Стальная чайка

Сердце сломает сталь,
Сердце растопит лед,
Пусть умирает печаль,
Любовь никогда не умрет…

Давным-давно, жил на свете трактирщик. Трактир его стоял возле широкой реки, по которой часто сплавлялись баржи. Трактирщик соорудил для них пристань, и матросы нередко останавливались у него, чтобы выпить, поесть свежей горячей пищи и переночевать. Это и было основным его заработком.
Однажды утром вышел он на пристань и заметил, что на ней сидит крупная чайка. Трактирщик не придал этому значения, но когда он приблизился, чайка расправила крылья, закричала и напала на него. От неожиданности мужчина бросился бежать, только на берегу осознав, что бежал от птицы.
— Погоди у меня, — пробормотал он и принялся собирать камни.
Набрав достаточно, трактирщик прицелился и швырнул камнем в чайку. Птица ловко подскочила, взлетела и спикировала прямо на него. Как не пытался он отбиться, а пришлось ему бежать. Весь исцарапанный воротился он домой.
На следующий день к пристани причалила баржа, но злобная чайка бросилась на матросов и они уплыли. Трактирщик, потерявший свой ежедневный заработок, схватился за голову, взял палку и выбежал на пристань. Он прогнал птицу, но чайка вернулась, а с ней еще несколько чаек поменьше. Трактирщик бросил палку и опять убежал в дом.
Мужчина был в отчаянии. День ото дня чайка прогоняла всех желающих заглянуть к нему в трактир. Он обеднел, ему начало казаться, что проклятая птица разумна и намеренно вредит ему.
Стал он думать, как ему справиться с этой напастью, и увидел, что чайка отгоняет прочих птиц. Отправился тогда трактирщик к кузнецу и говорит:
— Братец, сделай мне стальную чайку.
— Зачем она тебе? — удивился кузнец.
Стыдно стало трактирщику признаваться, и он сказал:
— Хочу назвать трактир «Стальная чайка», а чайку поставлю на пристани, чтоб на солнце сверкала, и издалека было ее видно.
Идея кузнецу понравилась. Он сделал чайку и отдал ее трактирщику. Знатным мастером был тот кузнец, и чайка вышла совсем как живая. Обрадовался трактирщик, и когда злая чайка отлучилась, он поставил на пристани стальную чайку и убежал.
Чайка вернулась. Завидев соперницу, она расправила крылья и бросилась на нее. Стальная чайка даже не пошевелилась, а живой чайке туго пришлось. Отдышалась она, и вновь бросилась, но ничего не изменилось. Говорит тогда чайка, на своем чаячьем языке:
— Знаешь ли ты, негодяй, кто я? Я король всех чаек! Это место я избрал своей летней резиденцией! Завтра придет со мной армия, и ты пожалеешь, что напал на меня.
На следующий день прилетело множество чаек. Испуганный трактирщик схоронился в погреб, а стальная чайка так и осталась стоять на пристани. Бросилось на нее все воинство, но даже сдвинуть не смогло. Пришлось королю просить недруга о перемирии.
Пожаловал он стальной чайке свою летнюю резиденцию и свою дочь, прекрасную Чаечку в жены.
Прилетела Чаечка, села рядом с мужем и сидит. Стальная чайка молчит и не шевелится.
«Какой важный, — подумала Чаечка, — даже не взглянет на меня»
Обидно стало Чаечке, но она твердо решила быть ему хорошей женой. Тем более муж ее был очень красив. Он сверкал на солнце, и каждое перо его искрилось. Чаечка видела в нем свое отражение, и казалось ей, что это он о ней думает. Принцесса приносила ему рыбу, но стальная чайка, а она про себя нарекла его Силентиум, потому что он всегда молчал, даже не притронулся к пище.
«Должно быть, эта рыба недостаточно хороша для него, — подумала она, — только где сыскать рыбу ему под стать?»
Днем Силентиум нагревался, и Чаечка скрывала его крыльями от жары, а ночью он был холоден, и она жалась к нему, пытаясь хоть немного согреть.
Дела у трактирщика пошли на лад. Он видел маленькую Чаечку, но она никого не трогала, и он просто не думал о ней. Матросам она нравилась, они подкармливали ее рыбой и шутили о ее несчастной любви.
