Ребенок внутри нас

 «Три раза в день мы непременно кормим свое тело. Но ведь глубоко внутри нас есть божественный ребенок, которого мы называем своей душой; и мы не находим времени покормить этого ребенка. Душа — сознательный представитель Бога в нас. До тех пор, пока не исполнится предназначение ребенка-души, мы никак не сможем исполнить предназначение своей внешней жизни».  (Шри Чинмой)


В рубрике «Советы Вашей Светлости» мы говорим о том, что можно понять и сделать простыми, доступными способами, чтобы улучшить свою жизнь, здоровье, судьбу.  На страницах журнала мы уже писали о волшебной  практике внутренней улыбки и возможностях путешествия мысли, включили в нашу заочную программу простые и полезные упражнения  для здоровья. Сегодня я предлагаю нам всем на некоторое время забыть, что мы уже давно стали взрослыми.

Мне нравится наблюдать, как взрослые люди покупают игрушки в детском мире. Глаза разбегаются, ведь в нашем детстве всего этого не было!  Тут он и выскакивает из нас, давно забытый ребенок,  и начинает с удовольствием играть в машинки и куклы. И мы на какое-то время забываем, что пришли сюда за подарком сыну, племяннику, а то и внуку…

Сколько тебе сейчас лет? Тридцать, сорок, пятьдесят?  Взрослые, умудренные житейским опытом, помним ли мы того маленького мальчика или девочку, каким были когда-то?  Не по фотографиям, а по сути – свои ощущения, восприятие мира и самого себя в этом мире?

Обычно, когда люди вспоминают свое детство, глаза теплеют, сознание погружается в уютное нежное воспоминание и ту детскую невинную чистоту, которой было наполнено сердце и разум.   О чем мы мечтали тогда, на что надеялись, во что верили? Как я распорядился  своими мечтами и отпущенным жизнью временем, что исполнил и что забыл? 

Смотрю на свою детскую фотографию. Неужели эта  маленькая ясноглазая девочка тоже Я?  Смотрю ей (себе?) в глаза. И вдруг замечаю, как что-то неуловимое меняется во мне теперешней. Расслабляются мышцы лица, сама по себе рождается тихая улыбка, не только на губах, но и в глазах.  Маленькая  девочка на фотографии. Где она сейчас, только ли в воспоминаниях детства? А может быть, она живет где-то в глубинах моего Я, никуда не исчезая, и ждет, когда я вспомню о ней?  Если сейчас я, взрослый, встану лицом к лицу и поговорю с собой – маленьким, загляну в чистые искренние глаза, что я смогу сказать? Маленький ясноглазый ребенок, каким я был когда-то,  может быть, он еще живет внутри нас и ждет, надеется, помнит, что мы за своими взрослыми делами и заботами вспомним о нем?

Вспомнился фильм «"Мэpи Поппинс-до свидания":  «Взрослые дети» катались на карусели и  общались самими собой… с  собой в детстве.  Помните, какие у них были глаза? И какие при этом были глаза у вас…

В автобиографической книге "Воспоминания, мечты и размышления"  Юнг рассказывал о том, какой неизгладимый отпечаток оставило на него знакомство с ребенком в себе и на всей его судьбе. Юнг считал, что встреча с "внутренним ребенком" высвободила огромную творческую энергию, что позволило ему создать теорию архетипов и коллективного бессознательного.

Не только современные психологи, но и древние мастера различных народов  уделяли серьезное внимание подобной работе. Почему?

Легендарный  "Старик-ребёнок" Лао цзы  считал, что достигнув вершин познания и возраста, человек должен оставаться таким же наивным, способным удивляться и бескорыстным как ребенок. И некоторые наши современники "практикуют" это знание в своей жизни, что является одной из важнейших составляющих многолетней творческой активности. "Мы стареем, но я знаю секрет долголетия - оставаться в душе ребенком", сказал однажды всемирно известный Ален Делон.

