Граф Альмавива и другие

      «Женитьба Фигаро» в театре имени Пушкина.

      21 октября 2014 года я впервые попала в театр имени А.С.Пушкина после огромного перерыва. И, честно признаться, пришла я, насмотревшись сериала «Институт благородных девиц». Исполнитель главной роли благородного графа Воронцова Александр Арсентьев говорит, что играет в сериалах, чтобы его узнавали и шли в театр. Вот мы и пошли.
 
      Жили-были во Франции заносчивый граф Альмавива, прекрасная барышня Розина, её опекун доктор Бартоло, находчивый севильский цирюльник (парикмахер, значит) по имени Фигаро, учитель музыки Базиль и многие другие лица. Граф захотел жениться. а верный слуга его - Фигаро - обстряпал славно это дельце!

      И вот Розина - жена Графа, иначе говоря - Графиня. Её служанка Сюзанна собирается замуж за Фигаро. А Граф, типа, смотрит на сторону уже, хотя всего три года прошло со свадьбы. Обидно...

      И все эти события наблюдает сын придворного часовщика... Часовщика, да? Ага - Пьер Огюстен Карон де Бомарше. И захотелось ему поведать историю Фигаро, Графа, Розины для потомков и современников. И поведал он её языком драматургии...

      А драматургия, друзья мои, - это пьесы для театра, для того чтобы их разыгрывать на сцене, чтобы зрителям казалось, что вся эта комедия происходит прямо тут, у них на глазах, каждый вечер как заново, 250 лет назад как сию минуту!

      Итак...

      Мы посмотрели спектакль «Женитьба Фигаро» по пьесе П.К.Бомарше. Пьеса знаковая, известная по постановкам. Скоро 50 лет будет той постановке в театре Сатиры, где играли гениальный, нервный Андрей Миронов – Фигаро, прелестная и молодая Вера Васильева – Графиня, великолепный, вальяжный Александр Ширвиндт – Граф Альмавива.

      И сегодня многие театры взялись за эту пьесу, воспевающую героя, который своей хитростью, интригами вылез из грязи в «князи» (называет себя дворянином), который «сам себя сделал» и перед Великой французской революцией вышел на авансцену истории. Выскочка, парвеню и наглец интригами берёт верх над знатью в лице Графа.

      Постановку в театре имени А.С.Пушкина я бы охарактеризовала тремя словами: весёлый, академический и музыкальный спектакль.

      Комедия Бомарше поставлена так, что в зрительном зале то и дело вспыхивает смех. Зрители живо реагируют на шутки автора эпохи Просвещения.
      «Вернётся, Бог даст!» - «А может, и не даст!»; «Я тоже» - «Я тоже» - «Я тоже» - «Какое здесь сильное эхо!»

      Академичность присуща данной постановке – это выбор режиссёра, и с этим ничего не поделаешь. Поэтому спектакль должен понравиться тем, кто любит академичность. А кто не любит – пусть не предъявляет претензий. Значит, это спектакль не для них. Всё играется по академическому тексту Бомарше в академическом переводе Н.М.Любимова. И при этом особенно интересно наблюдать, как артисты справляются с текстом, какие смыслы они вкладывают в свои реплики.

      Музыка звучала – Моцарт и Россини. Мне понравилось, что она была не как вставные номера (в «Ленкоме» так звучит), а как непосредственная часть зрелища. Необычные аранжировки – вот что было неакадемического в спектакле! – сделаны в соответствии с темпоритмом спектакля. Академический оркестр в чёрных фраках был бы здесь явно неуместен. Мелодии из «Женитьбы Фигаро», «Севильского цирюльника», темы из «Маленькой ночной серенады», 40-й симфонии, 21-го концерта Моцарта на слуху и хорошо вписываются в действие.

      Внимательно слушала я монолог Фигаро – Сергея Лазарева о хитрых принципах, об обмане и интригах и думала: «Ну и бессовестен же! И считает себя правым! Но пришло время таких натур».

      Впрочем, не сказать, чтобы авторы спектакля осовременили постановку (если только анахронизмом выглядела короткая стрижка Марселины). Режиссёр Евгений Писарев извлёк из старинной комедии на свет то, что созвучно нашему времени, созвучно его душе и тем самым стало созвучно зрителю.

      Графиня – Виктория Исакова вначале показалась дурочка дурочкой. Весь зал смеялся над её глупостью! Но из женской солидарности Сюзанна – Александра Урсуляк помогает Графине одержать верх над Графом и доказать супругу, что потакание его испорченной натуре, следование старинным обычаям сюзеренов до добра не доведёт!

