15. Последний день, эпилог

Они стояли и молча всматривались в переливающуюся тремя цветами Ериадайна воду Источника. Первым заговорил Лироан:

- Знаешь, в тот день, я уверен, отсюда лилась совсем другая вода.

- Все говорят, что Тангре одолел черного врага, - хитро проговорила Итайра, - но отчего-то мне кажется, это лишь часть правды. Верно?

Лироан отвел взгляд.

- Есть тайны, которые должны оставаться тайнами.

- Даже от меня? - ученица не отступалась.

Маг устало вздохнул, он уже не выглядел так молодо, как несколько дней назад.

- Понимаешь, сегодня мой последний день здесь...

- Да, - с грустью подтвердила она, - я рассчитываю найти тебя, скажем, лет через пять. Как тебе такая идея?

Лироан удивленно поглядел на свою собеседницу.

- Неужели ты все-таки окончательно решила оставить Ериадайн? Но...

- Знаю, я не слишком сильна, однако Ериадайн - не единственное место в мире, где могут пригодиться мои знания.

- Что ж, пожалуй, - согласился маг.

Она помолчала, а потом неожиданно добавила:

- Вопрос не в том, куда податься мне, а в том, чего будешь искать ты, обретя долгожданную свободу. Не говори! Я слишком хорошо тебя знаю. Какую-то часть тебя не исправит ничто, даже то, что с тобой приключилось недавно. Не удивляйся, не нужно быть мудрецом, чтобы понять - ты сыграл в победе над черной тварью роль не меньшую, чем пресветлый Тангре. Твое участие в этом деле... ты ведь сам не скрывал от меня. Впрочем, повторюсь, вопрос в другом. Жажда магического поединка с заклятым врагом все так же велика? У последователей Руэ Хоттха нет кодекса чести, никто не заставляет тебя мстить, а добровольно выходить против такого врага...

- Думаешь, я не справлюсь? - глаза мага полыхнули.

- А ты так уверен? - возразила Итайра и тут же приникла. - Я, конечно, всего лишь ученица и не вправе тебе советовать.

В очередной раз журчание цветного Источника долго никто не решался нарушить. Отчасти Лироан понимал, что она права.

- Если ты выйдешь в мир, мы обязательно встретимся, - заключил он, а потом добавил: - обещаю.

Она не успела ответить, потому что в их разговор небрежно вторгся третий.

- Понимаю, юная леди, вам хотелось бы подольше поболтать с этим несносным магом, - Корманто выглядел довольным, - но я вынужден забрать его с собой.

Итайра напугалась, но не решилась возразить.

- Не стоит переживать, - добавил он, - маг сам сделал свой выбор. Впрочем, у вас еще найдется время.



Лироан последовал за главным магом, весьма удивившись его резкому появлению и странному требованию. Неужели история еще не окончена? Или он решил вновь отговаривать его покидать Ериадайан? Что ж, может попробовать, но никто не вправе...

- Не волнуйся так, - заговорил Корманто, когда они стали взбираться на стену. - Ничего я от тебя не хочу, просто вот решил постоять, видом полюбоваться.

- Думаете, я вам поверю?

- Ты слишком часто в последнее время стал мне не доверять, - великий магистр наиграно выдохнул, когда они достигли верха. - Скажи, чем я заслужил все эти подозрения?

Лироана обескуражил такой прямой вопрос. После того дня, когда ему пришлось "убить себя", он долго приходил в форму и ни разу не виделся с великим магистром.

- Нужно было подозревать всех, - напряженно ответил он. - Как видите, такой подход сработал.

- Только с небольшим опозданием, - заметил Корманто, после чего его внешний вид резко сменился на веселый и доброжелательный: - Расслабься, ты все сделал правильно. Так или иначе, мы победили, хоть потери велики, Ериадайн жив.

- Если можно так сказать, - досадливо покачал головой Лироан. - Я видел достаточно, Корманто, возможно, даже больше, чем следовало. Ериадайн проклят, и ничто не в силах разорвать узел.

