Славик

Часть 1.

Была я недавно на выставке.  По работе выставка.  Скучная, как все выставки по работе.
Шеф-гадюка отправил меня совершенно одну: сиди и весь день  за стендом приглядывай: ни поговорить,
ни в столовую сбегать.  Поневоле начинаешь присматриваться к окружающим.  Из окружающих мое внимание привлек большой квадратный аквариум на стенде напротив. Он был заполнен водой  до краев, однако рыб в нем не было. Вместо рыб посредине аквариума торчал внушительного размера  электрод, от которого вниз змеились провода. Иногда в аквариуме включалась подсветка, вода вокруг электрода начинала бурлить и к стенам аквариума разлетались гирлянды ярко-синих пузырьков … проходящие мимо оборачивались, ребята на стенде улыбались. Они экспонировали какую-то установку для очистки воды.

Ребят было двое, обоим  под «полтинник», Иван и Славик. Славик был невысок, кареглаз, имел гибкую подтянутую фигуру. Что-то в нем неуловимо напоминало обезьянку. Казалось,  ему ничего не стоило  внезапно запрыгнуть на металлические опоры стенда  и повиснуть там на одной руке. Впоследствии он показал мне фото, где сидел на шпагате на каком-то плацу (чем косвенно подтвердил мои ощущения) – прямо посреди плаца, в офисном костюме и модельных штиблетах! На заднем фоне темной массой горбатились какие-то гаубицы и танки. Руки Славика были раскинуты как для полета, на лице сияла бессмысленная торжествующая улыбка.
Иван был медлительней и надменней. Над ремнем его брюк нависал небольшой живот, плотно обтянутый дорогой рубашкой, красивое лицо с крупными чертами выражало усталое недовольство. Славик суетился, много говорил, его детские и круглые, как у испуганной птицы, глаза смотрели одновременно робко и жадно: словно он хотел, чтобы ему «купили» все, на что он смотрит, в то же время он знал, что ему откажут.

Иван часами уныло сидел на стенде, с брезгливостью рассматривая проходивших мимо посетителей. Славик бегал  в поисках халявы… На больших региональных выставках  принято, что приехавшие в провинцию москвичи  «с барского плеча» поят коллег шампанским и угощают разными вкусностями. Если не угощают и не поят – это не москвичи, а так, самозванцы. К концу первого выставочного дня Славик  доподлинно знал:  кто, где и что наливает. Кроме того, он обнаружил бесплатный буфет от организаторов, куда пригласил меня на второй день выставки. Я была ему благодарна! Не за приглашение, конечно, за саму полезную новость . Я никогда не узнала бы об этом теплом местечке, одиноко зависая на своем стенде, и так бы и бегала обедать в ресторан тремя этажами ниже: далеко, дорого и невкусно.  В буфете предлагались чудесные жаренные пирожки величиною с женский мизинец, вкусные конфеты, горячий чай с лимоном, белое и красное вино – все бесплатно. Вино особенно волновало Славика, мне же хотелось по возможности нескучно отбыть свой срок.
Я достаточно намолчалась вчера, поэтому с интересом слушала болтовню нового знакомца, потягивая красное полусладкое из небольшой пластмассовой тары. Стаканчики в буфете, как и пирожки, были ма-аленькие. Славику приходилось постоянно сновать между столиком и баром, чтобы набрать необходимую дозу. Буфетчица улыбалась уголком рта, когда тот в очередной раз отбегал от нее, нервно сжимая в руках дюжину прогибавшихся емкостей.  Его «челночные» перемещения не пропали даром, через полчаса Славик захмелел, речь его, и без того бурная, хлынула непрерывным потоком… Он тараторил о детстве, о молодости, о 90-ых, когда, по его словам, имел на вокзале два ларька с водкой и сигаретами. В его словах чувствовалась  тоска по былому величию. Тогда у него числилось  пять (!) невест, гордо сказал Славик, и он никак не мог выбрать, которую? «Выбрал?», - рассеянно спросила я. «Да, - погрустнел он:  не ту! Я выбрал самую красивую…». Славик полез в телефон, поковырялся в нем и предъявил фото. Женщина на фото действительно была красива. Правильные черты лица сочетались с хорошо сложенной, высокой фигурой. Славик был явно ниже жены.  Одета она была в приталенную пушистую шубку, очень шедшую к ее темным волосам. Фото было сделано на фоне каких-то заснеженных берез. «Гм… а какая же тогда ТА?», - удивленно спросила я. «Она сейчас зам. председателя правления Райфайзен-банка, - обреченно воскликнул Славик: а тогда была татаркой!» Он не закончил мысль, погрузившись в, очевидно, привычные печальные размышления. Я про себя хихикнула. Слушая через слово, я думала о том, как давно это было, и какими такими виражами судьба довела беднягу от винных ларьков и успеха у женщин до научно-промышленных выставок.

