Песни дорог войны. Песенка военных корреспондентов

                ИСТОРИЯ «ПЕСЕНКИ ВОЕННЫХ КОРРЕСПОНДЕНТОВ»

     9 Мая – большой государственный праздник – День Великой Победы над фашизмом. Во время Великой отечественной войны, в тяжелейшие годы испытаний отличались не только те, кто воевал на фронтах, кто ковал победу в тылу, кто кормил, одевал и обувал солдат. На полях сражений трудились и военные корреспонденты – они как разведчики, добывали информацию, рассказывали о героях битв, несли правду людям, вооружившись «лейкой» и блокнотом…

     В 1993 году возле Центрального дома журналистов в Москве, на Никитском бульваре у дома 8а установлен памятник военным корреспондентам скульптора Льва Ефимовича Кербеля (1917 – 2003) и архитектора Евгения Григорьевича Розанова (1925 – 2006).

     Памятник представляет собой сидячую скульптуру журналиста в плащ-палатке, с наградами на груди, с фотоаппаратом и с постоянными спутниками журналистов, карандашом и блокнотом в руках. Сидит на развалинах рейхстага. Позади него разрушенная колонна с надписью: «С лейкой и с блокнотом, а то и с пулемётом сквозь огонь и стужу мы прошли…» и памятной надписью:

                Журналистам Великой Отечественной войны
                1941 – 1945 годы

     Скульптура установлена на невысокий гранитный постамент, где между солдатских ног, в сапогах, лежит вещмешок.

     Работа журналистов не прекращалась даже во время обороны городов: в Москве, Одессе, Севастополе, блокадном Ленинграде, Сталинграде регулярно выходили газеты и велись передачи на радио. Рассказы о героизме защитников Отечества, мужестве тех, кто трудился в тылу, анализ боевых действий, с которым выступали командующие фронтами, становились известными почти всей стране одновременно.

     В годы Великой Отечественной войны заметное развитие получила фотопублицистика. Объектив фотоаппарата зачастую опережал героев, успевая запечатлеть их за мгновение до подвига. Хорошо известен снимок, на котором политрук первым поднимается в атаку. Но мало кто задумывается над тем, что фотограф успел выскочить из окопа раньше него, чтобы нажать на спусковой механизм фотоаппарата.

     Наверное, фронтовым корреспондентам, прошедшим вместе с бойцами Красной армии все тяготы и лишения военного времени, не раз хотелось воскликнуть: «Остановись, мгновенье!», чтобы по мановению руки, по волшебству, прекратилась бомбежка, чтобы перестал яростно стучать вражеский пулемет, чтобы не упал раненый уже командир…

     Более двадцати лет прошло со дня открытия памятника военным корреспондентам.

     В праздничные дни у памятника собираются журналисты-ветераны, творческая молодёжь. На монумент возлагают цветы, вспоминают ужасные будни журналистов на дорогах Великой Отечественной. Их боевая слава, яркое правдивое слово о войне, о мужестве и героизме советских воинов и тружеников тыла, о Великой Победе живут в народе, будут жить в истории.

     Мы продолжаем публиковать истории песен дорог войны, скомпонованные из материалов, размещённых на разных сайтах Интернета. О создателях бодрой «Песенки военных корреспондентов» пойдёт сегодня наше повествование.

     Не проходит праздника, связанного с какой-либо памятной датой Великой Отечественной войны, чтобы не прозвучала в концертной программе, в передачах радио или телевидения эта песенка. «Корреспондентской застольной» назвали её авторы.

     В сборнике «В редакцию не вернулся», посвященном журналистам, погибшим на войне, Константин Михайлович Симонов (1915 – 1979) указывает точное время написания стихотворения, ставшего этой песенкой – 1943 год. В сборнике приводятся тексты ещё нескольких журналистских песен военных лет. И среди них – та, в которой угадываются контуры будущей «Корреспондентской застольной». Симонов написал её в 1942 году вместе со своим другом поэтом Алексеем Александровичем Сурковым (1899 – 1983). Имеется в виду их «Песня о весёлом репортёре». Пелась она на мотив популярной веселой песенки «Шестнадцать негритят», искрилась юмором, но заканчивалась на трагической ноте:

