Персонажи для И. Е. Репина
П Е Р С О Н А Ж И Д Л Я И. Р Е П И Н А.
Известная картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» - одна из любимых и значимых у И. Е. Репина. Художник, прежде чем написать её, долго изучал историю и быт запорожцев, объездил не одну деревню, где знакомился с рассказами местных жителей. Большую помощь в этом деле оказал ему украинский историк, знаток запорожской старины Дмитрий Иванович Эварницкий. Он собрал множество ценных материалов и находок о Запорожской Сечи. И. Репин писал Эварницкому письма, расспрашивал о жизни запоржцев, задавал вопросы. В Третьяковской галерее хранятся 60 его писем. Первый эскиз «Запорожцев» и 9 карандашных рисунков предметов обихода запорожских казаков были подарены художником своему другу – историку.
Один раз, исследуя могилы запорожцев, Эварницкий наткнулся в одной из них на необычную находку. Возле скелета запорожского казака оказалась большая бутыль из зелёного стекла, до верхов наполненная горилкой. Гуляка, видимо, не хотел расставаться с любимым напитком даже после смерти. Когда историк показал И. Репину эту находку, художник решил перенести её на полотно своей картины.
Эварницкий подсказывал Репину некоторые характерные особенности, принятые в стане запорожских казаков. А теперь посмотрим на картину. В центре её изображён голый до пояса, хорошо сложенный запорожец, сидящий боком к писарю. Первый взгляд, брошенный на картину, не обнаружит ничего особенного – может персонажу жарко было или он просто пропил или променял свою рубаху. Если приглядеться повнимательнее, то можно перед обнажённым казаком увидеть разбросанные карты. Эварницкий знал правила игры в карты, царившие в то время. Оказывается, запорожец без рубахи только что закончил игру, в которой и был банкомётом. Тому, кто держит банк, необходимо было обязательно снимать одежду, во избежание обмана.
Интересно, что и сам знаток Запорожской Сечи - Д. И. Эвариницкий изображён на картине писарем – грамотеем, пишущем то самое послание турецкому султану. Репин лишил его «оселедца» - запорожского чуба, но изобразил подстриг «под макитру». Макитрой в те времена называли глиняный горшок, обычно надеваемый цирюльником на голову клиента, чтобы уже по нему подравнивать волосы.
И. Е. Репин очень дорожил картиной, в которую вложил так много своего труда, по – настоящему был влюблён в её героев. А мы узнали важные детали, используемые художником для подлинного воплощения на полотне настоящей действительности тех далёких лет.
Свидетельство о публикации №215021000861
Виктория Советская 21.05.2016 11:47 Заявить о нарушении