этого ни у граждан, ни у правительства без всеобщей дисциплины и честности, без диктатуры закона избранного народом и его беспрекословного соблюдения, как и нет свободы без долга исполнения закона, если закон и службы обеспечения законности защищают права всех граждан своей страны от любого произвола, угнетения и эксплуатации.

       Но при демократии только НАРОД должен быть законодателем и решающим судьёй во всех важных вопросах, ибо власть народа может быть только законодательной, а исполнительная и правозащитная власть должны быть государственными структурами. А так как народ не может ежеминутно участвовать в управлении государством, то необходимы какие-то аристократические и даже монархические элементы управления, но без нарушения ЗАКОНА избранного народом и при действенном механизме обеспечения законности!!!

       Правительство не должно спешить за всеми изменениями потребностей и народных мнений, задача правительства обеспечивать исполнение разумных законов принятых населением и действовать так, как действовал бы умный и грамотный человек, который зная количество населения формирует экономику для удовлетворения потребностей при стремлении обеспечить необходимым для благополучия каждого базовыми нормами средств для жизни от их общей производимой массы, что должно зависеть не столько от финансовой прибыли и анархии рынка, сколько от потребностей населения в средствах для жизни. А для этого необходимо формировать их распределение по количеству и квалификации труда каждого, сохраняя относительно свободный рынок вне необходимых норм в социально-бытовой сфере. А это при растущих потребностях населения и экономики общества делать становится всё труднее. Именно демократическая система формирования социально-экономических законов как раз и требует сильной руки, которая могла бы государственный руль направлять только по выбранному народом курсу. Если, конечно, народ сплочён своей партией и единством своих целей…

        Примерно то же самое про свои страны могут сказать канадцы, норвежцы, исландцы, шведы, финны и представители других социально развитых стран мира. Разница будет только во времени объединения народа для организации и становления такой народной экономики…

        Только россияне НИКОГДА такого про свою страну сказать не могли и долго ещё сказать не смогут...
 

      Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика. [Сборник]. М., 1989. С. 92.
      Бакунин M.A. Указ. соч. С.36. 40.
      Бакунин Михаил. Избр. соч. в четырех томах. Т.1. Славянский вопрос. Федерализм. Социализм и антитеологизм. Лондон, 1915. С.115-116.
      Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика. С. 87. С.518
      М. Бакунин. "ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ И АНАРХИЯ". Избранные сочинения.

      Цитаты.

    «Знание - сила, невежество - причина бессилия перед всеми невзгодами. Невежество главным образом мешает народу  осознать всю свою громадную силу при общей солидарности, мешает ему сговориться и создать организацию направленную против организованного грабежа и притеснения со стороны буржуазного государства.»

    "В самоокупаемых общинных поселениях при их самоуправлении соблюдение законов определялось строгостью наказания за их нарушение, а контроль определялся специальным службами и общественностью при исполнении всех необходимых мер для обеспечения порядка по внутреннему уставу и распорядку, что и обеспечивает необходимую дисциплину в обществе."

     "Русское государство по преимуществу и, можно сказать, исключительно — всегда было военным государством. В нём всегда все было подчинено единому интересу могущества всё насилующей вооружённой власти."

    "Русского офицера всегда учили - «"Чтоб овладеть душою солдата, надо прежде всего овладеть его телом":

     Как же овладеть его телом? Посредством беспрерывного учения. Вы не думайте, чтобы немецкие офицеры презирали шагистику, ничуть не бывало — они видят в ней одно из лучших средств для того, чтобы выломать члены и для того, чтобы овладеть телом солдата, а потом ружейные приемы, уход за оружием, чистка мундиров; - надо, чтобы солдат был с утра до вечера занят и чтобы он не переставал чувствовать над собою и за каждым шагом своим строгое, холодно-магнетизирующее око начальства.

    Зимою, когда времени остается побольше, солдат гонят в школу, там их доучивают читать, писать, считать, но главное; — заставляют твердить наизусть военный устав, проникнутый боготворением императора и презрением к народу: - императору делать на караул, а в народ стрелять. Вот квинтэссенция нравственно-политического учения солдат.

   Проживя три - пять лет в этом омуте, солдат не может иначе выйти из него, как моральным уродом. Но и для офицеров то же самое, хотя и в другой форме.

