Рокфеллер Латинской Америки

Архив

Все как-то уже привыкли было считать, что самым богатым человеком в мире является Билл Гейтс. Однако последние лет пять его заставил уступить свой трон не американец  даже, а телекоммуникационный магнат Мексики, Карлос Слим Элу.
Его имя замаячило в рейтинге Forbes где-то с 2004, с капиталом в $14 млрд. Тогда он занимал 17 строку. На следующий год Слим поднялся уже до четвертого места, вдвое увеличив собственные показатели. В 2006 занял третье место и оставался на нем по 2009 включительно.
Все последующие годы три крупнейших миллиардера мира в списках Forbes шли ноздря в ноздрю, как тройка гнедых, прочно удерживая за собой лидирующие места. За первые два крепко держались американцы Билл Гейтс и известный инвестор и финансист Уоррен Баффет. А снизу их уже поджимал Карлос Слим. В 2010-м, увеличив свой капитал до $53,5 млрд, он обошел обоих, закрепив за собой место первого богача мира, и, похоже, не спешит его покидать.
Финансовая империя Carlos Slim Helu включает в себя более 200 предприятий, суммарная стоимость которых составляет почти 8% от ВВП Мексики. Ей подвластна практически вся телекоммуникационная индустрия страны – 92% кабельной связи и 73% мобильной связи. Слим также владеет банками, ресторанами, розничными сетями, фабриками сигарет, и т.п.
Карлос Слим, хоть и родился в Мексике (в 1940), не мексиканец. Его отец, Джулиан Слим, эмигрировал подростком в Латинскую Америку из Ливана в 1902. Он бежал от Османской империи, вербовавшей юношей в свою армию. Ливанские матери стремились тайком отослать сыновей за пределы страны прежде, чем им исполнится 15. Видно деловая жилка у Слимов заложена генетически – умея держать нос по ветру, Джулиан быстро сколотил себе неплохое состояние.
Создав семью с дочерью такого же, как и он, ливанского беженца, Джулиан не стал ждать, когда повзрослеют его шестеро детей, с малолетства приобщая их к бизнесу весьма своеобразным образом. Он открыл на каждого по сберегательной книжке с правом пользоваться ею, но с обязательным условием – вести в блокноте приходно-расходный учет. И раз в неделю проверял эти записи, сообща анализируя их. Так его дети на практике усваивали азы ведения финансовых дел, и придерживались полученных навыков всю свою последующую жизнь.
Уроки не прошли даром. В 12-летнем возрасте, купив акции Национального Банка Мексики, Карлос Слим, пятый ребенок Джулиана, самостоятельно открыл свой первый текущий счет. В 20 лет, став биржевым брокером, начал скупать за бесценок разорившие-ся компании – в расчете на то, что в будущем они поднимутся в цене. И не просчитался. А затем основал свой собственный финансовый холдинг – Grupo Carso (“Карсо” – название, образованное первыми слогами двух имен: его собственного и нежно любимой жены Соумаи). В наши дни Grupo Carso на равных конкурирует с местным гигантом Wal-Mart.
Другая корпорация Слима – Frisco, занимающаяся добычей руды и угля, очень скоро попала в число лидеров горнодобывающей и химической промышленности Мексики.
На сферы виртуального общения сограждан Карлос Слим обратил свои взоры в 1990 году, купив компанию Telefonos de Mexico (Telmex), что вскоре сделало его телекоммуникационным королем всей Латинской Америки. Крупные капиталовложения в политику обеспечили Слиму надежную поддержку мексиканского правительства.
Став преуспевающим бизнесменом и отцом шестерых детей, Карлос передал им по наследству полученные с детства навыки. В 1980-х, когда Мексику сотрясал жестокий кризис, он рассаживал вокруг себя троих сыновей-подростков (все трое родились с разницей в один год) и со всей серьезностью приобщал их к основам ведения бизнеса, разбирая с ними успехи и просчеты крупных американских и мексиканских компаний, обучая просчитывать на несколько ходов вперед финансовую ситуацию и предвидеть ее результаты.
Карлос  с успехом осуществил свои заранее продуманные цели – создать крепкий семейный клан, работающий как единый, спаенный организм. В его финансовой империи задействованы  даже мужья его дочерей, что в общем-то вполне естественно и нормально. А все три сына занимают главенствующие позиции.
Слимовский клан, монополизировавший телекоммуникационную индустрию страны и господствующий во всей Латинской Америке, настолько могущественен, что негативно настроенные аналитики окрестили Мексику “Слимляндией”, а Карлоса Слима – “одним из дюжины жирных котов Мексики”, тормозящих развитие мексиканской экономики. “Из-за таких монополистов, как Слим, конкуренция в стране сводится к нулю”, – в сердцах заявляет профессор государственного управления США Джордж Грейсон.