Даосские мастера,  практиковали вспоминание себя маленьким.  Эта была секретная практика, доступная избранным. Аналогичная практика существовала и у американских индейцев. Секрет состоял в  том, что когда практикующий регулярно вспоминает себя маленьким, медитируя на этот образ, это воспоминание, то организм постепенно начинает «вспоминать», как это было, включая программы оздоровления и омоложения. Конечно, чтобы все это реально работало, нужно  это делать регулярно.  И вы можете начать прямо сейчас!

Можно включить общение со своим внутренним ребенком в практики медитаций. Мысленно проваливаемся во времени, отматывая назад киноленту своей жизни. Дальше. Дальше…  Вспоминаем, ощущаем себя…  Как это было? Каким я был?   Сами по себе расправляются плечи, расслабляется тело, мышцы лица и спонтанно возникает искренняя улыбка. Откройте свое сердце и впустите в него своего малыша. Отношения со своим внутренним ребенком  можно и нужно создавать заново, начиная с улыбки,  со слов прощения. Поговорите с ним, возьмите на ручки, побаюкайте, поиграйте! Обнимите мысленно всем своим любящим сердцем.  Скажите, что  любите его!  Возьмите его образ в свое  сердце.  Даже если что-то не получается,  думайте  о нем, вспоминайте, любите. Побудьте в этих ощущениях!

Можно общаться с внутренним ребёнком с помощью переписки. Задавайте ему вопросы, и пусть он пишет ответы. Попробуйте писать ответы рукой, которая не является ведущей. Возможно, вы удивитесь полученным посланиям… 

Наш внутренний ребенок может научить нас  той легкости и чистоте, о  которой мы забыли за грузом дел и лет, тому состоянию детской непосредственной радости,  в котором и тело, и душа и мысли вибрируют по-другому. А может быть, мы сможем не только улучшить свое внутреннее состояние, но и  лучше понимать своих детей?
Все, что требуется – просто вспомнить, что эта девочка и этот мальчик никуда не исчезли. Они живут в моем (твоем!) сердце и  терпеливо ждут, когда же этот занятый неотложными делами дядя и замотанная своими хлопотами тетя вспомнит…  Это не просто сентиментальное вспоминание.  Работа с внутренним ребенком и практика вспоминания себя маленьким имеет, как минимум,  эмоциональный, психологический, оздоровительный, энергетический и духовный аспекты.

Отыщите свою детскую фотографию. Взгляните на неё. Казалось бы, что может быть проще и доступнее, но часто ли мы делаем это? 

Мастер цигуна Чен Хунбин перед началом занятий на ломаном русском неустанно повторял на занятиях:"Радостный! Маленький! Солнце! Радость!" -  Призывая нас, взрослых, вспомнить себя чистым открытым радостным ребенком, и только в этом состоянии приступать к практике – выполнению упражнений.   Что отличает маленького ребенка от взрослого, кроме возраста?  Искренняя радость и внутренняя чистота!  Если мы будем заниматься  в этом состоянии, мы будем работать с чистыми качественными энергиями, соединяясь с энергией окружающего пространства и наполняя себя  тем сияющим светом, который излучают маленькие дети. Радость не имеет границ, она стремится распространиться вокруг.   Ребенок открыт и подключен к универсальной жизненной энергии, к своему высшему Я. Вот откуда эта чистота, открытость и радостное восприятие мира.  Постепенно по мере взросления и воспитания мы создаем блоки в нашей энергетической системе, с которыми благополучно пытаемся бороться через различные практики.  Как вернуть эту открытость и естественность, которой мы были одарены при рождении?

Древние  мастера знали секрет.  Вспоминая себя маленьким ребенком, мы помогаем своему организму воссоздать те чистые энергии, в которых мы естественно находились когда-то, будучи ребенком. И, чем чаще мы будем практиковать (вспоминать!) это состояние радости и детской чистоты, тем быстрее уйдут наши накопленные грязные энергии, заполнившие организм годами «практики» негативных мыслей и эмоций, тем быстрее очистятся клетки, засияют и начнут восстанавливать жизненную силу все органы и системы тела.