Очередной выставочный день подходил к концу, буфетчица закрывалась, но Славик никак не мог выговориться. Мною  овладела благодушная расслабленность. Из буфета мы переместились обратно на его стенд…  Иван попрощался и ушел домой. Славик допивал натыренные стаканчики, не забывая изливать душу. Натырить он успел достаточно много! Его болтовня утомила меня, когда, наконец, пришла девушка, закрывавшая выставочный зал. Я вздохнула с облегчением, но не тут-то было!
«Я провожу тебя!», - радостно объявил Славик. «Только покурю сначала…» Курил он долго. Я ждала… Потом он захотел в туалет. Мы спустились на 1-ый этаж. Здесь был офис какой-то крупной косметической фирмы. Намакияженные девицы разглядывали буклеты с дорогой косметикой. Я неприкаянно слонялась по залу. Славик отсутствовал целую вечность. В тот момент, когда я поняла, что судьба посылает мне шанс сбежать, он, наконец, появился. По его глазам я поняла, что Славик подумал о том же самом.

Мы вышли в теплую вечернюю мглу. Стояла ноябрьская оттепель. Сырой, пропитанный смогом воздух струился вдоль улиц. Шуршали машины, по рыхлому снегу плохо  очищенных тротуаров брели пешеходы. Славик предложил пройтись, и мы зашагали вдоль залитых электричеством многоэтажек, через перекрестки, мимо  темных скверов и заметно пустеющих магазинов. Мне ничего не нужно было говорить. Славик сам «заполнял эфир». Можно было ни о чем не думать и просто глазеть по сторонам. Я поймала себя на мысли, что давно не бродила вот так по ночному городу… Прогулка была бы совсем ничего, если бы Славика не мотало во все стороны, как сломанный компас. Казалось, он в принципе не мог передвигаться по прямой. Его тянуло к каждому киоску с сигаретами и/или магазинчику с пивом. Купив бутылку, он начинал клониться к опустевшим дворам, где давно ушли спать все старушки, все мамы с колясками и детьми на качелях . Там, в прохладной осенней тишине, ему хотелось выпить и покурить на свободе... мне не улыбалось зависать с этим непонятным человечком в темном ночном дворе, и я шла прочь, надеясь, что Славик сам как-нибудь потеряется среди вечерних огней…  он был уже прилично неадекватен, но не отставал, бежал следом, прихлебывая, затягиваясь  на ходу и не переставая говорить. По его словам,  он был лично знаком  с владельцем каждого крупного ресторана, магазина или автоцентра в нашем городе.

Мне выпал отличный шанс избавиться от Славика, когда экс-Казанова бросился в кафе, мимо которого мы проходили, к бесплатному туалету, как вдруг из дверей на улицу вывалилась разгоряченная вином и ссорой компания…  и как порыв ветра: заорали, забегали вокруг, кто-то кого-то прижимал к капоту случайного автомобиля, визжала какая-то женщина, на белой рубахе мужчины краснело пятно – то ли вина, то ли крови…  Я замерла на месте, мне навстречу вылетел Славик с перекошенным от страха лицом, мы инстинктивно схватились друг за друга и поспешили прочь от опасного места. Не смотря на всю свою браваду, Славик выглядел жалким и беспомощным, его модельные ботинки скользили на плитах тротуара, он пошатывался от выпитого…
Когда замелькали кварталы родного района. Славик сказал, что когда-то учился здесь в школе. Он немного пришел в себя и говорил чуть меньше и тише. Я не поверила, тогда он схватил за рукав проходящих мимо парней . «Знаете такую школу, знаете?», - обиженно кричал он. Парни сказали, что школу знают. Я была благодарна им за благую ложь (или правду),вежливость и миролюбие. Мы подошли к моему подъезду. «А у меня через три дома есть пустая квартира», - вдруг пробормотал Славик, и его круглые глаза тревожно мигнули. Сочинял он или нет – было совершенно неважно, я счастливо засмеялась: тому, что вечер закончен, прогулялись мы все-таки неплохо, а сейчас я возьму у него свою сумку и уйду, оставив его трезветь на морозце, приходить в себя и добираться до дома. Раз он здесь учился – дорогу знает.


Часть 2.