                Под Купянском, в июле,
                В полынь, в степной простор
                Упал, сражённый пулей,
                Веселый репортёр…
                Блокнот и «лейку» друга
                В Москву, давясь от слёз,
                Его товарищ с юга
                Редактору привёз.
                Но вышли без задержки
                Наутро, как всегда,
                «Известия» и «Правда»,
                И «Красная звезда»…

     Осенью 1942 года К.М. Симонов приехал на короткое время с фронта в Москву, чтобы завершить работу над пьесой «Жди меня» и сценарием на её основе для одноимённого фильма. Работа шла трудно и медленно. В конце концов пьеса была написана и передана Московскому театру драмы. Ставил её режиссёр Николай Михайлович Горчаков (1898 – 1958). А музыку к будущему спектаклю должен был писать композитор Матвей Исаакович Блантер (1903 – 1990).

     – С Костей Симоновым я встретился в работе над этим спектаклем как с добрым старым знакомым, – вспоминал в одном из интервью Матвей Блантер.

     – Познакомились-то мы с ним и подружились в довоенном 1939 году. Но первые свои песни на его стихи я написал в военные годы. В январе сорок второго Симонов подарил мне только что вышедший сборник его стихов «С тобой и без тебя». Тогда-то и сочинил я сначала «Застольную» и «Песенку о чемодане», а потом «Жди меня». Но это была не та «Застольная», про которую вы меня спрашиваете. А «та» была написана годом спустя, во время работы над музыкой к спектаклю «Жди меня». Горчаков предложил мне написать для спектакля несколько песен. В их числе была и «От Москвы до Бреста», которую напевают в одной из первых сцен собравшиеся на вечеринку герои пьесы.

     А вот что добавлял к истории её создания сам автор стихов в своих знаменитых дневниках «Разные дни войны. 1941 – 1945 гг.»:

     Передав 12 февраля 1943 года в Москву корреспонденцию о взятии нашими войсками Краснодара, я получил по военному проводу встречную телеграмму – перебраться с Северокавказского на Южный фронт, чтобы поспеть к освобождению Ростова. Добираться туда мне пришлось в февральскую распутицу, на чужой машине – «виллисе», принадлежавшем члену Военного совета.

     Шофёр, как всякий чужой, взятый «напрокат», да ещё шофёр большого начальства, да ещё взятый в длиннейшую и грязную дорогу, с необходимостью возвращаться обратно по этой же дороге, невзлюбил меня, – пишет Симонов.

     – А у меня настроение тоже было скверное – я паршиво себя чувствовал, разбаливался. Чтобы преодолеть это неважное душевное и физическое состояние, я стал сочинять корреспондентскую песню. Сочинял я её всю дорогу до Ростова чуть ли не двое суток. «Виллис» был открытый. Было холодно и сыро. Лихорадило. Сидя рядом с водителем, я закутался в бурку, и вытаскивать из-под бурки руки не хотелось, поэтому песню сочинял на память. Написав в уме строфу, начинал её твердить вслух, пока не запомню. Потом начинал сочинять следующую и, сочинив, чтобы не забыть предыдущую, повторял несколько раз подряд вслух обе. И так до конца песни. И чем дальше сочинял её, тем длинней был текст, который я каждый раз повторял…

     Так мы ехали и ехали, пока, наконец, не добрались до штаба Южного фронта, находившегося в Батайске, точнее – до фронтового корреспондентского пункта «Красной звезды».

     Шофёр, как только мы приехали, попросил разрешения отлучиться и мгновенно исчез. А вскоре после этого в нашу корреспондентскую компанию забрёл доктор, работавший в санчасти штаба фронта, и, едва успев посидеть с нами несколько минут, стал расспрашивать меня, как я доехал и как себя чувствую. Я сказал, что немного аспирина на ночь глядя, пожалуй, не помешает, а в остальном чувствую себя хорошо. Но он не сразу удовлетворился ответом, а ещё некоторое время продолжал допрашивать меня о самочувствии.

     Как потом под общий смех выяснилось, мой хмурый водитель явился в санчасть с сообщением, что с ним с Северокавказского фронта ехал сюда сумасшедший подполковник, который чуть ли не двое суток подряд всё время разговаривал сам с собой. Посещение врача было результатом этой шофёрской бдительности.

     Мы долго потешались над этой историей в тот вечер и, выпив положенные сто граммов, хором, на мотив «Мурки», впервые пели сочиненную мною песню. Кстати сказать, только тут, вечером, уже спев её по памяти, я впервые записал её на бумагу.