   Из солдат хотят сделать палку бессознательную; офицер же должен быть палкою сознательною, палкою по убеждению, по мысли, по интересу, по страсти.»

   
    О религии:

   «А религия есть коллективное безумие, тем более могущественное, что оно — безумие традиционное, и что её происхождение теряется в чрезвычайно отдаленной древности.
...
   В самом деле, нужны были:
- весьма глубокое недовольство жизнью,
- великая жажда сердца,
- и почти абсолютная нищета ума, чтобы принять христианскую нелепость, самую чудовищную из всех религиозных нелепостей.»


     О рабах божьих:

   «Рабы Бога, люди: - должны быть рабами и Церкви, и Государства, поскольку оно освящено церковью.

   Вот что христианство поняло лучше всех существовавших и существующих религий, не исключая и древние восточные религии, которые охватывали лишь народы отдельные и привилегированные,  это то, что христианство имеет претензию охватить все человечество.»


     О значении идеи бога для паразитов:

   «Есть разряд людей, которые, если и не верят, должны по крайней мере казаться верующими.

   Это — мучители, угнетатели, все эксплуататоры человечества, священники, монархи, государственные люди, военные, общественные и частные финансисты, чиновники всех сортов, полицейские, жандармы, тюремщики и палачи, монополисты, капиталисты, ростовщики, предприниматели и собственники, адвокаты, экономисты, политиканы всех цветов, до последнего бакалейщика, — все в один голос повторят слова Вольтера: «Если бы Бог не существовал, его надо было бы изобрести».


      О наших предках:

    «Да, наши первые предки, наши Адамы и Евы, если и не были гориллами, то по меньшей мере очень близкие родичи гориллы, всеядные, умные и жестокие животные, одаренные в неизмеримо большей степени, чем животные всех других видов, двумя ценными способностями, это способностью мыслить и способностью, потребностью бунтовать.»


       О империи:

    «Мы, русские, все до последнего, можно сказать, человека знаем, что такое, с точки зрения внутренней жизни ее, наша любезная всероссийская империя.

    Для небольшого количества, может быть, для нескольких тысяч людей, во главе которых стоит император, со всем августейшим домом и со всею знатною челядью, она:
— неистощимый источник всех благ, кроме умственных и человечески-нравственных;

    Для более обширного, хотя все еще тесного меньшинства, состоящего из нескольких десятков тысяч людей, высоких военных, гражданских и духовных чиновников, богатых землевладельцев, купцов, капиталистов и паразитов, она:
— благодушная, благодетельная и снисходительная покровительница законного и весьма прибыльного воровства;

    Для обширнейшей массы мелких служащих, все-таки еще ничтожной в сравнении с народною массою, — скупая кормилица;

- А для бесчисленных миллионов чернорабочего народа: — злодейка-мачеха,
- безжалостная - обирательница,
- и в гроб загоняющая мучительница.

    Такою она была до крестьянской реформы, такою осталась теперь, и будет всегда. Доказывать это русским нет никакой необходимости. Какой же взрослый русский не знает, может не знать этого?


     Русское образованное общество разделяется на три категории:

- на таких, которые находят для себя слишком невыгодным признавать все эти истины, несомненные как для них, как и для всех;
- на таких, которые не признают эти истины, не говорят о них из боязни;
- и наконец, на тех, которые за неимением другой смелости, по крайней мере, дерзают эти истины высказывать.

- Есть еще четвертая категория, к несчастью слишком малочисленная и состоящая из людей, не на шутку преданных народному делу и способные действовать, не довольствуясь высказываниями.
- Есть, пожалуй, пятая и тоже немалочисленная категория людей, ничего не видящих, не слышащих и не смыслящих. Ну, да с этими и говорить нечего.

   Всякий сколько-нибудь мыслящий и добросовестный русский должен понимать, что наша империя не может переменить своего отношения к народу. Всем своим существованием она обречена быть губительницей его, его эксплуататором и кровопийцею.

