Истину назови мне

      Этот очерк написан не пером, а сердцем. Я не уверена смогу ли предать то, что чувствую по отношению к его героини. Её таланту жить, выдерживать испытания, побеждать, сохранять оптимизм, дару художника-графика, живописца, музыканта и многообразию периодов её жизни, поступков, событий. Поводом для написания явилась выставка её работ и наше многолетнее знакомство.
      Я не могу рассказывать о перипетиях судьбы, как она осталась без мужа, почему одна растила дочь – женская судьба редко бывает счастливой… Как искала себя, училась, работала, работала, работала… Но я расскажу, какая она, сначала Ленка Байкова, а теперь Елена Борисовна Жулина.
      Человек создан для красоты. Она – художник, работающий ещё и уборщицей. Можно было бы придать такому сочетанию поэтический образ, мол, целью того и другого занятия является красота, но в действительности, ей проста, как всем, художнику нужны деньги для жизни.
                Для жизни, ради жизни
      Вряд ли найдётся человек, который никогда не задумывался бы о своём месте среди людей. Впервые это обычно случается в ранней юности, когда от школьных диспутов ждут не только абсолютной ясности, но и практического решения жизненных проблем. «Чем я отличаюсь от остальных? – думает каждый, - чувствую себя среди других, или обособлен?!».
      – И то, и другое. – отвечает жизненный опыт. Елена может и так и эдак. Но чаще она среди большого числа людей. В пионерском лагере, в музыкальной школе, в изостудии, во дворе.
Семья, в которой Лена выросла, была творческой. Родители музыкальными, сестра любила кукольный театр. А наша героиня чувствовала себя уже тогда художником. Но этим не ограничивалась, а пела, участвовала в самодеятельности, сочиняла стихи и музыку, занималась спортом. Когда подросла, увлеклась путешествиями по разным городам и Подмосковью. В себе никогда не замыкалась. Наслаждалась жизнью, жадно брала то, что она давала.
      Сразу после школы Елена работала художником-мультипликатором на киностудии МО. Зашла как-то в Дом культуры, спросила, ни нужен ли художник?». Там задумались, может и нужен. И стала Елена работать художником-оформителем.
Вскоре она решила перебраться учиться и работать из Подмосковья в Москву. С подругой устроилась писать плакаты на Казанском вокзале. Лену тянуло к новизне. В этом возрасте многие – искатели приключений. Работа на вокзале дала возможность ездить. Летом работала пионервожатой и, сдав экзамены, поступила в Московский Государственный Заочный педагогический институт на художественно-графическое отделение.
      День начинался в 6 утра. Вокзал. После работы в институт. Это в Кузьминках. В   полночь падала дома в кровать. Родители только и делали, что встречали и провожали дочку. А ей нравилась такая жизнь – трудная, но интересная. В институте Лена получала сразу два образования: и педагогическое, и художественное. Учили основательно по многим предметам. Получила диплом. 
                Ради красоты
Елена философ. Так и относится к жизни, складывающейся нелегко, но воспринимающейся ею с оптимизмом.
      – Мы живём для прекрасного, - рассуждает она, - чтобы жизнь была наполнена радостью, её надо украшать. Приносить пользу душе. Человек не должен жить только чтобы есть. Жизнь надо использовать для красоты, для света. Я стараюсь быть выше грязи. – Помните, я вначале рассказа, написала, что Елена работает уборщицей? Всё-таки это не спроста! В Доме культуры она проработала долго.
                Художниками рождаются
      Появление талантливой индивидуальности происходит неожиданно. Вдруг рождается гений. Он – загадка природы. Каждому человеку дан свой мир, у каждого своё мироощущение. Большинство из нас – потребители, поглощающие мир гениев. Чудесно, когда у нас и у них возникает возможность общаться.
      В Третьяковской галерее Елена знает наизусть все залы. Любит бродить по музею им.Пушкина. Когда-то в нём проводился замечательный лекторий. Лена дневала и ночевала там. И поняла, каких вершин может достичь человеческий гений. Чтобы посмотреть картины в 60-е годы люди выстаивали на морозе по несколько часов.
    Окоченевшая от холода, Лена вошла в зал. На огромной чёрной стене висели три малюсенькие акварели Гойи. Ахнула… и приобщилась к необъятному миру искусства. И сразу захотелось иметь частичку этого мира у себя – она стала скупать буквально все издания по живописи.   
                Музыка – это картина,
                нота – это краски
      Елена очень любит музыку. В детстве она училась игре на фортепьяно. Теперь руки загрубели от работы. (Я опять вспомнила, что она работает уборщицей). Музыканты и художники – люди особого мышления. Для них главное – это свобода. Когда Елена Борисовна работала в школе учителем рисования, дети радовались, едва она переступала порог класса. На уроках Елена старалась больше показывать и рассказывать, а рисовать просила детей дома,только, если и когда захочется.    Некоторые ребята боятся чистого листа и карандаша. Этот приём оказался очень эффективным. Ей удавалось так вдохновить учеников, что они, почувствовав свободу, кидались к бумаге.
      Разными способами нужно учить детей чувствовать прекрасное, чтобы замечать и отличать его. Тот кто учился в музыкальной школе, никогда не станет вором, убийцей или хамом потому, что знает, как жить по-другому. Среди трудностей искусство – это отдушина. Кстати трудности не бесполезны. Они мешают жить, но зато закаляют характер. Мучаясь, человек становится мудрее.
      Нелегко складывалась Еленина и личная жизнь. То одна неприятность, то другая, то трагедия и ненависть вслед за ней. Потом успокаивалась. Она всех за всё прощала. Поняла, что без жертв в жизни не обойтись. А человек, ко всему может адаптироваться.  Лечит и безысходность. Оля, дочка, когда подросла, воскликнула:
     - Мама, как ты всё вынесла?!
                Характер

