Персонажи для И. Е. Репина

 
   
                П Е Р С О Н А Ж И    Д Л Я    И. Р Е П И Н А.            

Известная  картина  «Запорожцы  пишут  письмо  турецкому  султану»  - одна  из  любимых  и  значимых  у  И. Е. Репина. Художник, прежде  чем  написать  её, долго  изучал  историю  и  быт  запорожцев, объездил  не  одну  деревню, где  знакомился  с  рассказами  местных  жителей. Большую  помощь  в  этом  деле  оказал  ему  украинский  историк, знаток  запорожской  старины  Дмитрий  Иванович  Эварницкий. Он  собрал  множество  ценных  материалов  и  находок  о  Запорожской  Сечи. И. Репин  писал  Эварницкому  письма, расспрашивал  о  жизни  запоржцев, задавал  вопросы. В  Третьяковской галерее  хранятся  60  его  писем. Первый  эскиз  «Запорожцев»  и 9  карандашных  рисунков  предметов  обихода  запорожских  казаков  были  подарены  художником  своему  другу – историку.    
Один раз, исследуя  могилы  запорожцев, Эварницкий  наткнулся  в  одной  из  них  на  необычную  находку. Возле  скелета  запорожского  казака  оказалась  большая  бутыль  из  зелёного  стекла, до  верхов  наполненная  горилкой. Гуляка, видимо, не хотел  расставаться  с  любимым  напитком  даже  после  смерти. Когда  историк  показал  И. Репину  эту  находку, художник  решил  перенести  её  на  полотно  своей  картины.   
Эварницкий  подсказывал Репину  некоторые  характерные  особенности, принятые  в  стане  запорожских  казаков. А  теперь  посмотрим на  картину. В  центре  её  изображён  голый  до пояса, хорошо  сложенный  запорожец, сидящий  боком  к  писарю. Первый  взгляд, брошенный  на  картину,  не  обнаружит  ничего  особенного – может  персонажу  жарко  было  или  он  просто  пропил  или  променял  свою  рубаху. Если  приглядеться  повнимательнее, то  можно  перед  обнажённым  казаком  увидеть  разбросанные  карты. Эварницкий  знал  правила  игры  в  карты, царившие  в  то   время. Оказывается, запорожец  без  рубахи  только  что  закончил  игру, в  которой  и  был  банкомётом. Тому, кто  держит  банк, необходимо  было  обязательно  снимать  одежду, во  избежание  обмана.   
Интересно, что  и  сам  знаток  Запорожской  Сечи  - Д. И. Эвариницкий  изображён  на  картине  писарем – грамотеем, пишущем  то  самое  послание  турецкому  султану. Репин  лишил  его «оселедца»  - запорожского  чуба, но  изобразил  подстриг  «под  макитру». Макитрой  в  те  времена  называли  глиняный  горшок, обычно  надеваемый  цирюльником  на  голову  клиента, чтобы  уже  по  нему  подравнивать  волосы. 
И. Е. Репин  очень  дорожил  картиной, в  которую  вложил  так  много  своего  труда, по – настоящему  был  влюблён  в  её  героев. А  мы  узнали  важные  детали, используемые  художником  для  подлинного  воплощения  на  полотне  настоящей  действительности  тех  далёких  лет.   


Рецензии
Не знала...Спасибо! И писано коротко, просто - это теперь редкость. С уважением,Вмктория.Зеленую, конечно, омечаю! И добавляю в избранные, чтобы периодически еще заходить в гости!

Виктория Советская   21.05.2016 11:47     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.