     Рассказывает корреспондент, бравший интервью у К.М. Симонова: «Между прочим, именно на мотив «Мурки» Константин Михайлович напел мне «Корреспондентскую застольную», когда я расспрашивал его об истории рождения этой песни. И так же поют её до сегодняшнего дня, вспоминая военные дороги, журналисты-фронтовики, ничего не имея против той мелодии, которую сочинил на симоновские стихи композитор Матвей Блантер. И тут уж ничего не поделаешь. Пусть поют, на здоровье».

                ПЕСЕНКА ВОЕННЫХ КОРРЕСПОНДЕНТОВ

                От Москвы до Бpеста нет такого места,
                Где бы ни скитались мы в пыли,
                С «лейкой» и блокнотом, а то и с пулемётом,
                Сквозь огонь и стужу мы прошли.
                Без глотка, товарищ, песню не заваришь,
                Так давай по маленькой хлебнём,
                Выпьем за писавших, выпьем за снимавших,
                Выпьем за шагавших под огнём.
                Выпить есть нам повод за военный провод,
                За У-два, за Эмку, за успех,
                Как пешком шагали, как плечом толкали,
                Как мы поспевали раньше всех.
                От ветров и стужи петь мы стали хуже,
                Но мы скажем тем, кто упрекнёт, –
                С наше покочуйте, с наше поночуйте,
                С наше повоюйте хоть бы год!
                Там, где мы бывали, нам танков не давали,
                Но мы не терялись никогда,
                На пикапе драном и с одним наганом
                Первыми въезжали в города.
                Выпьем за победу, за свою газету,
                А не доживём, мой дорогой,
                Кто-нибудь услышит, кто-нибудь напишет,
                Кто-нибудь помянет нас с тобой.
                От Москвы до Бpеста нет такого места,
                Где бы ни скитались мы в пыли,
                С «лейкой» и блокнотом, а то и с пулемётом,
                Сквозь огонь и стужу мы прошли.
                Выпьем за победу, за свою газету,
                А не доживем, мой дорогой,
                Кто-нибудь услышит, кто-нибудь напишет,
                Кто-нибудь помянет нас с тобой.

     Вот такая она, эта песенка. Журналисты промеж себя зовут её и «Корреспондентской застольной», и «От Москвы до Бреста», а мелодию выбирают либо от Матвея Блантера, либо от «Мурки», – кто какую захочет.

     В Интернете у «Песенки военных корреспондентов» много исполнителей. В видеоклипах её, например, поют:
     – группа «Кватро» (теноры Антон Сергеев и Антон Боголевский, баритон Леонид Овруцкий, бас Данила Карзанов);
     – Леонид Осипович Утёсов (1895 – 1982), народный артист СССР;
     – Владимир Константинович Трошин (1926 – 2008), народный артист РСФСР;
     – Алёна Валентиновна Свиридова (рожд. 1962), заслуженная артистка Российской Федерации.

     Смотреть видеоклип и слушать песню "От Москвы до Бреста" в исполнении Игоря Анатольевича Кравцова (город Братск):

     http://www.youtube.com/watch?v=xAtYWlmgXpQ.

     По материалам сайтов Интернета.

     Возвращение к содержанию сборника "Песни дорог войны" –   http://www.proza.ru/2015/02/16/1876.

     2015 – 2020


Рецензии
Спасибо большое, уважаемый Владимир, за Ваш труд и неустанное просветительство!
Будем планировать к выпуску в №1 2016г. Нашего журнала "НЖ"!
С уважением и добрыми пожеланиями,

Игорь Лебедевъ   02.04.2016 22:38     Заявить о нарушении
Игорь, доброго здоровья! Сообщаю, что начал новый повествовательный цикл "Истории российского кино". Про фильмы "Два бойца", "Женщины", "Жди меня" рассказы опубликовала местная газета "Мой город - Железнодорожный". Но с 1 апреля её закрыли после 13 лет работы - это было частное СМИ... Четвёртый рассказ - об истории создания фильма "Весна". Он тоже есть на моей странице, для печатной публикации его я направил в местную газету "Факт" Балашихи, в ней ещё никого не знаю, ни разу не публиковался. Спасибо за внимание! С уважением,

Владимир Калабухов   02.04.2016 22:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.