Незадолго до дуэли, где-то за день, в частном письме Пушкин сформулировал еще раз свою базовую политическую (религиозно-политическую, можно сказать) концепцию: истина выше царя. Точно о том же пел он в юности, обращаясь к трону ("стоите выше вы народа, но вечный выше вас закон".). Царизм в религиозном смысле базировался на постулате, что царская власть от Бога, т.е. происходит от истины непосредственно, что царь отвечает за народ в первую очередь перед Богом. Николай Второй мистически переживал это именно так, судя отзывам современников, что и делало его таким изолированным. Императрица и Распутин поддерживали в нем этот настрой. На мой взгляд, власть несомненно имеет мистическую, несводимую к демократическим расстановкам составляющую, особенно в России. В России это имеет смысл высшего закона, попытка рационально разложить который по демократическим полочкам приводит к распаду государства (именно это произошло в феврале 1917 г.). Когда Бердяев писал о стихийном коммунизме русских, он забывал о столь же стихийном их монархизме, который таинственным образом не противоречит их коммунизму. Об этом вообще не принято теперь говорить.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.