Верилось, что ночной вояж был моей первой и последней прогулкой со Славиком. Выставка закончилась  - вместе с одиночеством на стенде, голубыми пузырьками очистительной установки,  капустными пирожками и красным вином из буфета. За 4 часа вечернего марафона я узнала о Славике намного больше, чем хотела. Сотовый не дала, но на выставочных визитках предательски светился номер моего рабочего телефона.
Рано утром в понедельник я с некоторым беспокойством услышала в трубке знакомый голосок, одновременно испуганный и напористый. Голосок  интересовался, почему я не звоню ему (?!) и сообщал, что среди прочих влиятельных знакомых моего выставочного друга числится директор городского Театра Драмы. Куда он, Славик, собственно, и приглашал меня (благо пускали его туда, как я поняла, совершенно бесплатно). Поразмыслив, я не нашла повода отказаться.
Плюсов было много:
1. Славик ничего не платил за билет, стало быть – я ничего не была ему должна.
2. Театр – все-таки ТЕАТР, каждая приличная девушка должна там иногда бывать, дабы окончательно
не оскотиниться о грубую действительность (впрочем, современный театр подчас грубее жизни)
3. Пойти в театр можно, конечно, и одной. Но вдвоем веселее, даже если этот «второй» - Славик с жадными детскими глазами.
Я согласилась. Славик обещал все организовать и доложить подробности… Он не перезвонил - ни во вторник, ни в среду, ни в четверг. В пятницу я забыла о театре. Пятница выдалась напряженной. К вечеру я так устала, что мечтала об одном:  опустить дома голову на подушку и уйти из этого недоброго мира хотя бы часов на 7. Опять затрезвонил телефон. Разговаривать не хотелось, но рабочий день еще не закончился. Было без четверти шесть. «Да?», - произнесла я как можно суше.  В голове мелькнуло, что собеседник на том конце провода должен раз 5 подумать, нужен ли ему вообще этот разговор?
 «Приииивет», - радостно пропел мне в ухо Славик, не обращая никакого внимания на мою интонацию.   «….!»,- проговорила про себя я. «Мы сегодня в театр идем»,- торжествующе объявил он. Я скрипнула зубами. Этот болван полагал, что достаточно предупредить меня за 15 минут, и я примчусь туда, куда он скажет. Однако  развеяться мне хотелось, но настроение было совершенно не театральное, как и одежда. «А пойдем, Славик, в кино», - предложила я. Порывшись в сети, я нашла неплохой фильм – единственный из всего городского репертуара на этот вечер. Славик что-то бубнил, но я кинула ему ссылку  и назвала время встречи у кинотеатра.

Когда я вышла из маршрутки, он уже стоял на крыльце перед входом. Увидев его, я опешила. Расположившись точно по центру, широко расставив ноги и мешая проходящим, «мой герой» всеми пятью пальцами сжимал сигарету. Курил он ее настолько размашистым и театральным жестом, что мне захотелось тут же развернуться и перезвонить из-за угла, что я в пробке и никогда не приеду. Однако я подошла. От Славика пахло алкоголем... Сбивчиво бормоча про чей-то День рождения, он широко улыбался и махал сигаретой так, что я сочла за благо втащить его в просторное фойе, где было безопасней. Мы подошли к кассам. По тому, как он замер перед  афишей, я догадалась, что все, что я ему говорила о фильме, Славик пропустил мимо ушей. Надо сказать, фильм не был кассовым, а повествовал о внутреннем мире музыканта и нюансах творческого процесса. Славик растерялся. Я представила, каким испытаниям подвергнется его некрупный организм за два часа андеграудного кинА, и в моей душе шевельнулась жалость. Я готова была согласиться на любой другой нормальный фильм, но все остальное, что предлагали кинозалы в тот вечер, сводилось к мумиЯм, зомбЯм и злобным пришельцам. Слабой отдушиной являлась заключительная часть трилогии «Хоббит».  Смотреть на Гэндальфа и Бильбо казалось мне меньшим злом, чем на зомбЕй. «На «Хоббита?», - бодро предложила я. Славик расстроился окончательно. Кажется, Средиземье не было его стихией также,  как и внутренний мир гения, но отступать было поздно, альтернативы «Хоббиту» не предвиделось. Тяжело вздохнув, мой кавалер заплатил за билеты.

