Пушкин о воле народа, язычестве и христианстве

Когда Пушкин восклицает:
               
                «Кто волны , вас остановил?
                Кто оковал ваш бег могучий?
                Кто в пруд безмолвный и дремучий,
                Поток мятежный обратил?...»   ,

                неужели не ясно, что под «остановленными волнами мятежного потока» он понимает  свой народ русский, чей «бег могучий окован»  «и обращён в пруд безмолвный и дремучий»…
    
                От несчастной судьбы народных масс, движение общественной жизни и мысли в которых неведомою злою силой остановлено, поэт обращается непосредственно к своей «бурной младой душе, усыплённой дремотой лени»:
               
                «Чей жезл волшебный поразил
                Во мне надежду, скорбь и радость?
                И душу бурную и младость
                Дремотой лени усыпил?...»

                и тут мы начинаем понимать, что под « волшебным жезлом», «поразившем» его утробу и самые недра души, и остановившем естественное течение народного бытия, Александр Сергеевич подразумевает царский скипетр российского самодержавия, а может быть и иудео-христианскую церковь и её крест – гибельный оплот рабства, лени, сна и лжи.
   
                И когда поэт обращается с молитвенной просьбой к «Ветрам», прося их «взрыть воды, разрушить гибельный оплот»; когда призывает «Грозу – символ Свободы» «промчаться» над утратившими свободу, находящимися в духовной и бюрократической неволе «водами», неужели не понятно, что и здесь речь идёт снова о Святых Силах Небесных:             
               
                «Взыграйте , Ветры, взройте воды,
                Разрушьте гибельный оплот.
                Где ты, гроза – символ Свободы?
                Промчись поверх невольных вод» (1823 г.)


                И в более поздних стихотворениях , посвящённых казалось бы описаниям природы: стихий, гор, горных потоков «Кавказ» и «Обвал» поэтом как бы между строк даётся общая символическая картина скованного народного бытия и трепетного ожидания  кардинальных счастливых перемен на праведном жизненном пути его ближних.
 
                Александр Сергеевич понимал, что изменить русскую жизнь может только прямая помощь с Неба, что только взобравшись туда, где «мрачные скалы» чуждого мировоззрения сдерживают течение «кипящих и пенящихся валов» с «орлиной» высоты «обвалом» можно затопить снега равнодушия и обрести «широкий путь» в страну, где царствует Ветер Свободы, доступный небожителям, - «где ныне мчится лишь Эол, Небес жилец».
                С горней высоты, «один в вышине, стоя над снегами у края стремнины», оттуда, где «орёл парил с ним наравне»  Пушкин пророчески прозревал «потоков рожденье и первое грозных обвалов движенье».
                Пушкин ведал, что «широкий путь» русского народа ведёт в утраченную солнечную страну Гиперборею, что «задних волн упорный гнев пробьёт снега», и как тут не вспомнить Книгу Иова : «От Севера облацы златозарни: В них велия Слава и Честь Вседерджителева. Светлый есть в древностех, якоже еже от Него на облацех».
                Эту вот Древность и Честь обожествлял гениальный поэт, воздвигший «нерукотворный памятник, главою непокорной вознёсшийся выше Александрийского Столпа». И возможно это было только лишь потому, что Столп Пушкина – это Столп Родового Вечнозелёного Древа – животворящая Святыня родной русской земли!               

                …И даже в сказке для детей поэт обращается в лице  королевича Елисея к тем же Силам Небесным – «Языческим» Богам – Луне, Солнцу и наконец невидимому, но пронизывающему пространство подобно Духу Святому – всегда Свободному и потому всё и везде ведающему Ветру:
                «Ветер, ветер! Ты могуч,
                Ты гоняешь стаи туч,
                Ты волнуешь сине море,
                Всюду веешь на просторе,
                Не боишься никого,
                Кроме Бога Одного,
                Аль откажешь мне в ответе?»               

