Год Литературы в России, 2015. 04. 02. 2015
Что ж сказать, для начала - великолепная идея. - Затея, можно и так сказать. Однако, сразу к тому вопрос: что есть этакая "затея по идее" (по идее, конечно же, сам^ой по себе Литературы, её существования и, этак, её земного кругообращения): - иначе, в чём прежде всего, в чём особенно может проявляться такая затея? - Литература: книги, слова, буквы... Литературоведы и критики; оценщики, издатели и распространители; деятели, их друзья и поклонники; спекулянты-паскудники, воры и мошенники... Интересна этакая секвенция (sequence, последовательность по-англ.), правда ведь? Довольно занятно сие продолжать, дабы видеть великую взаимопересеченность мира литературы с какой бы то ни было из сфер жизни, вообще; таки, к какой предопределённости мы окончательно приходим? - Слово, литературное слово, и его образ: оное, во многом сложении раз, - и в глазу, и в ухе, и в мысли; в моде, в манере и даже в драке. Объективно? Но что из того, - скажете, - будто сами не могли догадаться?
Так, вот, отсель и догадывайтесь: Литература в свой Год - насколько она заведомо в глазу общества (телеэкран, кинематограф и театр), так и в остальных органах общественных чувств (а не только тех, кто читает и увлекается, что = менее 3% людей по 1-2ч/день)? Вы ответите, сколько-то всё же...определённо, и в глазу, и в ухе; - пусть так, но засим: - Как она "в глазу и в ухе", каким боком?
Я недаром сказал про т.н. "земное кругообращение литературы" в мире. Это - как раз то, что могло бы означать понятие "Год", - время, за которое Земля оборачивается вокруг Солнца. (По статистике от прошлого года, где-то порядка 30% россиян не знают - ещё или уже не знают?! - что это именно так, и не Солнце вращается вокруг Земли, кстати...) Слышу-слышу, иные уж вновь готовы охаять меня за мой космополитизм и интеллектуализм, и, тем не менее... "Нет-нет, Русской литературы мирообращение весьма приветствуется!" - скажут другие; увы, и к тому они не более, как побудят меня снова вспомнить, что Мир страстей по Русской литературе, до сих пор, ограничен теми же всё извечно-заученными именами, кои и экранировать уж более скучно, и мода в них, часто, одна всё и та же. И, в мире - где ундино-прекрасная Гиппиус, где Мережковский, где тот же Леонид Андреев, где всё то, что будет на удивление контраверсивно всему тому стереотипному представлению о русскости, каковое издавно сложилось по заезженным литературным образцам, и в чём не иначе, как только шаблонно-русское доброе, да так и сызнова сатиричное по нам злое (от мира, Я имею в виду, от всего "кругло-годичного" раскрытого мира)?
Но Я пойду дальше.
Чтобы быть литературной нацией в мире, мы должны знать этот мир. Когда Президент говорит о нас, как о самой читающей нации в мире, Я бы скорее указал в пожелании на выдерживание статуса эрудированной нации, в перспективе - наиэрудированной. Это и есть задача - задача не для буквоедов, для умов. И что же тогда такое есть сия литературная эрудированность?...
Мы должны, наконец-то, в более полной мере овладеть парадигмой мировой мыслеобразности: мы должны отводить добрую долю своего культурного пространства воспитанию (и, конечно же, в простолюдии!) тех видов мышления, каковое присуще Всемирному интеллектуальному (олитературенному) началу. - Касательно, даже только современности, многие ли из нас знают Оруэлла (опять-таки, Я о тех, кто не читал и не читает)? А, ведь, им живёт (не читая, при этом поголовно, - совершенно также, как у нас) подавляющая масса "улитературенного" люда, и в Европе, и в Америке! А вся та драматическая и художественная классика, перебегающая в зарубежное видео и аудио, истинные в том образцы Всемирной образности, которые даже никто ещё не удосужился сурдировать или даже субтитровать?! Вдохновенные мелодраматические биографии гениев, вдохновенные экранизации шедевров реальности и фантасмагории, для взрослых и детей: - Э.Т.А. Гофман, Гёльдерлин, Рабле, Свифт, Ницше и всё пр., пр. и пр. - узнают ли о них в Год Литературы те, кто литературы не знает? - Вы понимаете мою мысль...
/6 часов утра; - пока-что откладываю продолжение сего публиц. наброска; не знаю, довершу ли.../
Однако, продолжаю таки: (11.02.2015) -
Как говорится, here we comes: -
ВО-ПЕРВЫХ, значит, что культурная Россия должна предпринимать все усилия для адаптации литературной жизне-образности в сферах искусств, литературе смежных; и это вовсе не только, конечно же, кинематограф (какового, однако, влияние непременно сильнее на эрудируемую публику). В этом смысле, телевидению, в причастности его разным сферам искусств, даётся замечательный шанс выдвинуть новые требования к рекламе, роль каковой в обществе может представляться не менее образовательной и культурно-воспитующей, а в том, опять-таки - литературное влияние. - ВО-ВТОРЫХ, литература и живая литературная активность вполне достойна того, чтобы быть поддерживаемой в сферах, а с тем, и в местах культурного национального наследия; галереи и музеи, так и большие центральные музеи, могли бы гордиться созданием у себя дискуссионных клубов, литературных кафе и салонов, а не только кафе ресторанного типа, как то в центральных Московских музеях; мне думается, для Пушкинского это было бы, своего рода, недурным оживлением, а с тем, и некоторым практическим плюсом. - А В ТРЕТЬИХ,......
Не знаю, стану ли отсель продолжать, как то, к примеру, в развитии мысли о Школе и общем образовании, как то в повторении своих прежних мыслей, в частности, об объединении предметов Русской и Всемирной Литературы... (статья "Церковь и Детский Сад", 2011, особ. 2 Часть, из сбор. "Социальные Смыслы")
(11.02.2015; 11 часов вечера)
Свидетельство о публикации №215021102250