Урок логического мышления

                4. Урок логического мышления.


     Мы часто слышали требование о том,
чтобы наука строилась на ясных и строго
определенных фундаментальных понятиях.
В действительности ни одна наука не
начинается с таких определений, даже
самая точная.Правильное начало научной
деятельности состоит, скорее, в описании
явлений, которые затем группируются,
классифицируются и вводятся во взаимосвязи.
Но уже при описании нельзя не применить
к материалу некоторые абстрактные идеи,
которые берутся, конечно, не только из
нового опыта. Еще более необходимы такие
идеи, - которые впоследствии становятся
базисными понятиями науки, - при дальнейшей
обработке материала.

                Зигмунд Фрейд.
              Влечения и их судьбы. 1915.



     Гурий Матвеевич, бывший преподаватель университета, удобно устроившись в кресле возле торшера, наслаждался ясностью мысли и точности формулировок Зигмунда Фрейда в его работе "Психология Бессознательного". Возле окна, погруженная в свои думы, что-то вязала его жена Алевтина Иосифовна, а за рабочим столом профессора двенадцатилетний внук Игорёк рассматривал какую-то толстую книгу с цветными иллюстрациями. Неожиданно тихую идиллию нарушил внук. Он поднял голову и спросил:
     - Дед, а Всемирный потоп действительно был?
     Бабушка оторвалась от вязания и с любопытством посмотрела на мужа и внука. А Гурий Матвеевич оторвался от чтения и спросил:
     - Тебя это действительно интересует или ты спросил просто так? - поинтересовался дед.
     - Конечно, интересно, - ответил тот. - Если он однажды был, то может повториться.
     - Логично, - заключил дед, вложил закладку в разворот книги и положил ее на полку торшера. - Ну, давай рассуждать с позиции здравого смысла.
     Сведения о Потопе мы получили из религиозных источников - Библии, шумерских глиняных табличек, рукописей из Кумрана, легендах и мифах многих народов мира, живущих на берегах океанов. Но таких легенд и мифов практически нет у народов, живущих во внутриконтинентальных областях. Это первая странность - значит, наводнение не доходило до глубинных материковых областей, а коснулось лишь прибрежных зон.
     Далее. В одних источниках рассказывается о том, что земля покрыла всю сушу, включая горы. В других, преимущественно мифах народов Латинской Америки, говорится, что часть людей спаслась, поднявшись высоко в горы. Здесь, как мне представляется, произошло неоправданное обобщение: когда говорят о том, что вода покрыла всю землю, то надо понимать, что вода покрыла ту часть земли, которую мог охватить взглядом наблюдатель. Но уж никак не сушу планеты в целом. Это - вторая странность в осмыслении древних источников.
     - А откуда появилось столько воды? - спросил внук.
     - Это как раз та загадка, на которую ученые не способны ответить, поэтому выдвигают самые нелепые предположения, которые нельзя считать серьёзными, - стал пояснять дед. - Например, кто-то полагает, что эта "дополнительная" вода - это грунтовые воды, вынесенные на поверхность во время извержения вулканов. Но, во-первых, следов одновременного множества извержений в период 10-12 тысяч лет назад, когда якобы произошел Потоп, не обнаружено. Во-вторых, мы что-то ни разу не наблюдали, чтобы в районе извержения вулкана исчезли все грунтовые воды. Стало быть, эта версия отпадает.
     Другие говорят, что растаяла ледяная шапка, покрывавшая приполярные области слоем льда в несколько километров. Но и здесь ученые противоречат сами себе. По расчетам глянциологов, эта ледовая шапка формировалась в течение 10-20 тысяч лет, а растаяла всего за 2 тысячи лет. В результате этого растаявшая вода за те же 2 тысячи лет подняла уровень Мирового океана на 60-80 метров. Но в Библии и других источниках говорится, что Потоп произошел оттого, что сорок дней и сорок ночей га землю обрушивался мощный ливень, который и затопил землю. Это что же получается? Две тысячи лет на небе копились тучи, чтобы потом за сорок суток рухнуть на землю? Тогда толщина этих туч должна быть в сотни километров и они полностью закрыли бы солнце. В таком случае должно наступить всемирное похолодание и из туч повалил бы снег, а не ливень. Ты согласен со мной?
     - Тогда бы снегом покрыло всю землю, - засмеялся внук. - И легендарному Ною потребовался бы не корабль, а лыжи, санки или снегоход.
     - Ну ты и вывернул! - засмеялась и Алевтина Иосифовна.
     - А разве я не прав? - улыбнулся и Гурий Матвеевич.
