Унылая дорога или снова о Shocking blue
Через центральный вход в городской парк, поеживаясь от сырости, вошли четверо молодых и симпатичных людей, одетых, как и все мы не совсем по сезону – трое парней в легких черных кожаных куртках и плаще, и лишь на девушке была короткая и стильная белая дубленка с меховым воротником…
Они шли по слегка запорошенному снегом парку, несколько стесняясь от непривычного и чрезмерного внимания к себе, скромно улыбаясь и с интересом озираясь по сторонам, без головных уборов, которые заменяли им, как и всем нам, длинные волосы до плеч…
Когда они поравнялись с огромным деревом, украшавшим входящую аллею парка (подумалось, совсем как тот громадный карагач в нашем горпарке), в этих простых и ничем не выделяющихся от нас, по крайней мере чисто внешне, к своему восторгу и удивлению я вдруг захотел увидеть, и увидел (?!) - Маришке Вереш, Робби Ван Льюевена, Клаасье Ван дер Валя и Корнелиуса Ван дер Бека!..
Это было как неожиданно, так и удивительно - ведь вокруг этой группы в СССР для меня присутствовал и был информационный вакуум, а тут – как ни в чем не бывало, через десятилетия, я вдруг захотел и увидел их среди нас и именно тогда!..
Необычайная скромность, доброта, порядочность, не избалованность и обаяние исходили от каждого из этой талантливой голландской четверки, причем притягивала и располагала к себе еще и их, как и наша, не только юность и молодость, но и почему-то необъяснимая словами, одновременно - нежность и грусть, тоска и обреченность…
«УНЫЛАЯ ДОРОГА» ИЛИ СНОВА О «SHOCKING BLUE»…
Да, это был и есть неповторимый и необъяснимый «Shocking Blue», в музыкальном стиле, имидже и жизни, которых феноменально переплелись, на мой взгляд, все лучшие и красивые стороны и человеческой души, и лучших групп за всю историю музыки рок. Причем, удачно соединив бит и ритм-энд-блюз в сопровождении необычного и сильного (заунывно-печального и трагического) женского вокала и ритм секции - с популярными музыкальными элементами психоделии того Времени…
И эта венгеро-германская вокалистка из Европы могла дать фору и Грейс Слик из «Джефферсон Эйрплайн», и даже самой Джэнис Джоплин из тех самых калифорнийских берегов Американских Соединенных Штатов и абсолютно без участия марихуаны и т.н. кислотных тестов с ЛСД…
В свое время, пятнадцать лет назад короткий сюжет об этой группе был написан мной в Мюнхене, а позднее опубликован в книге «…и все цвета радуги».
И сегодня, когда уже нет в этом мире Маришке Вереш, и когда на пороге уже десятый год XXI столетия, когда мой старший брат Адик привез из Татарстана и подарил мне этот редчайший фильм Робби Ван Льювена с выступлениями «Shocking blue», я вновь пустился в плавание. В плавание по волнам своей Памяти, почему и решил я снова вернуться к этой красивой, талантливой и симпатичной группе из моей далекой Юности…
…1967 год, известный голландский рок-гитарист группы «Motion» Робби Ван Льювен создает группу «Shocking blue», название которой было навеяно треком Эрика Клэптона «Electric Blue». В группу входят бас гитарист Клаасье Ван дер Валь, ударные Корнелиус Ван дер Бек и вокалист Фред де Вайлд.
Но это было только начало. «Shocking blue» станет тем самым «Shocking blue», который мы знаем и любим, только после прихода в него потрясающей во всех отношениях лидер вокалистки Маришки Вереш.
Маришке Вереш была наполовину венгеркой, наполовину немкой (если точнее, отец – венгерский цыган, мама - немка французского происхождения), часто выступала со своим отцом, скрипачом цыганского оркестра, набиралась опыта в различных группах.
Первые же выступления еще не известной широкой публике группы «Shocking blue» с новой вокалисткой произвели настоящий фурор - именно её голос стал магнитом, притягивающим слушателей и придавший музыке группы столь отчётливое звучание ритм-энд-блюза.