                …. Обращение к Ветру является кульминацией в развитии сюжета «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях». Ветер конечно отвечает полному чистой святой Любви к прекрасной деве юноше и приводит его к Горе Восхождения и к таинственной пещере, напоминающей языческий дольмен, где на родовых столпах ( «на цепях между столбов») «гроб качается хрустальный».
                Что символизирует сей прекрасный прозрачный гроб и сон царевны поэт предлагает нам догадаться без его помощи самостоятельно. Об этом между строк он повествовал нам с самого начала поэмы, где зеркальце мачехи-царицы сменилось наливным яблочком черницы и закончилось всё беспробудным сном в хрустальном гробу?
                А вокруг той «крутой горы» «страна пустая» «не видать ничьих следов вкруг того пустого места». Королевич Елисей « о гроб невесты милой…ударился всей силой», «гроб разбился» и влюблённый юноша «на свет из тьмы несёт» оживлённую его Любовью царевну, одурманенную «яблочком, напоённым ядом» изуверной веры…?
 
                Ну, это уж слишком, скажут в привычном гневе христиане «православные», об этом у поэта ничего не сказано. 
 -   Нет, сказано. Яблочко библейское, Евино или Адамово неважно, – в любом случае плод древа сатанинского, бросила царевне из-за ограды родового гнезда семейного богатырского, «черница», то бишь монахиня, чуждая духу естества, что почуял верный пёс.
                Когда монахиня, воспользовавшаяся жалостью к ней царевны, бросила ей ядовитый плод, тогда сказала при этом: « Бог тебя благослови: Вот за то тебе, лови!...Ради скуки, кушай яблочко, мой свет. Благодарствуй за обед»

                … Вот читаем, «ради скуки», - «за обед», а не разумеем…
                Разве съесть ради скуки яблочко, значит отобедать? – больно скуден «обед» тот. Нет, здесь речь конечно идёт о церковной «обедне»; и это подтверждают стихи:
                « ……….а глядела
                Всё на яблоко. Оно
                Соку спелого полно
                ………………………
                Будто мёдом налилось!
    …                Подождать она хотела
 ………………………        До обеда, не стерпела…
                ……………………
                Закатилися глаза,
                И она под Образа,
                Головой на лавку пала,
                И тиха, недвижна стала…»
   
                - здесь Пушкин не оставляет нам места для сомнений в том, о чём у него идёт речь, и если вспомним известную русскую поговорку : « Яблоко от яблони недалеко падает», - становится окончательно ясно, что напоенная ядом обрядоверия, заглядевшаяся на «плод его румяный» царевна упала именно туда, откуда и шло сонное наваждение – под церковные образа.

                Отношение Пушкина к церковным образам не нуждается в комментариях, приведём яркие тому примеры:
               
                «Ты Богоматерь, нет сомненья,
                Не та, которая красой
                Пленила только Дух Святой,
                Мила ты всем без исключенья;
                Не та, которая Христа,
                Родила, не спросясь супруга.
                Есть Бог другой земного круга –
                Ему послушна красота,
                Он Бог Парни, Тибулла, Мура,
                Им мучусь, Им утешен я.
                Он весь в тебя – Ты Мать Амура,
                Ты Богородица моя» (1826 г.)

И ещё:
                «Забудь еврейку молодую,
                Младенца – бога колыбель,
                Постигни прелесть неземную
                Постигни радость в Небесах,
                Пиши Марию нам другую,
                С другим младенцем на руках.» (1828 г.)
И ещё:
                «С перегородкою коморки,
                Довольно чистенькие норки,
                В углу на полке образа,
                Под ними вербная лоза
                С иссохшей просвирой и свечкой
                ……………………………………
                Две канареечки под печкой ..» (1824 г.)

                И ещё:
                «Награда вся дьячков осиплых пенье,
                Свечи, старух докучная мольба,
                Да чад кадил, да образ под алмазом,
                Написанный каким-то богомазом…
                Как весело! Завидная судьба!» («Гавриилиада», 1821)


Рецензии
Высмеивал поэт духовенство за ксенофобию, тормозящий развитие махровый консерватизм. В письме Чаадаеву он пишет: «Оно носит бороду…оно вне общества…Его нигде не видно, ни в наших гостиных, ни в литературе...». Огромен и вклад поэта в дело языкового отделения мирской литературы от громоздкого церковнославянского языка.

Попы мстили. Можно вспомнить петербургского митрополита Серафима, инициировавшего «дело» о «Гавриилиаде», испортившее Пушкину много крови. Через пять лет этот «смиренный» архипастырь и даже член Российской академии (!!!) был единственным, кто проголосовал против избрания поэта в академики. И даже после смерти приравнял смерть поэта на дуэли к смертному греху, равному самоубийству.