Феерически успешного магната, сумевшего выйти на позицию первого богача мира, за активное внедрение в самые различные сферы мировой экономики величают не только “жирным котом”, но и “мексиканским Рокфеллером”, хотя внешне он – одно время основательно тучный, постоянно посасывающий толстую сигару, больше похож на Моргана.         
После операции на сердце в 1997, Карлос Слим постепенно начал отходить от дел, передавая бразды правления своим сыновьям, на которых во всем может безоглядно положиться. “Когда я заболел, – вспоминает Слим, – они были еще совсем молоды. Они за всё отвечали, и никто даже не догадывался, что меня нет рядом.”
Тогда-то старший сын, полный тезка отца – Карлос Слим-младший (в свои 40 лет единственный в семье холостяк, не считая самого главы клана, овдовевшего в 1999-м), и возглавил Grupo Carso, самую сложную из трех холдинговых компаний Слима. А затем стал председателем правления торгово-промышленной группы, телекоммуникационного холдинга Telmex и венчурного предприятия America Telecom. Фактически он давно уже (с 24 лет) является вторым лицом в семейной иерархии Слимов. И скорее всего именно ему будет суждено занять место отца, хотя официальный преемник еще объявлен не был.
Средний сын Марко Антонио (39 лет) с 24 лет специализируется в Grupo Carso, как финансист. Он возглавляет Grupo Financiero Inbursa – базовую финансовую структуру Слима. Младший – Патрик (38 лет), стал председателем правления отцовской компании America Movil, крупнейшего оператора сотовой связи Латинской Америки. С его приходом цена акций компании возросла в три раза, превратив America Movil в основной источник благосостояния семьи. Что же касается их отца, Карлоса Слима-старшего, то он остается мозгом, сердцем и душой всей своей семейной империи.
На одном из приемов в Нью-Йорке, куда Слимы были приглашены всей семьей, Карлос так охарактеризовал главное дело своей жизни: “Многие стремятся изменить мир к лучшему ради своих детей. Я же пытаюсь изменить к лучшему своих детей, чтобы они послужили миру.”
Это обостренное чувство ответственности – перед семьей, перед делом, за которое отвечаешь, Карлос Слим прививал своим детям с детства, о чем теперь они с благодарностью вспоминают. При всей своей погруженности в Дело, члены слимовского клана никогда не забывают о том, что они единый организм. Семейные традиции соблюдаются неукоснительно. Одна из них – совместный отдых, как правило на западном берегу Калифорнийского залива, где собираются все – от дедушек до внуков. Раз в неделю Слим-старший встречается за семейным обедом со своими сыновьями и зятьями у себя дома.
Несмотря на огромное состояние (империя Карлоса Слима оценивается в $150 млрд) он, как истинный бизнесмен, известен своей бережливостью, проявляющейся в его одежде, образе жизни и образе мыслей. Достаточно сказать, что богатейшая компания America Movil располагается в невзрачных помещениях конверсионного завода. В так называемом “Корпоративном кодексе”, написанном им для сотрудников Grupo Carso, есть такой пункт: “Избегай излишеств даже в самые благоприятные времена своей жизни, ибо это поможет компании быстро расти и обеспечит тебе стабильность во время наибольших трудностей”.
Пресса накинулась на Слима с едкой критикой после того, как он заявил через своего зятя – пресс-секретаря, что не собирается “ходить повсюду, как Санта-Клаус, раздавая направо и налево свое состояние”. Однако это отнюдь не означает, что Слим против благотворительности. Он просто видит ее по-своему. С бедностью, говорит он, надо бороться не через социальные дотации (понимай – подачки), а через стимулирование экономического развития, предоставляя людям возможность работать. "Богатство – это огород, в котором нужно делиться плодами, а не деревьями", считает он.
На счетах благотворительных учреждений Карлоса Слима около четырех миллиардов долларов, и в ближайшие несколько лет он намерен добавить еще шесть. $500 млн Слим вложил в развитие образования и социальной сферы Мексики. Он является одним из главных спонсоров программы Негропонте “Лаптап для каждого ребенка”. А недавно перевел почти $100 млн на счет благотворительного фонда Билла Клинтона, борющегося с бедностью в Латинской Америке. Добавим сюда крупные пожертвования на реставрацию исторической части города Мехико и созданный им собственный фонд-институт Carlos Slim Institute of Health, участвующий в программах по борьбе с раком и диабетом. 
А еще Слим Элу увлекается историей и искусством, коллекционируя, в частности, скульптуры Родена, картины Пабло Пикассо и Ван Гога. В честь своей жены он основал в Мехико музей "Сумаи" с экспозицией скульптур.
Вот такой он, новый Рокфеллер Латинской Америки.


Рецензии
Замечательно поучительная история. Считаю,что она в основном соответствует реальной жизни.

Владимир Казаков Нн   11.02.2015 10:10     Заявить о нарушении