     - Ты рассуждаешь вполне логично, - ответила жена. - Неужели наши ученые не додумаются до такого простого вывода?
     - Их проблема в том, что они ограничили себя процессами, происходящими исключительно не земле и не хотят поднять голову вверх и расширить свой кругозор, - заметил дед. - А источник "дополнительной" воды очевиден - это ледяные кометы, сброшенные на нашу планету. Упав в океаны, они и вызвали набег страшных волн на сушу. Кроме того, при таком ударе часть воды испарилась, а потом во время наводнения выпала в виде мощного ливня. Вот тебе и "Потоп". А когда падение комет прекратилось, земля успокоилась, попавшая на сушу вода ушла в моря и океаны.
     - "И сказал Господь: "Уничтожу всех людей, которых создал на Земле; уничтожу всех животных и всё, что ползает по земле; и всех птиц в небе, ибо сожалею о том, что создал все это", - процитировала Библию бабушка.
     - О, бабушка зрит в корень, - улыбнулся дед.
     - За что уничтожить? Что они сделали? - изумился внук.
     - Ну, за что уничтожили людей, - это как-то объяснимо, - рассудительно проговорил Гурий Матвеевич. - По Библии, самые первые люди на Земле повели себя агрессивно. Старший сын Адама и Евы Каин из-за ерунды убил своего родного брата Авеля, став первым убийцей на планете. С тех пор и пошли войны, которые человечество не может прекратить до сих пор. Но мне непонятно, зачем нужно было убивать животных и птиц - они-то чем провинились перед Господом?
     - Да и людей он убил не всех, иначе откуда появился Ной с его семейством и не только они, - дополнила бабушка. - Да, кстати, до потопа и после него люди жили в каменном вере. Как же эти дикари смогли построить ковчег - огромный корабль? Для этого надо иметь навык судостроения.
     - Вот здесь мы сталкиваемся с очередным историческим парадоксом, - ответил Гурий Матвеевич. - Обратите внимание: наука признает реальность Всемирного потопа, о котором мы узнали всего лишь из Библии и других мифических историй и легенд. Признает и факт спасения человечества, животных и птиц во время этой катастрофы. Но в то же самое время та же наука встает в позу и категорически отрицает существования ковчега.
     - Почему? - спросил Игорь.
     - Но ведь отыскали его следы на горе Арарат, - удивилась и Алевтина Иосифовна. - Мало того, я читала, что со склона этой горы вывезли окаменевшие доски со следами металлических гвоздей. Зачем же отрицать очевидное?
     - Если признать это за действительный артефакт, то нам придется признать и существование цивилизации до Потопа, а это ломает всю устоявшуюся парадигму. А именно на том, что существовало эволюционное, а не скачкообразное, пульсирующее развитие, основаны тысячи диссертаций, написано бессчетное количество научных трудов, на дарвинской теории возвысились все современные "авторитеты". И если признать эволюционный путь ошибочным, то сколько именитых ученых окажутся посрамленными, а вся их предшествующая работа годится лишь в утиль.
     - Произойдет катастрофа, - заметила бабушка.
     - Вот именно, - согласился Гурий Матвеевич. -  По канонической науке Ной и его команда должны находиться в каменном веке. Каменные топоры, наконечники стрел, копий, с которыми они, одетые в звериные шкуры, носились по лесам в поисках добычи. Так вот, спрашивается: можно ли было построить корабль с помощью таких каменных орудий? Думаю, что нет. Можно было срубить дерево, не более того.
     А вот выпилить доски, изготовить шпангоуты сложной конфигурации и другие деревянные детали корабля, я, например, не представляю, как это можно было сделать. Я уж не говорю о металлическом крепеже - гвоздях, вместо них можно было использовать деревянные. А корабль-то был не маленький. В той же Библии Господь поучал праведника Ноя: "Возьми дерево гофер и построй лодку. Разгороди лодку на отдельные помещения и осмоли ее внутри и снаружи. Длина лодки должна быть 300 локтей (150 метров), ширина 50 локтей (25 метров), высота 30 локтей (15 метров - высота пятиэтажного дома). Сделай в лодке под крышей окно в локоть, а сбоку сделай дверь. Построй в лодке три палубы: верхнюю, среднюю и нижнюю". Вот и представьте, смогли бы люди каменного века соорудить такую махину? Это понимали художники Средневековья, изобразив процесс строительства Ковчега с использованием металлического инструмента - пил, топоров, молотков...
     - Он взял на Ковчег каждой твари по паре, - напомнила бабушка. - Интересно бы знать, как он отлавливал львов, жирафов, слонов, белых медведей, пингвинов...