      - Нужно взять книги по живописи, рассмотреть их внимательно под хорошую музыку, походить по выставкам, и потом… «переварить» в себе, взглянуть на увиденное и услышанное через собственную призму. Получится художник. - Елена сказала «переварить» и добавила, - Я всё ем. В музыке любое направление, в искусстве любую область, если работа в них не бездарна. Мне не нравится, когда валяют дурака.
      Искусство должно идти от сердца, из души! …Ведь даже первобытный человек отличал красивое от уродливого. Осознанное сочетание красок и линий, создаёт характер художника, в общем смысле этого слова. Красота не случайность. Остальное приводит к хаосу, а от него к безобразию.
                Нужны зрители
      Для человека любой творческой профессии очень важен процесс сочинительства, репетиторства, письма… Но и слушатели, зрители, концерты, выставки. Елена Жулина многие годы работает художником-декоратором при Народном театре.
      - Я чувствовала бы себя обделённой без театра, без детских праздников, без его энтузиастов. Приходя к ним, я сразу «зажигаюсь», находит озарение, хочется жить и работать.
      Это Елена рисовала для детей волшебные леса, поля, весёлых зверушек и романтических героев сказок. Это Жулина расписывала станки, выгородки, бутафорию для взрослых спектаклей. Это Елена, вся перемазанная светящимися красками, покрывает ими свои рисунки, чтобы в Новый год дети увидели «настоящих» летающих цветов, кувшинов, ковров и рыб. Её руками написаны и все афиши, зовущие нас в мир прекрасного.
      На выставке работ Елены Жулиной в Дом культуры внимательные зрители отметили, что с каждой картины на них смотрит автор. В прямом смысле – ведь она написала множество автопортретов, но в разных ипостасях, и в переносном – поскольку явствует графическая манера. Начиная с институтской поры, ей везде прочили быть хорошим графиком.
      - Я и живописец, но больше занималась рисунком, акварелью, - считает Жулина, а мы с вами можем судить об этом сами.
      - Своим работам давать имена трудн, – считает Лена. В них изюминка, вкус, которой должен почувствовать зритель.
                Жизнь с начинкой
      В 30 лет Елена вдруг испугалась, что уже состарилась, а ничего не успела. Сейчас она чувствует себя спокойно. Сейчас ей уже за 60. Судьба начинила жизнь очень многим. Училась, работала, любила, рожала, искала, разочаровывалась, падала и поднималась, писала, сочиняла, тревожилась и радовалась, путешествовала и знакомилась – жила.
      - В юности, знакомилась со взрослыми, с необычными характерами, - признаётся Елена, - жизнь тем интересней, чем шире круг общения. Своим примером она учит жить дочь. Но Оля (как, впрочем, и её мама) стремится к самостоятельности.
      - Мам, у тебя свои ошибки, у меня свои.
      Смысл жизни сохранить в себе «голоса» людей, брать у них, возможно больше. Ведь идеал – собирательный образ. Хорошо, что мы можем через произведения искусства, знакомится с талантливыми людьми.
      Когда Оля уехала жить в другой город, Елена вдруг осознала, что до сих пор ей было не до себя. Ей захотелось невозможного, но идеального для новой жизни. Природы, уединения, домика на опушке леса, на берегу речки…
      Но если бы Елене предложили прожить жизнь заново, она не согласилась бы, к своей привыкла, в ней всё знакомо. В том числе и девиз «держать хвост пистолетом, не вешать нос!». Всё лучшее – впереди! Прелесть жизни в том, что будет её «завтра».
      - Я не добилась успеха, - считает Елена Байкова-Жулина, - потому что не упёрлась во что-то одно. Думаю, что ещё найду себя. Главное мечтать и верить!
                ***
      В специальной комнате за сценой, называемой «художкой», под звуки радио работает над нашими душами художник Елена Жулина,.. а потом берёт ведро, швабру и идёт приводить в порядок помещения...
 


Рецензии