И действительно, «Venus» не только возглавила всевозможные хит-парады в Голландии, Бельгии, Франции, Италии, Испании, Германии, Японии, Австралии и США, но, в начале 70-х годов донеслась и до танцевальных вечеров в среднюю школу имени Ленина в заштатный городок Гурьев, что было и есть на западе современного Казахстана. С одной лишь разницей, что городок теперь именуется новым и несколько странным и никому ничего не значащим словом Атырау…
Внимательно прислушиваясь к «вражеским» голосам в радио-эфире «Голоса Америки», и каким-то невообразимым образом, добывая, в этом самом Гурьеве магнитофонные записи первых бит групп, и в их числе «Shocking blue», мы слушали все новые и новые потрясающие хиты, следовавшие вслед за «Венерой».
…«Mighty Joe», «Never Marry a Railroad Man», «Hello Darkness», «Shocking You», «Long And Lonesome Road», «Blossom Lady», «Inkpot», «Demon Lover», «Moonlight Night», «I`ll Write Your Name Through Fire», «Out Of Mind», «Velvet Heaven», «The Bird Of Paradise», «Let Me Carry Your Bag», «Beggin», «Navajo Tears»…
Причем автором всех этих хитов, композитором и аранжировщиком практически абсолютно всего репертуара группы был его лидер Робби Ван Льювен. Хотя, будем откровенны, некоторые вещи были все-таки заимствованы у более ранних исполнителей (знаменитые кавер версии той же «Venus», «Beggin»…)
Несмотря на то, что музыкальный стиль группы на первый взгляд был предельно ясен и прост, тем не менее, не все было здесь так просто.
К примеру, в отдельных композициях присутствуют психоделические интерпретации в лучших традициях «Jefferson Airplane», в других мы слышим забойный кантри «Creedence Clearwater Revival», да и не только. В их репертуаре встречаем и рок-н-ролл 50-х, и звучание популярного тогда индийского ситара (диск «Sitar beat» Харихара Рао голландской студии «Фонтана» до сих пор хранится в моей фонотеке)…
Но все это абсолютно не было попыткой просто повтора или просто переигровки чужих композиций. Это был свой стиль, присущий только «Shocking blue» с его неповторимым и своеобразным, вернее печальным и трогательным вокалом Маришки, гитарными соло лидер гитариста и бас гитариста, т.е. Робби и Клаасье, с четким ритмом ударных инструментов Корнелиуса. По мнению музыкальных критиков, «Shocking Blue» стояли на границе рок-музыки, опираясь на слушателей, которым нравятся четкие битовые композиции…
Семь дней в неделю, и семь сиротливых ночей -
Себя есть время в себе здесь отыскать -
И кем был ты, и создан был зачем?
И жизнь затем продолжить без страданий...
«Страна Аляска», Р.Ван Льювен, пер. А.Булынко
Здесь хочу сказать еще вот о чем.
Период расцвета «Shocking Blue» полностью совпал по времени с взлетом голландского конькобежного спорта и футбола, тогда кумиров миллионов людей, включая и Вашего автора, подростка из западно-казахстанского городка Гурьев.
И, если не изменяет память, в мировых коньках тогда доминировали Ард Схенк и Атье Кейлен-Деелстра, а вместе с ними и Кеес Феркерк, Ян Болс и Стин Баас-Кайзер.
А в футболе не было тогда равных «Аяксу» и сборной Голландии Ринуса Михельса. Обе команды были ведомы лучшим футболистом Европы и мира, элегантным, как и Пеле, на футбольном поле и в жизни и до сих пор никем непревзойденным Йоханом Круиффом. Именно голландцы и стали тогда родоначальниками нового направления, игрового стиля в футболе – тотального...
Дикий Ветер, расскажи мне, для чего же дует Ветер,
Расскажи мне, для чего растет Трава,
Расскажи мне, для чего Свет светит,
Для чего есть этот Мир…
Дикий Ветер, расскажи мне, для чего мы рождены?..
Дикий Ветер, расскажи мне, для чего мы умираем?..