- Я догадывался, - задумчиво произнес лидер магов, вглядываясь в вершины гор. - Позволь мне изложить своё видение этих печальных событий, а в конце ты дополнишь меня.

Молодой маг не сказал ни слова, ему верилось, что великий магистр будет теперь предельно откровенен. Так и случилось.

- Начать нужно с того дня, как Ведор собрал нас, - чувствовалось, что Корматно тяжело подбирает слова, - меня и твоего отца. Он показал нам удивительную книгу: большой черный том, украшенный странной росписью и текстами на непонятных языках. Мы догадались, что это письмена Эхна, Ведор подтвердил. А еще он дал нам свою версию перевода.

- Вы знали перевод уже давно?! - удивился Лироан.

- Не перебивай, я всё объясню. Смотритель артефактов сказал, что наткнулся на неё в каких-то архивных частях хранилища и весьма удивился, ведь книги не было ни в одном списке. Вероятно, это ложь, и он всегда знал о её существовании, умело скрывая своё знание не без помощи предателей-инквизиторов. Не так уж важно. Главное, что он подключил нас. Зачем? Я всегда искренне полагал, чтобы мы помогли ему спасти Ериадайн, но теперь... Сам смотритель не был сильным магом, ему требовался кто-то, способный придать форму, понимаешь, о чем я? Показать "своим", аовианцам, отступники не рискнули, слишком велик риск разоблачения. То ли дело неверные хоттховцы. Мы долго бились с Баором над книгой и в итоге... решили показать её Иртхану.

Лироан разочарованно покачал головой.

- Понимаю, мы совершили ошибку. По случайности верриеварец сотворил то, с чем нам пришлось биться три дня назад. И развязал руки предателям. Я уверен, они бы решились на ритуал еще тогда, тринадцать лет назад, но случилось непредвиденное. К Баору явился Хранитель и куда-то увел его на целых два дня. Когда твой отец вернулся, то выглядел чрезвычайно взволнованным и усталым, при этом с огнем энтузиазма в глазах. Баор рассказал, что побывал в месте глубоко под землей, о существовании которого никто даже не подозревал. Связь книги и увиденного им показалась ему настолько очевидной, что он сразу же схватился за исследования. Нам с Ведором он доложил о найденном решении, выходе, который позволит затормозить указанные в книге пророчества. Теперь я понимаю, что Ведора и других предателей испугало подобное заявление. Думаю, они бы рискнули устранить Баора, но стряслось совсем уж невозможное. Иртхан. Если бы у него и твоего отца оказались общие цели, я бы не позавидовал горе-заговорщикам. Однако все случилось, как случилось. Артефакты твоего отца были отданы на хранение Ведору, только он не имел над ними власти, поскольку я ревностно приглядывал. Смотритель и прочие прекрасно понимали, что именно наследство Баора таит опасность, но не могли понять какую. Нужен был ты. Я понимал, что рано или поздно они рискнут, потянут свои лапы к артефактам. Напомню, я не знал, кто именно, а уж Ведор был вне подозрений. Сам я тоже не мог понять секрет, ведь при мне амулет "молчал".

- Как такое возможно? - удивился Лироан.

- Баор использовал очень хитрое заклинание, завязанное на собственную кровь. Амулетом мог воспользоваться лишь он. Либо ты. Поэтому мне пришлось несколько форсировать твое посвящение.

- Что?!

- Ну, ты же знаешь, обычно маги проходят посвящение после двадцати пяти. Тебе, как минимум, не достает года.

Лироан не мог поверить в услышанное. Доселе он искренне полагал, что честно заслужил место в рядах магов.

- Не переживай, сил тебе действительно хватает, а возраст... формальность, её мы опустили. Тем более ситуация экстренная. Про твое посвящение предатели узнали за несколько дней, видать, через инквизиторов, и это их напугало. Они решили действовать активно, из-за чего первой жертвой стал бедняга Малетий. Не знаю, чего наобещал ему Ведор, но послушник рискнул провернуть какие-то манипуляции с твоим жезлом и тем клинком. За что и поплатился жизнью. Так как предатели были аовианцами, в нашей магии они толком не смыслили, посему предположили, что Баор заколдовал именно жезл, как предмет атакующий. К счастью, ошиблись, и их эксперимент не принес результатов.