Вот  пример, приведенный мастером  рейки Лизой Кашлинской из своего опыта работы с внутренним ребенком: «Как велико было мое потрясение, когда я впервые увидела мое внутреннее Дитя. Оно сидело на скамеечке на лесной поляне и было печальным, выглядело заброшенным и одиноким. У меня полились слезы, мне захотелось взять его на руки, обнять, приласкать, сказать ему, что я его люблю и что он не одинок... Оказалось, что мой внутренний ребенок желал только тепла, любви и хотел со мной играть. Мы поиграли, затем я рассказала ему смешную историю, желая этим развеселить его. Но мой ребенок остался печальным и только сильнее прижался ко мне и обнял меня за шею. Мы посидели так какое-то время, затем я сказала ему, что мне пора уходить и я беру его с собой, т.е. вношу его в мою сердечную чакру, и что с этих пор он всегда будет со мной, окруженный теплом, светом и любовью. В заключение я представила моего внутреннего ребенка совсем маленьким, поместила его в мои ладони и приложила их к моей сердечной чакре и при этом представила себе его в моей чакре, еще раз попрощалась с ним и заверила его, что мы вскоре встретимся…. Мне потребовалось затратить много времени, пока мой внутренний ребенок превратился в веселое, радостное, игривое и счастливое существо. По мере изменения состояния моего внутреннего ребенка изменялось и мое внутреннее состояние, оно тоже становилось счастливее и радостнее, я стала свободнее и мой творческий потенциал возрос».

Поделюсь своим опытом спонтанной медитации, которая родилась у меня в сложный период моей жизни.  Я села в медитацию, расслабилась и попросила у высших сил поддержку в сложной для себя ситуации.  Это не была медитация-работа в внутренним ребенком. Я просто сидела, слушала тишину внутри себя. И вдруг спонтанно увидела себя маленькой девочкой лет 5-6. Беленькая, нежная хрупкая девочка. Её захотелось обнять, пожалеть, защитить. Сразу  вспомнилась  мама. Наверное, это было естественно, когда ребенок ищет поддержку у своей мамы. И вдруг… ко мне-маленькой подошла… другая девочка. Это была моя мама в детстве, я помнила её такой по старым фотографиям. Две маленькие девочки стояли и смотрели друг на друга. И тут меня «пробило».  И я, неожиданно для себя самой,  попросила поддержку… у детей. Мне ничего не надо было «придумывать», все происходило само собой. И вот они собрались все вместе, дети-ровесники:  маленькая Я, моя девочка-мама, мой юный папа, моя сестренка, и…мои дети. Все дети были одного возраста. Они встали в круг и взялись за руки. И полилась такая чистота, и вместе с тем, такая сила… Я не помню, сколько я  просидела в этом состоянии. Потом дети обняли меня-девочку и ушли. Это была одна из самых мощных спонтанных медитаций. Я очнулась настолько обновленной и вдохновленной! Хотя на глазах были слезы. Но это были слезы радости, чистоты и благодарности.

Что мы испытываем, когда вспоминаем себя в детские  годы? Что взяли мы с собой из мира детства во взрослый мир?... Ответы на эти и другие вопросы могут стать источником творчества и вдохновения в нашей повседневной жизни и поддержать нас в трудную минуту «взрослой» жизни.

Если вы захотите – можно идти глубже. Можно найти много тренингов и книг, посвященных данной работе от ребефинга до куклотерапии.

В своей интервью Пауло Коэльо сказал:  «вот чего нельзя делать — так это убивать ребенка, который живет в нас. Думаю, мои книги читает прежде всего ребенок, обитающий внутри каждого из нас».

Закончить статью я  хочу цитатой великого Гарсиа Маркес а (“Сто лет одиночества”):
« Постарайся жить. Оставь воспоминания старикам. Надо прислушаться к голосу ребенка, которым ты был когда-то и который существует еще где-то внутри тебя. Если мы прислушаемся к ребенку внутри нас, глаза наши вновь обретут блеск. Если мы не утеряем связи с этим ребенком, не порвется и наша связь с жизнью».
Только не говорите, что у вас нет на это времени…   Поставьте на видном месте свою любимую детскую фотографию. Посмотрите на нее, вспомните! Улыбнитесь  этому чудесному маленькому человеку. И…  пусть он всегда живет в вашем сердце. 

PS Фото из семейных архивов. Индия, 2008 год, ашрам Девраха бабы.


Рецензии