«Дикий Ветер», Р.Ван Льювен, пер. А.Каримова
Без кризисов не обошлась на моей памяти ни одна из известных рок групп современности, рано или поздно депрессии посещают и каждого творческого человека. К сожалению, не смогли избежать всего этого и «Shocking Blue». И главная проблема была в том, как явствует из различных источников о группе, что основная нагрузка по «производству» нового музыкального материала была на доле лишь одного Робби.
В какой-то период начала семидесятых с группой играет гитарист Лео Ван де Кеттеридж. И всего лишь три года довелось группе выступать в своем классическом варианте: Маришке, Робби, Корнелиус и Клаасье…
Однако, несмотря на то, что группа гастролировала по миру и продолжала выпускать красивые и порой новаторские синглы, Робби Ван Льювен впал в депрессию, внутри творческого коллектива стали происходить ссоры.
Говоря же об их гастролях, нужно отметить, что условия тех поездок были несравнимы с роскошью путешествий не только известных рок групп нынешнего времени, но и всякой безголосой и бесталанной шантропы современного шоу бизнеса, именуемой «попса», ассоциируемой со словом «попа», потому, как большинству из них больше и демонстрировать то нечего…
В результате очередного конфликта первым ушел Клаасье, которого заменил в 1971-м Хенк Смитскамп, внешне напоминавший своего предшественника.
В 1973 году группу покидает уже сам Робби, его сменяет Мартин Ван Вийк.
В 1974 году из группы ушла и Маришке, начав сольную карьеру, и «Shocking Blue», блиставшие и радовавшие своих поклонников семь лет, распались, пополнив число групп и исполнителей Золотого периода расцвета рок музыки – Джимми Хендрикс, Дженис Джоплин, «Ти Рекс» и Марк Болан, Джим Моррисон и «Доорс», «Битлз», «Криденс», «Гранд Фанк», «Крим»…
Правда, с той лишь принципиальной разницей, что одни из них и вовсе ушли из жизни, а кто-то пока только распался.
Как распадется всего через 17 лет даже и Советский Союз…
Однако, вернемся в наш 1974 год.
По странному стечению обстоятельств, в тот же год «Летучие голландцы» в драматичном финале на мюнхенском «ОлимпиаШтадиуме» (рядом с которым через 20 лет буду я жить в течение почти года), уступили звание чемпионов мира прагматичной «Немецкой машине» «Кайзера» Франца, т.е. Франца Беккенбауэра и Герхарда Мюллера…
Кстати, именно тотальный футбол, культивируемый тогда лучшим советским клубом - киевским «Динамо» Валерия Лобановского, позволил им уже в 1975 году в блестящем стиле выиграть и Кубок обладателей Кубков и Суперкубок Европы, в финале повергнув именно мюнхенскую «Баварию», когда и взошла звезда Олега Блохина…
В те же годы популярный в нашем городке «Кубок Осени» был завоеван нашей школьной командой, воодушевленной блистательной игрой именно голландских футболистов, а автор этих строк забивал в каждом из матчей по решающему мячу…
И именно тогда всех нас, меломанов Гурьева, поразила где-то услышанная новость, что Маришке Вереш якобы погибла в автомобильной катастрофе, почему и нет теперь больше новых записей этой группы...
Конечно, это была ужасная новость, но что-либо противопоставить ей мы ничего не могли, живя за «железным занавесом» и в закрытом нашем городке. Правда, в те же годы фирма «Мелодия» приятно удивила, выпустив гибкую грампластинку «Шокинг блю» с красивыми композициями «Лунная ночь», «Серенада» и «Мы вас поражаем»…
В итоге, за все время выступлений группой было записано и издано 11 альбомов и 29 синглов, а затем, уже после распада еще 7 синглов…
Так день за днем бреду я,
Глотая пыль ее дорог,
А сколько времени еще идти?
Об этом знает только Бог…
«Калифорния, я к тебе иду», Р.Ван Льювен, (1968), пер. А.Булынко
Незаметно промчались 20 лет моей жизни, вобравшие в себя и учебу в трех ВУЗах, и начало трудовой деятельности, и ГКЧП, и развал СССР, все эти реформы, кризисы и т.д., когда уже было не до музыки, и вполне естественно, что увлечения юности отошли на второй план…
И вот, находясь уже в Германии, в Мюнхене на Харденбергштрассе 34, в одну из предновогодних ночей наступающего нового 1994 года по ТВ я вдруг увидел сольное выступление Маришке Вереш – Забытой Богини семидесятых!..