Дальше тебе достается всё наследство, это по праву делает тебя главной целью. Предатели убеждаются в твоей опасности, когда ты каким-то чудом обнаруживаешь черную книгу. Ведор не рискует идти с тобой на открытый конфликт, что делает ту самую книгу достоянием общественности. Вижу, у тебя назрели вопросы. Почему, спросишь, книга не была тщательно спрятана, а лежала на первом уровне практически на виду? Да потому что это и есть самое безопасное место. Магов и священников не интересуют безделушки с первого уровня, а послушникам и ученикам позволено брать лишь вещи по разрешению. А следить за всем должен Ведор, тот, кому все безоговорочно доверяли. Удачно он водил нас за нос, правда? Следом ты спросишь, отчего я не сказал, что знаю о книге, и не выложил весь перевод в первый же день? Ответ на поверхности. Ты в курсе про наши отношения с аовианцами и Тангре в частности. Такое откровение дало бы ему большие возможности смешать меня с грязью.

- Политика, - отмахнулся Лироан.

- Вроде того, - кивнул великий магистр. - Итак, ты нашел книгу, все забегали. Внезапно происходит преображение того онейца. Действительно, фатальное совпадение, оно ввело в заблуждение всех без исключения, включая меня. С этим разобрались. Правда, их община едва ли станет доверять остальным так же, как прежде.

Через какое-то время тебя вызывает Ведор и требует, чтобы ты отправился под Камень Веков искать каким-то чудом проникшего туда послушника, жаждущего запретных знаний. Теперь могу сказать наверняка, смотритель и инквизиторы специально это подстроили. И специально заманили туда тебя. Для чего? Во-первых, Ведор удостоверился, что Тьма действительно связана именно с Камнем Веков, ведь попытавшийся качать из него силу парень плохо кончил. Во-вторых, предатели пытались проверить, на что ты, точнее, твой амулет, способен в борьбе с Тьмой.

Едва Ведор убедился, что ты не опасен для Тьмы и её средоточие действительно там, где он полагал, началась эпопея с его предательством. Для начала он принес в жертву Аффия, с помощью своих сообщников сделал это наиболее эффектно. Воспользовавшись ситуацией, он принялся за ритуал. Ведор не знал, куда именно водил Хранитель твоего отца, но сейчас был уверен, что под Камень Веков, а о чем-то другом никто бы и помыслить не мог. Тут старый смотритель повел себя не вполне адекватно, возможно, думал, что вводить остальных в курс дела слишком долго, а действовать надо именно сейчас. Вышло так, что он не отступился от Ериадайна, а с Истинным Рассветом сотрудничал, лишь чтобы набраться знаний. Признаюсь, мне неведомо, каким образом Ведор планировал совершить ритуал, да так, чтобы остановить проклятье. В любом случае, он проиграл. Потянувшись, вероятно, к самому Камню Веков, он наткнулся на ту же ловушку, что и все мы: его собственная сила обратилась во тьму. Финал ты помнишь.

- Дальше начинается самое интересное, - заметил Лироан.

- Можешь рассказать? - неожиданно Корманто передал эстафету.

- Заметив черную магию, все убедились, будто Ведор предатель. Инквизиторы сработали четко: незаметно извлекли с места преступления пресловутый клинок и изображение крылатой твари. Наступило затишье перед бурей. Опыт Ведора убедил их в моей беспомощности, и подготовка к очередной попытке вызвать тьму пошла полным ходом. Тем временем я витал в видениях и читал историю.

- Историю? - главный маг удивленно посмотрел на него.

