Книжные вожделения

Примерно сто лет назад, ещё во времена [царя Гороха] Союза, одной прекрасной зимой мне удалось продать свою лисью шапку-ушанку (подарок маменькин) за баснословные деньги. Мы полдня проторчали с Седлаченкой на пятачке возле "Владимирской", уминая своими не очень надёжными башмаками мокрый снег рядом с коллегами-"барыгами", имею в виду бабулек, с рук торгующих разной блошиной дребеденью. Нам повезло. Подошёл какой-то серьёзный дядька, примерил и, не торгуясь, купил. И вручил нам. Не поверите. Целых сорок долларов. В скобках три восклицательных знака.

Мир лежал у моих ног. Такой громадной суммы я ещё никогда в руках не держала. Крёз был жалким фигляром, ничтожеством, мальчишкой на побегушках в сравнении со всемогущей мною.

Разумеется, первое, что я сделала после внезапного обретения баснословного богатства - это зашла в магазин "Книги соцстран" на углу Невского и Литейного. [Интересно, он ещё существует?*] И увидела там на свою погибель альбом "Японская гравюра" финского издательства. Великолепного, даже по нынешним меркам, качества. Финны вообще-то всегда были приличными книгопечатниками, они Умеют делать хорошие книги. Европа, традиции, все дела. Продавщица сказала: издательство такое-то, отпечатано в 12 цветов, бумага такая-то и что цена (Оппа!) пятьдесят баксов.   

Месяц примерно я вынашивала разнообразные прожекты, один заманчивее другого, от срочного ограбления ближайшего отделения банка, до: "Значит, так, Антонина. Ты заходишь, просишь показать. Тётенька-продавщица снимает альбом со стенда, ты его листаешь, потом в магазин забегаю я с чулком на голове, выхватываю книгу у тебя из рук и удираю."

- А если догонят?

- Я тренироваться буду. Нужно серьёзно подготовиться. Думаю, стоит побегать недельки три. Полчаса утром, полчаса вечером.

Седлаченка молча прерывает размечтавшуюся меня, всем лицом и телом изображая смесь сомнения, недоверия и сострадания к моему сильно побитому ногами туловищу. Пока ещё только гипотетически побитому. Сообщать подобную сложную гамму чувств одновременно без единого слова умеет только она одна. За что и держим.
 
Все наши вечерние беседы за чаем [или за бутылкой старого доброго саке] того зимнего сезона обязательно скатывались к обсуждению моих маниловских планов. Долго велись, больше месяца. Больше месяца бред овладевания волшебной книгой не оставлял меня. Все сны неизбежно заканчивались сценами похищения или хотя-бы листания альбома японских гравюр, и вспоминала я о нём немедленно после проснутия. Микромания такая себе образовалась. Я не прекращала наблюдать за книгой.

У меня образовался целый мазохический ритуал. Раз в три дня, как на работу, заходила в "Книги соцстран" и терзала душу созерцанием недоступного сокровища. Вожделение меня не оставляло. Я начала бегать по утрам и вечерам. Седлаченко стала прятать от меня свои старые колготки. Следящие за развитием событий боги не выдержали и вмешались: к первым числам марта все экземпляры "Японской гравюры" были проданы.

Шатаясь от горя, я отправилась в самое начало Невского, тринадцатый номер ["Дом Чаплиных"], и там, поднявшись по ступенькам в помещение конкурирующего заведения под аналогичной вывеской, купила три других альбома, попроще, на которые всё-таки хватило моих сбережений. Два чёрно-белых китайских издания: сразу "Бамбуки", пятнадцать минут спустя, немного помявшись - "Цветы и птицы". То всё была гохуашная классика из собрания "Гугун" в Пекине, впоследствии сильно мне пригодившаяся. И на закуску, вконец опьянев от расточительства, отдала последние деньги за одного цветного Хокусая.

Безрассудная трата несколько приглушила боль моего кровоточащего сердца.  Бамбуки, цветы-птицы и Хокусай до сих пор со мной и многому меня научили.   

Кстати, может, кто не знает. Ануй первый раз угодил за решетку  из-за кражи томика Бодлера в книжной лавке.

В самом деле, не давать же нам за это медали?

                ///\\\///\\\///\\\///\\\

*Существует. Сейчас называется "Буквоед".

                ///\\\///\\\///\\\///\\\///\\\

Иллюстрация: неизвестный автор, найти его имя в сетке не удалось. Постараюсь исправить этот момент.


 ©Моя сестра Жаба


Рецензии