Это была приятная и неожиданная для меня новость, вновь вернувшая из памяти «Шокинг блю», и означавшая, что ни в какой катастрофе она не погибла…
И, завершая тему, скажу еще вот о чем.
Как уже позже выяснилось, Робби Ван Льювен в середине семидесятых вернулся в музыкальную индустрию с фолк-джазовой группой «Galaxy Lyn», став к тому же продюсером сольного сингла Маришки Вереш «Too Young».
В 1984 году «Shocking Blue» на короткое время воссоединились и дали два концерта на фестивале «Back to the Sixties», т.е. «Назад в шестидесятые».
Затем, Робби Ван Льювен разрешил Маришке оставить название «Shocking Blue» для её новой группы и сам становится продюсером ее сингла «Body & Soul». И Маришке Вереш выступает на различных рок фестивалях, посвященных шестидесятым и семидесятым годам…
Однако, 2 декабря 2006 года Великая рок-вокалистка в возрасте 59 лет ушла из этого мира...
Интересно все же – где же, где же я?..
Впереди лишь долгая, нудная дорога,
Что несет нам мир, милое дитя?..
Долгая и нудная впереди дорога,
Что с собою взять нам в путь, милое дитя?..
Эй, ну кто-нибудь, путь мне укажите,
Заплатить готов я – только попросите,
Ты, мой добрый Старец, укажи обитель,
Ты ведь знаешь, что со мною будет…
«Долгая, нудная (унылая) дорога», (1969),
Р.Ван Льювен, пер. А.Булынко
***
…И даже Робби, казалось прошедший Огонь, Воду и Медные трубы, не говоря уже об остальных - Маришке, Клаасье и Корнелиусе, оказался не совсем готовым к съемкам еще редкостных в те годы клипов, и тем более на природе.
А потому все они продолжали с улыбкой, смущением и смешками себе под нос подпевать эту песенку-предупреждение «Mачо Джо», имитируя для кинооператора и всех нас пение, в то же время, думая только об одном - когда же закончится это бесконечное и нудное для них мытарство. Тем более с таким слащавым текстовым содержанием припева - «sweet, sweet, sweet thing, sweet, sweet, sweet thing...»
Во всех их действиях и на лицах, действительно было написано только одно - для нас привычнее и естественнее выступать и петь живьем, чем вот так вот сниматься в этом черно-белом кино (а через четыре десятилетия больше похожим на нестабильные кадры кинохроники)…
Правда, из всей группы, только Маришке старалась работать так же, как и на сцене (да ей и некуда было деваться - вокал же был только ее!), но тоже смущаясь и самим текстом и непривычной обстановкой на этой съемочной площадке в заснеженном городском парке, у детских качелей…
Меня не было, и не могло быть в тот момент рядом или вместе с ними, но все именно так и было…
Тем временем снег, пушистый и мягкий, словно в замедленной съемке красиво зависал, парил, кружился и падал на этот городок, этот безлюдный парк и на наших совсем еще молодых, юных и несколько наивных рок музыкантов, как будто бы символизируя о вечности происходящего здесь…
Потому, как через 40 лет все это я увижу, и так, как будто это было всего лишь вчера, и - с моим участием. При этом нагнетая необъяснимую словами грусть и жалость - об ушедшем Времени, ушедшей Эпохе и ушедших Людях…
Действительно, как молоды тогда мы были все…
Свидетельство о публикации №215021101719
Надо признать, что зарубежная музыка 20 века была лучше. Добрее. Сегодня столько агрессии, хамства и пошлости!
Рада, что продолжаете выкладывать свои работы. Я всегда их с удовольствием читаю.
До новых встреч!
С уважением и теплом, Нелли.
Нелли Григорян 11.02.2015 22:06 Заявить о нарушении
Тауфик Каримов 22.02.2015 11:06 Заявить о нарушении