- Вы не поверите, но Митгор, тот самый, из-за которого всё и случилось, дал мне почитать собственные, как я уже понимаю, записи по истории мира. Его цель была, как ни странно, подтолкнуть меня к действиям. В этих текстах он, не стесняясь, раскрывал все карты. Будь я немного образованней и сообразительней, я бы сразу раскусил его. Из записей я узнал про неких Хозяев Тьмы, высших порождений Эхна, которые пали в бою за Ериадайн, или Ишеррат, как он тогда назывался. Выходит, этих Хозяев убить окончательно оказалось не под силу никому, как не получилось уничтожить и их мечи. Тут-то на меня и снизошло озарение. Я помчался в библиотеку, к тому полотну, что изображает великую битву, помните? Их оказалось семь, ровно столько, сколько клинков было у Ведора. Совпадением быть не могло, и я отправился в хранилище.

Лироан в подробностях пересказал свои злоключения. Корманто лишь хмыкал да потирал лоб, а когда молодой маг закончил, он сказал:

- Жаль, что амулет Баора не уцелел. Он был по правде великим творением. Зато теперь мы понимаем, с чем имеем дело. Кстати, возможно, ты не знал, но господин Дорк выжил. Митгор не стал его убивать, ему уже не требовалась жертва, ею стал бедняга Аффий. Немного мучений нашего библиотекаря хватило, чтобы запустить задремавший магический механизм.

- Знаете, что меня смущает больше всего? - Лироан развернулся к Корманто и выглядел взволнованным. - Я не понимаю, почему я еще жив. От удара в сердце никто не выживает. Моя же рана практически зажила.

- Мне кажется, изначально Баор хотел пожертвовать собой ради спасения всех нас - такое в его духе. Позже он успел додумать свое заклинание, чтобы жертва не оказалась смертельной. Кое-что я слышал о подобных вещах, но, как известно, теоретик из меня слабый. Нам бы с тобой лучше чистой силой покидаться, правда?
Лироан сделал вид, что не понял намека.

- Что стало с инквизиторами? - спросил он. - Я за сегодня не встретил ни одного.

- Их отозвали в Крештидан, - отмахнулся Корманто, - грядет большая чистка. А пока, в честь славной победы, Ериадайн отдан нам, ученикам и учителям, истинным обитателям этого места. Посмотрим, что будет. Хочешь моё мнение? Вайет все же не виноват. То есть он виноват, конечно, что не уследил за своими подчиненными, но сам, думаю, не принимал участие в заговоре.

Магистр помолчал, а потом добавил:

- Скажи, друг мой, каковы твои планы на будущее? Бежишь отсюда? Видение из прошлого ничему не научило тебя?

Молодой маг опустил голову:

- Я не собираюсь с вами по этому поводу препираться. Вы знаете моё решение и мою клятву.

- Да нет же, - Корманто явно забавляла его реакция. - Я хочу помочь. Все хотят помочь.

Настало время Лироана удивляться.

- Не ожидал? - хитро прищурился лидер магов. - Я отговаривал тебя от похода против верриеварца только лишь оттого, что нужно было срочно решить иную проблему. И ты её решил, быстро и надолго. Иртхан же покинул нас достаточно давно, и несколько недель не играли роли. Теперь я готов обсудить с тобой дальнейшие действия.

Великий магистр посмотрел куда-то за спину мага, задумчиво и с легким удивлением.

- Обсудим попозже, - неожиданно заявил он. - Я вас оставлю. Ведь не дозволено мне слышать тех слов, что ты произнесешь здесь?

Вопрос адресовался не Лироану, а тому, кто внезапно появился сзади. Хранитель Ериадайна бесшумно приблизился и утвердительно кивнул головой.

- Зайдешь ко мне, - бросил Корманто и отправился вниз.



Лироан смотрел на вершину скалы Эттес - площадка, на которой возвышался Камень Веков, уцелела. Очень может быть, что буквально через пару лет на том месте можно будет обнаружить новый камешек, маленький, но неподъемный. Проклятье Ериадайна все еще существует.

- Между нами отныне меньше ограничений, - знакомый неприятный голос прервал затянувшееся молчание. - Ты можешь задать вопросы.

- Отчего их стало меньше? - маг посмотрел на высокую, словно неживую, фигуру.

- Судьба Ериадайна решена, в ближайшем будущем ничто не ставит вас под угрозу выбора. Я знаю, моё вмешательство не окажет влияния.