     - Нашлись специалисты, которые подсчитали, что внутри Ковчега могло разместиться около 35-50 тысяч животных - едва ли не вся фауна планеты, - продолжил Гурий Матвеевич.
     - А как их ловили? - поинтересовался внук.
     - Ученые понимают, что это практически невозможно, поэтому замалчивают этот вопрос, - ответил дед. - Равно как и то, чем их кормили и где хранили корм для них - путешествие длилось более сорока дней и если их не кормить, они бы все передохли. Значит, нужна была флотилия кораблей. Не упоминается и о том, почему, если окно было только на верхней палубе, не задохнулись от нехватки воздуха звери на нижних палубах?
     - Они в самом деле не могли собрать зверей со всей планеты, - заметила бабушка.
     - Бабушка права, - сказал дед и обратился к внуку: - Не догадываешься,
почему?
     - Нет, - ответил Игорь.
     - Давай вспомним: континент Америка был открыт в самом конце XV века, а   Австралия и Антарктида и того позже. Ной не мог знать об их существовании, а значит, не мог взять оттуда животных - ни одного!
     - А как же они сохранились? - не отставал внук.
     - А это означает, что Всемирного потопа, как такового, не было, а были прибрежные катастрофы в результате подхода гигантских волн-цунами, которые могли проникнуть вглубь суши на сотни километров. Да, они уничтожили множество животных и людей, но многие и остались.
     Потом, говоря о потопе, упускается еще один момент. Если за землю непрерывно лил ливень сорок дней и сорок ночей, представляете, во что превратилась земля. Это была не просто грязь, на которой ничего нет, ни травинки, и в которой мог бы утонуть даже жираф. Ною, прежде чем выпускать зверей, нужно было выждать, когда просохнет почва и взойдет трава. И только тогда выпускать травоядных животных. А сразу вслед за ними выпускать хищников опять-таки нельзя - они бы сожрали всех травоядных. Поэтому хищников нужно было держать в Ковчеге несколько месяцев, пока не вырастет трава и травоядные не размножатся и урон от хищников стал бы минимальным.
     - Да, но хищников надо было чем-то кормить, - удивился внук.
     - И не просто кормить, а кормить другими животными, - подтвердил дед. - Значит, нужен был третий Ковчег, на котором разводили бы, скажем кроликов или свиней для хищников. И хранили бы запас пищи для тех же самых кроликов и поросят. Вот ведь как все сложно...
     А если было, как минимум, три корабля, то возникает еще одна непонятка. У них не было ничего, чем бы ими можно управлять - ни весел, ни винтов - в Библии об этом ничего не сказано. Тогда бы их попросту разметало, они бы болтались сами по себе и звери на главном Ковчеге остались бы без еды. И сдохли. Опять у нас случается неувязка...
     Так что не вырисовывается картинка со строительством корабля и спасением "каждой твари по паре". Вот к чему приводит логическое осмысление библейского сюжета.
     - Тогда для чего же был выдуман этот сюжет и распространен так широко, что Библия выпущена самым массовым тиражом в мире? - удивленно спросила  Алевтина Иосифовна.
     - Только для того, чтобы с помощью религиозных мифов держать народ в узде, - категорично объявил муж.
     - Но если ты говоришь, что наводнение было вызвано сбросом огромных комет, то это не должно пройти бесследно для планеты, - сказала жена.
     - А последствия были, и ужасные. Земля лишилась многих видов зверей - саблезубых тигров, большерогих оленей, короткомордых медведей, шерстистых носорогов, мамонтов. В Америке полностью исчезли лошади, верблюды и многие другие звери, о существовании которых мы не знаем - ответил ей дед.
     - А как же человек уцелел? - спросил Игорь.
     - Человек, в отличие от животных, способен приспособиться едва к любым условиям обитания на земле. Ты вспомни: жирафам, львам, многим антилопам, гиенам, слонам и другим нужен теплый, даже жаркий климат. В тоже время пингвинам и белым медведям он совершенно не подходит - им подавай холода, мороз. А вот человек может приспособиться и к жаркой пустыне, и к полярным областям, к тундре, к тропическим джунглям, к горным условиям. Вот за счет такой высочайшей приспособляемости он и смог выжить...
     - Ладно, мыслители, - заключила бабушка. - Хватит разговоры разговаривать, пора обедать.
     - И правда, я что-то проголодался, - сказал дед. - Пойдем, Игорёк, поможем бабушке накрывать стол.
     - Пойдем, - согласился внук.   



               

 


Рецензии