В религиозном вольнодумстве Пушкина подозревали, обвиняли царедворцы и сам Николай I, заметивший в разговоре с Жуковским: «...мы насилу довели его до смерти христианской…». Лишь по обряду.
Прав С.Франк: «Всякая попытка приписать Пушкину-поэту однозначно определенное религиозное или философское миросозерцание заранее обречена на неудачу».

Языцы – «народы». Народный, языческий поэт Пушкин.

Александр Чашев   12.02.2015 20:36     Заявить о нарушении
Александр, я очень благодарен Асне Сатанаевой за то, что она однозначно объяснила мне смерть Пушкина тем, что на царе Николае после его смерти был медальон с портретом Натальи Гончаровой.
Нет, ни сам царь, ни его клевреты, ни попы, типа митрополитов Филарета и Серафима не были праведными православными христианами.
Истинно верующим Богу, народным, православным, поэтом был Пушкин, а церковный официоз только позировал в образе верующего человека.

Евгений Обухов-Петрик   12.02.2015 21:17   Заявить о нарушении
С С.Франком в данном случае не согласен. Александр Сергеевич был искренне верующим человеком. Во всяком случае человеком с вполне определённым религиозным мировоззрением. Не атеистом. А определить религиозное мировоззрение Пушкина нам нынче необходимо как никогда раньше.

Евгений Обухов-Петрик   12.02.2015 21:21   Заявить о нарушении
"однозначно объяснила мне смерть Пушкина тем, что на царе Николае после его смерти был медальон с портретом Натальи Гончаровой."
Ох, друзья, всё было ещё запущеннее - http://www.proza.ru/2014/02/26/1231.

А убили Пушкина за то, что он откопал в архивах, что с Николая I - ветвь однозначно не была уже Романовыми и не имела права на престол.
С уважением,
Любовь

Любовь Царькова   13.02.2015 17:15   Заявить о нарушении
По сноске. ))) Гелий Клеймёнов: "И когда появился рыжий Сашка, для сомнений, казалось, не оставалось ни клочка пространства, но все же он надеялся. Он стоял долго около его колыбельки, пытаясь найти сходство с собой и не найдя их, в дверях крестил его, желая этому малому существу добра и долгих лет жизни. Надежда Осиповна писала дочери: «Рыжим Сашкой Александр очарован. Всегда присутствует, как маленького одевают, кладут в кроватку, убаюкивают, прислушивается к его дыханью. Уходя, три раза его перекрестит, поцелует в лобик и долго стоит в детской, им любуясь». Сомнения отпали, но понимал он и самое главное, что Натали в случившемся не виновата. Она ему не изменяла, ее заставил царский двор и его нравы, что он не должен осуждать, третировать ее ни одним взглядом, ни одним намеком, оговором. "

Любовь Царькова   13.02.2015 17:25   Заявить о нарушении
Спасибо, Любовь, за важную для меня информацию. Плохо на душе от всего этого.

Евгений Обухов-Петрик   13.02.2015 18:54   Заявить о нарушении
Насчёт Сашки наиболее подробную и убедительную версию я прочла у Гелия Клеймёнова. Но мне всё же не верится: пусть сам Александр Александрович был не очень похож на отца, но его дети ведь унаследовали явные пушкинские черты - посмотрите на их фотографии! В них нет ничего романовского! То же, что Натали изменяла, принуждённая царём, это становится для меня лично ясно вполне. И тот ребёнок, которого она выкинула во время масленицы 1834, был, видимо, от Николая...

С уважением,

Елена Шувалова.

Елена Шувалова   23.01.2016 13:14   Заявить о нарушении
Елена, есть эффект телегонии: Наталья была девственницей, а дети во многом наследуют черты первого мужчины

Любовь Царькова   23.01.2016 13:30   Заявить о нарушении
Да, я об этом тоже думала. Возможно, возможно... Я знала женщину, у которой был мальчик, рождённый от мужа, но вылитый её первый мужчина - с арабскими чертами... Но тогда и другие дети - кроме Маши - под сомнением? Они-то явно похожи на А.С., - но могли быть и от Ник.П.? М-да...

С уважением,

Е.Ш.

Елена Шувалова   23.01.2016 14:13   Заявить о нарушении
По Клеймёнову - только Сашка рыжий))).

Любовь Царькова   23.01.2016 19:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.