      Понравилось, что Сергей Лазарев и Александра Урсуляк показывают, что Фигаро и Сюзанна действительно любят друг друга. В спектакле, таким образом, прослеживается мысль о торжестве любви!

      Граф Альмавива показан в пьесе господином, который думает, что он вправе вершить судьбы других людей, судит, милует, жалует, карает, требует повиновения и ни с кем не считается. И в финале пьесы он получает за это справедливое наказание. Он посрамлён, побеждён и вынужден просить прощения. Он выглядит смешно. А это для него унизительно.

      Александр Арсентьев в роли графа Альмавивы следует указаниям автора, Бомарше. Я вижу, что его граф «преисполнен сознания собственного величия, но это сочетается у него с грацией и непринужденностью». Безукоризненность манер графа показана артистом очень хорошо. Согласна с автором, что «роль графа особенно трудно играть потому, что он неизменно оказывается в смешном положении». Граф шуток не любит – это его и сгубило. Он понимает в документах, но не в интригах и чувствах. Поэтому в этой области он и потерпел поражение.

      Но, глядя на Арсентьева, я прониклась сочувствием к его персонажу.

      Меня артист порадовал своей игрой. Видно, что он, как и все остальные исполнители, с удовольствием находится на сцене. Создание образа, эмоции, оценки, поведение в «зонах молчания» – всё на высшем уровне, убедительно и адекватно.

      Мне нравится, как А.Арсентьев взаимодействует с партнёрами. Сегодня показалось, что при появлении графа Альмавивы на сцене действие завертелось, как механизм заводной игрушки при повороте ключика.

      Жёсткий, командующий, стреляющий, судящий, но при этом фарсовый персонаж. Вначале Граф сердится как-то понарошку, что ли, слишком утрированно, мол, не водите меня за нос: я знаю, что вы врёте. А в конце Фигаро и женщинам удалось его довести до белого каления, и он заорал совершенно натурально.

      Сцендвижение – прекрасно. Забавная сцена получилась с кувалдой. Зрители смеялись, как в цирке. Опять же, если кто не любит фарса, то зачем предъявлять претензии по поводу фарсовости происходящего на сцене?

      В спектакле было несколько накладок (извините за жаргон), или они так выглядели. То вино пролили – пришлось вытирать салфеткой, то яблоки просыпали, а подбирать некогда. Сергей Лазарев – Фигаро не поймал апельсин, брошенный Арсентьевым – Графом. Дальше я отвлеклась от текста и стала ждать, когда Фигаро подберёт укатившийся апельсин и бросит его обратно Графу. Можно было спорить на тысячу рублей, что Арсентьев поймает. Поймал. Я знала.

      Даже странно об этом писать, когда речь идёт о профессиональном актёре. Но Александр Арсентьев отличается в положительную сторону от многих своих ровесников. Это артист с внутренней культурой, которая была присуща по умолчанию мастерам уходящего поколения, звёздам нашего детства. И замечательно, что среди современных актёров есть такие, как Арсентьев, кто продолжает лучшие традиции нашего театра и кино, нашей культуры.

      Он сам это знает, ибо говорит: «Театр начинается не с вешалки - театр начинается с личности». Если актёр - личность, ему есть что сказать зрителю. Игрой, разумеется!

      Ну и закончу цитатой из Пушкина:

            «Как мысли чёрные к тебе придут,
            Откупори шампанского бутылку
            Иль перечти "Женитьбу Фигаро"!»


Примечания:

http://youtu.be/P7caFui2EzQ
Первое действие.
А это второе:
http://youtu.be/KCPs9-MRhaM

* Из чего видно, что яблоки катились по великолепной декорации Зиновия Марголина специально. Но после двух накладок и это показалось третьей!


Рецензии
Помню "Женитьбу Фигаро" театра сатиры именно с Мироновым, Васильевой и Ширвиндтом. Все благодаря советскому телевидению, снимавшему все лучшие спектакли. Не отказалась бы посмотреть и постановку театра им. А,С Пушкина. Тем более, что она академическая.
Спасибо за Ваши интересные впечатления об этом.
С теплом

Любовь Павлова 3   04.03.2015 19:53     Заявить о нарушении
А вот тут у меня внизу примечание - адрес на Ютубе, где можно посмотреть их постановку.

Наталья Ромодина   04.03.2015 20:31   Заявить о нарушении