Чаечке было тяжело. Она плакала и умоляла, чтобы Силентиум сказал хоть слово, обнял ее или прогнал, хоть что-то, но сталь безмолвствовала. Тогда полетела принцесса к самой старой чайке, своей прабабке и спросила ее совета.
— Тяжка твоя доля, внученька, — сказала та, — но я помогу тебе. Лети на восток три дня и три ночи. Как только увидишь звезды, что в море плавают, слетай вниз и найдешь то, что ищешь.
Чаечка поблагодарила прабабку и полетела на восток. Три дня и три ночи летела она, не жалея сил. На рассвете четвертого дня увидела она звезды. Только звезды были не в небе, а в воде. Слетела Чаечка вниз и видит: плавают в море рыбы из металла. И каких там только не было, и медный, и золотые, и серебряные. Сверкали они на солнце, и казалось, будто звезды в море плавают.
Нырнула Чаечка и начала искать промеж них стальную. Долго искала она, наконец, нашла. Схватила она рыбу, да та была из чистой стали и весила немало. Не смогла птичка вытащить ее. Полетела Чаечка к берегу, села и заплакала.
В полдень что-то ярко сверкнуло. Полетела Чаечка туда и видит: вышел на берег стальной человек. Издали его можно было принять за рыцаря в полном облачении, но на самом деле он весь был сделан из стали. Волосы, кожа, глаза, ничего из плоти и крови — только сталь.
Взял человек свою стальную удочку, закинул в море и поймал золотую рыбу. Развел он тогда огромный костер, достал стальной котелок и кинул туда золотую рыбу. Рыба расплавилась, и он выпил раскаленное золото, даже не поморщившись. Только немного оставил, чтобы на крючок наживить.
Подлетела к нему Чаечка и говорит:
— Добрый господин, не могли бы вы поймать стальную рыбу?
— На что она мне? — ответил человек, — в котелке моем ее не расплавишь.
— Она нужна мне для моего мужа.
— Как же он ее съест? Она же стальная.
— Он и сам стальной.
— Правда?
Чаечка рассказала ему о своем отце, о его войне, о стальной чайке и о своем несчастье. Подивился тому стальной человек.
— Десять веков живу, а стальной чайки не видел. Вот бы хоть одним глазком увидать.
— Я летела сюда три дня. Чтобы найти нас — правьте на запад и никуда не сворачивайте. Так вы поможете?
— Эх, нет у меня наживки, — печально сказал человек, подумал и оторвал себе один палец, — это, пожалуй, сгодится.
Наживил он палец, забросил удочку и почти сразу поймал стальную рыбу. Вырвал он у нее кусок плоти и подал Чаечке. Та поблагодарила стального человека и в обратный путь пустилась.
Три дня летела она. Тяжела была ее ноша, но очень хотелось ей порадовать любимого. Наконец опустилась она на причал, положила кусочек стальной рыбы перед Силентиумом, а сама прижалась к нему и ждет, что же он будет делать.
Силентиум даже не посмотрел на стальную рыбу. Заплакала тогда Чаечка, и стали ее слезинки на сталь падать: дзынь, дзынь. Выглянул трактирщик в окно, увидел ее, и захотелось ему жаркого. Взял он ружье, зарядил его и вышел на причал.
Чаечка увидела его, испугалась, но с места не сдвинулась.
— Вот и смерть моя пришла, милый Силентиум. Жалею только, что даже перед смертью не услышу от тебя ни единого слова.
Трактирщик зарядил ружье, прицелился. Чаечка закрыла глаза. Раздался выстрел и оглушительный звон. Открыла Чаечка глаза и видит: поднял Силентиум одно крыло и загородил ее. Повернул он голову в сторону трактирщика, а у того аж волосы дыбом встали. Бросил он ружье и побежал прочь.
Выбежал он на дорогу, а навстречу ему идет стальной человек.
— Добрый господин, — сказал стальной, — не у вас ли стальная чайка обитает? Очень мне хочется на нее взглянуть. Три дня по дну морскому шел, утомился, нет ли у вас золота — закусить?
Трактирщик заголосил, бросился прочь, да так далеко убежал, что никто его в тех краях больше не видел. А стальной Силентиум стал королем чаек, и жил он со своей Чаечкой долго и счастливо.

Конец


Рецензии