До фильма оставалось достаточно времени. "Мне нужно пройтись, - растерянно бормотал Славик:  я всегда хожу после работы..." , и вот мы снова шагали с ним по окрестным улицам под почти незаметным снежком. "Пивка бы", - бегая глазами по сторонам, жалобно произнес он. Я кивнула, думая, что мы сейчас зайдем в кафе, возьмем по кусочку пиццы и…  Славик неуверенной, почему-то крадущейся походкой, направился к большому алкогольному супермаркету. «Опа… удивленно произнес мой внутренний голос: аааа  где же мы пить-то будем?» Но я промолчала… Славик обладал удивительной способностью вводить меня в состояние, когда все слова казались напрасны.
Мы зашли в магазин. Напротив входа шла дегустация дорогого шампанского (приближались новогодние праздники). Красивые бутылки выглядывали из ведерка со льдом. Девочки с кукольной внешностью источали ослепительные фальшивые улыбки. Охранник покатой грудью гориллы грозил пуговицам дорогого костюма. Я хотела пройти в зал, но Славик, как воробей на помойке, расправил крылья и ринулся к халяве! Воистину, в этом он не знал себе равных. Он перепробовал все 4 дегустационных сорта, сказал, что не распробовал и попросил налить еще. Охранник  нахмурился, на лицах девочек улыбки превратились в натянутые гримасски, но Славику налили еще 4 порции. Тот лучился счастьем, не замечая вытянутых лиц. Выпив, он икнул, попросил добавить, но по напряженной тишине  вокруг догадался, что больше не нальют и, вздохнув, побежал к полке с пивными банками. На него волшебным образом не действовало ничего, даже яростный взгляд охранника, сверлящий его спину. На кассе Славик долго отсчитывал мелочь, собирая ее по карманам своего пуховика. Кассирша ерзала, мне казалось, что ему не хватает денег, он знает об этом, но тянет время, думая, как выкрутиться. Охранник, по всем измерениям больше его в два раза, злобно и хищно нависал рядом. Я достала деньги и заплатила, чтобы побыстрее прекратить эту сцену. Славик принял мой жест с кротостью святого, тут же спрятав всю мелочь обратно в карманы.

Я ждала, куда же он двинется дальше. Мной овладел нездоровый азарт. Сама с собой я играла в рулетку: «Ну куда же, куда? В кинозал? На автобусную остановку? Прямо напротив  супермаркета? Может быть, все-таки в кафе?» В походке Славика ощущалось некоторое раздумье. «Ага, - злорадствовала я: раньше надо было думать!» Злорадствовала я рано, лицо его просветлело, он увидел то, что было дорого  его сердцу – разглядел в центральном сквере пустую СКАМЕЙКУ и, окрыленный, устремился к ней. В шоке я молча шагала рядом.

Конечно, я пила пиво на лавочках… летом, лет 100 тому назад. Или 200. Зимней ночью в пустом сквере из пластмассового стакана – было впервые. Я постаралась насладиться полнотой мгновения. Сидеть было холодно. Славик поставил стаканчики на грубые брусы скамьи. Они стояли неровно. Ветер-шалун задувал сбоку, пытаясь их сбросить. Зачарованно я смотрела, как, пузырясь, струится в них пиво. Славик жестом миллионера достал два крохотных пакета арахиса – я могла себе ни в чем не отказывать! Снаружи над деревьями сквера возвышались дома. На их теплых кухнях сидели какие-то люди. Наверное, мы были для них как актеры на маленькой сцене для зрителей галерки. У меня замерзали пальцы, державшие пластиковый стакан, горло чувствовало, как постепенно  леденеет темный «Козел». Славик вел себя совершенно естественно и рассказывал про какие-то лыжные походы, в которые он обязательно возьмет меня в будущем. Не знаю, что было написано на моем лице, потому что вдруг он перебил сам себя и сказал невпопад: "Я люблю действовать не шаблонно, но все же удивился, когда ты согласилась". Пить пиво на лавочке, догадалась я. А я согласилась? Я согласилась!

Фильм, как и ожидалось, был абсолютно лишен содержания, зато обалденно красиво снят. Зал Дома Кино всегда отличался уютом. С комфортом устроившись в кресле, я погрузилась в созерцание эльфов и гномов на фоне чудесных пейзажей…  Для вечера пятницы было не так уж плохо. «Пересядем, здесь неудобно, давай пересядем», - шептал мне на ухо Славик… Я показала ему фигу. Он вздохнул, поерзал, но, к моему сожалению, остался… Кино ему не нравилось, он бегал за пивом… потом в туалет, и снова за пивом…  Битва 5-ти воинств подошла к концу.
В 23.30 мы вышли из кинотеатра. Нам навстречу медленно продвигался милицейский наряд. В руках у Славика светилась очередная початая бутылка. Он ойкнул и принялся запихивать ее в мою сумку. Я молчала. Менты равнодушно прошли мимо. Какой-то лихач вылетел из-за поворота, визжа тормозами. Его занесло и едва не выбросило на тротуар перед нами. Я молчала… "Расскажи анекдот, - попросил Славик: нельзя же быть такой зажатой!"
Над автострадой вставала огромная Луна, было тихо в подлунном мире . У подъезда Славик заглянул мне в глаза своими круглыми карими глазами и произнес: «Ну как я тебе?!» Наверное, и правда надо было пойти в театр.


Рецензии