   Народ инстинктивно её ненавидит, а она неизбежно его гнетет, так как на народной беде построено все её существование и сила.
   Для поддержания внутреннего порядка, для сохранения насильственного единства, и для поддержания внешней даже не завоевательной, а только самоохраняющей силы ей нужно:
- огромное войско, а вместе с войском нужна полиция;
- нужна бесчисленная бюрократия, казенное духовенство... Одним словом, огромнейший официальный мир, содержание которого, не говоря уже о его воровстве, неизбежно давит народ.

     Нужно быть:
- Ослом, Невеждою, Сумасшедшим, чтобы вообразить себе, что какая-нибудь "Конституция" нашей империи, даже самая либеральная, и самая демократичная, могла бы изменить к лучшему это отношение государства к народу;
- ухудшить это отношение, сделать его еще более обременительным, разорительным — пожалуй, уже тоже не сможет, ибо Зло уже доведено до конца;
- и освободить народ от наёмного рабства, улучшить его состояние в таком государстве она тоже не сможет.

  Пока существует империя, она будет заедать наш народ. Полезная конституция для народа может быть только одна — разрушение всей империи зла и насилия!»


     О истории образования империи:

   «Ну, а историю образования всероссийской империи все знают:
- тут участвовали и татарский кнут,
- и византийское благословение,
- и немецкое чиновно-военное и полицейское просвещение. Бедный великорусский народ, а потом и другие народы, малороссийский, литовский и польский, присоединенные к ней:
- участвовали в её создании только своею спиною.»


      О сути государства:

   «Итак,
- удовлетворение народных требований для сокращения привилегий классов имущих и управляющих решительно невозможно;
- поэтому для сохранения своего положения этому классу остается одно средство — государство, государственный аппарат насилия,
- потому что Государство - именно и значит - Насилие,
- Господство посредством открытого или замаскированного насилия над своим народом,
- а в крайнем случае, бесцеремонного и откровенного.»


      О народном терпении и революции:

   «Но самая ужасная нищета, даже когда она поражает многомиллионный пролетариат, не есть ещё достаточный залог для революции.

   Русский человек одарён от природы изумительным и, право, иногда доводящим до отчаяния терпением, и черт знает, чего он не переносит, когда вместе с нищетой, обрекающей его на неслыханные лишения и медленную голодную смерть, он ещё награжден:
- тупоумием, тупостью чувств,
- отсутствием всякого сознания своего права,
- и тем невозмутимым терпением и послушанием,
- такой человек никогда не воспрянет; умрет, но не взбунтуется.»


    О коррупции в России и Германии:

   «Возьмем пример:
- положим, что в одно и тоже время в Германии и в России правительства назначили одну и ту же сумму, положим, миллион, на совершение какого нибудь дела, хоть на постройку нового судна.

   Что же вы думаете, в Германии украдут?
- Украдут быть может сто тысяч, положим двести тысяч, за то уж восемьсот тысяч прямо пойдут на дело, которое совершится с тою аккуратностью и с тем знанием, которым отличаются немцы.

   Ну, а в России?
- В России прежде всего - половину раскрадут, четверть пропадет, вследствие нерадения и невежества, на остальную четверть состряпают что нибудь гнилое, годящееся на показ, но для дела непригодное.»


    Об опасности из Китая и его намерениях:

   «Грозит ли с Востока вторжение китайских масс, которые могут наводнить всю Сибирь, включая новые владения наши в центральной Азии и могут перевалить через Урал к самой Волге?
   - Такая опасность со стороны Востока грозит нам чуть ли не неизбежно. "Хотите мира - готовьтесь к войне!" - древняя мудрость.»


Рецензии
Советую побывать на страничке Всеволода Каринберга - http://www.proza.ru/avtor/tigena

С уважением,

Shadrin   12.02.2015 08:26     Заявить о нарушении
Про сапоги Бакунина мне не интересно, а по поводу мыслей Бакунина по устройству справедливого общества я у Каринберга ничего нового не нашёл...

Аникеев Александр Борисович   12.02.2015 12:56   Заявить о нарушении
Если вы что-нибудь увидели - ПОДЕЛИТЕСЬ!

Аникеев Александр Борисович   12.02.2015 12:57   Заявить о нарушении
"Впадать в средневековый маразм, вы считаете возвращением к истокам?" - это всё, что я нашёл у него стоящим моего внимания...

Аникеев Александр Борисович   12.02.2015 13:18   Заявить о нарушении