- Кто ты, Хранитель? - вопрос вырвался сам собой.

- Скажем, я и есть сам Ериадайн. Такая интерпретация будет самой правильной.

- То есть это не совсем верно?

- Не совсем. Ты же разговариваешь не с огромной крепостью, а с живым существом, с тем, кто был человеком.

Маг решил дальше не развивать эту тему, его мучал другой вопрос:

- Скажи, Хранитель, ведь ты спас меня там внизу? Заклинание, оставшееся в амулете, было другой направленности, оно не могло.

- Твоя кровь - глоток целительного снадобья для больного. Он не выздоровел окончательно, но уже может подниматься с постели. Почему бы ему не сказать "спасибо"?

Лироан оказался немного удивлен ответом.

- Тогда у меня есть другой вопрос. Отчего высшие силы не помогли Ериадайну? Ведь очищение Ишеррата было великой победой, где воевали такие создания, что черная тварь свернулась бы в клубок от страха. Уверен, на защиту Крештидана спустились бы сами Ангелы, не медля ни мгновения. К тому же там, внизу, если я правильно понял, похоронены высшие творения Эхна. Как Аови мог допустить саму угрозу их освобождения?

Хранитель несколько помедлил, маг готов был поспорить, что странный человек перебирает в голове воспоминания. Мог ли он помнить те времена?

- Ты неправильно понял. Впрочем, и не мог. В Ериадайне захоронены лишь тела тех людей, кто принял силу Хозяев Тьмы. Сковать такую мощь равноценно победе над Эхна. Но Тьма по-прежнему сильна, ведь у истинных Хозяев не может быть тел. Сам же Ериадайн отдан людям, первым, кто согласился на союз трех Богов. Только людям, понимаешь, и любая борьба - их борьба. Сами же Боги не заключают союзов, никогда.

Всё интереснее и интереснее. Слишком разговорчив стал Хранитель, Лироан такого не ожидал.

- Ты сказал, что не видишь угрозы, - осторожно спросил маг, - значит, ты можешь видеть будущее?

- Слишком обобщенно сказано. Нет, я не вижу будущее в прямом смысле, но я ощущаю потоки, что связывают Ериадайн и всё сущее.

- А ты можешь что-то сказать про того, кто убил моего отца? Я видел прошлое из амулета, я знаю, что с ним не всё так просто.

Хранитель полностью развернулся к магу, казалось, он сейчас собирается сказать нечто на самом деле очень важное.

- Его магия подобна ветру, - проскрипел он.

- Что? - нахмурился Лироан. - Как я должен такое понимать? Ты не знаешь, как одолеть его?

- Его не победить. Он творит заклинания Руэ Хоттха иначе, никто так не умеет, даже я. Только если ты поймешь, почему ваш Бог даровал ему такую способность и какая роль ему отведена во всемирной игре, у тебя появится шанс. Шанс доказать Хоттху, что ты достойнее.

Нельзя сказать, что Лироана вдохновило подобное заявление. Нет, он, естественно, понимал всю сложность предстоящей борьбы, но подобные доводы казались слишком пространными и одновременно пугающими.

- Если у тебя нет больше вопросов, я пойду, - высокая фигура не дождалась ответа и двинулась с места.

- Только один, - неожиданно остановил его маг. - Зачем тебе наши души после посвящения?

- Как зачем? Я тоже должен чем-то питаться.

Хранитель зашел в тень полуразрушенной башни и растворился, маг услышал лишь легкий скрежещущий смешок.

Лироан с высоты окинул взглядом весь Ериадайн. Он решил полюбоваться этим видом - отчего-то его не покидало ощущение, что это в последний раз, вернуться сюда ему не суждено. Нужно еще заглянуть к Корманто и нормально попрощаться с Итайрой. А потом... у него есть кое-какие идеи на будущее.


Рецензии
Хорошо закрученный сюжет!
Откуда только такое могло возникнуть?
Где возможно нечто подобное?

Андрей Прудковский   27.03.2015 21:21     Заявить о нарушении