Лица, которые мы потеряли 1

Всякий думающий и сколько-нибудь любознательный человек не раз задавался вопросами: кем были люди, давшие мне жизнь? Какими они были? Что их увлекало и волновало, радовало и тревожило?
Получить ответы сегодня, увы, не представляется возможным. Слишком много лет утекло, да и бурь отшумело немало. Мы теперь можем лишь вглядываться в лица предков, смотрящих на нас с чудом уцелевших фотографий.
Эти потрескавшиеся изображения несовершенны, однако при внимательном изучении могут принести массу полезной и эмоционально насыщенной информации. Итак, давайте вглядываться...

Первая фотография относится примерно к 1913-1914 гг. и представляет собой групповой портрет духового оркестра учащихся Ростовского коммерческого училища им. Цесаревича Алексея. Сегодня в его здании - так называемый «старый» корпус Ростовского государственного строительного университета. А построено училище было на рубеже 19 и 20 веков ростовскими и нахичеванскими купцами, дабы дать своим наследникам, продолжателям дел своих достойное образование.
Ростов, как и вся Россия в те годы, стремительно развивался, рос, строился и богател. И движущей силой этого динамичного процесса был молодой класс промышленников, фабрикантов, строительных подрядчиков, торговцев - всех, кого именовали новым купечеством.
Эти очень и очень неглупые люди уже тогда прекрасно понимали острую необходимость овладения глубокими знаниями, без которых не выжить в жесточайшей конкурентной борьбе. И если уж самим не удалось поучиться в университетах, то пускай хоть отпрыски будут блестяще образованы. Без этого никак нельзя, без этого - крах будущему бизнесу.
Настолько велико и едино было общее желание предпринимателей, что необходимую для возведения училища сумму собрали тотчас же. Стало сие училище, естественно, коммерческим. А когда через несколько лет в Императорском доме его Величества Николая II родился сын, и вся страна ликовала по поводу появления наследника престола, училище было названо его именем - Цесаревича Алексея.
Купцы умели считать вложенные деньги, поэтому и требования попечительского совета были весьма строгими. Здание великолепной архитектуры, лучший преподавательский состав, образцовая дисциплина...
По окончании обучения молодые коммерсанты смело могли стать правой рукой в делах своего отца, а то и самостоятельно возглавить фирму. Для желающих были распахнуты двери университетов.
Однако превосходного экономического образования нынче недостаточно, в новом веке потребуется высочайшая культура, эрудиция, лоск, некая светскость, широчайший круг интересов и увлечений. Поэтому юношей решено было обучать, в том числе и музыкальной грамоте.
Дискотек и танцполов тогда (слава Богу) не существовало, все торжественные и развлекательные мероприятия проходили под аккомпанемент духового оркестра. И многие мальчишки просто мечтали научиться играть на этих чрезвычайно красивых ярко блестевших медных либо матовых деревянных инструментах.
Именно они уговорили моего деда, преподавателя музыки Александра Ивановича Молчанова (на фотографии: сидит в бабочке и с черными усиками), создать и возглавить ученический оркестр. Дед, будучи к тому времени опытным оркестрантом, трубачом, вышел с ходатайством к его Превосходительству директору училища и, получив высокое «добро», принялся формировать состав.
Он долгие годы потом руководил различными оркестрами, но такого усердия и прилежания не ощущал больше никогда. Ни о каких капризах детей самых богатых людей Ростова речь не заходила. Ребята занимались и затем выступали перед публикой упоенно, а родители законно гордились своими чадами.
Посмотрите, как бережно они держат свои инструменты, как на заднем плане, чуть приоткрыв дверь, с завистью смотрят на них те ученики, кому Бог не дал музыкальных способностей. За спиной юных школяров огромный портрет Николая II, поменьше - портрет Александры Федоровны, российские флаги. Их учат быть верными царю-батюшке и Отечеству, учат, как сделать Родину великой и могучей. Это будущая экономическая элита нашего города, нашей державы...
 Они должны, просто обязаны были ее составить.
Но что стало с каждым из них?
Неведомо никому. Судьба многих, наверняка, сложилась трагично. А вместо них пришли другие люди, с совсем иными лицами и создали уж совсем другую, совсем не ту, о которой мечталось, экономику. Ведь не их наставляли в коммерческом училище им. Цесаревича Алексея.
А эти, увы, так и несостоявшиеся отцы российского бизнеса смотрят со старинной фотографии на нас сегодняшних, словно вопрошая: ну, как там наш Ростов? Что вы делаете для его процветания?
Впрочем, все это фантазии. Ведь они еще мальчишки, которые искренне горды своими музыкальными успехами. Они счастливы и радостно ждут встречи с днем завтрашним.




               


Рецензии
Почему то мистические легенды древней Греции, древнего Рима и Византии нас интересуют больше, чем история славных предков, построивших Великую Россию!

Ион Жани   17.02.2018 11:50     Заявить о нарушении