Горячий сочельник

Я открыл глаза. За окном было темно, хотя уже наступило утро. Я попытался снова заснуть, но что-то мешало мне: то подушка упиралась в ухо, то одеяло сползало на пол. Но больше всего меня беспокоил незнакомый едкий запах со сладковатым привкусом.

«Надо поменять матрас», — подумал я и перевернулся на другой бок.

Но вскоре я услышал громкие шаги на лестничной клетке, хлопанье дверей и стук сбегающих вниз ног. Я скорее почувствовал, чем услышал, как постоянно открывалась дверь подъезда. Люди выбегали на улицу, и их было много — это не составляло труда определить.

Я подумал, что, возможно, это «собутыльники» нашего соседа — молодого парня, живущего на четвёртом этаже. Он и его друзья часто гуляли всю ночь до утра, не давая нам спать. Сам парень неплохой, но решил использовать свою молодость на полную катушку, и они постоянно веселились, не обращая на нас никакого внимания.

Родители решили откупиться от своего неразумного чада, подарив ему квартиру. Друзьям это только на руку — можно было тусить без ограничений в любое время дня и ночи.

Я снова услышал шаги, но теперь они возвращались назад, их было хорошо слышно в гулких лестничных пролётах. Кто-то поднимался наверх.

«Может, что-то забыли?» — мелькнуло у меня в голове.

А на улице слышались голоса, шум машин и скрежет металла.

«Наверное, кого-то увозят. Опять припарковались не на том месте. И поделом! Наконец-то взялись за порядок, а то обложили весь двор, ни пройти ни проехать», — продолжал размышлять я.

Мои размышления продолжались бы ещё долго, если бы в комнату не ворвалась жена.

— Саша, ты не спишь? Разве не чувствуешь, что дымом пахнет? Что-то явно горит! — воскликнула она.

Внезапно раздался сильный удар в дверь нашей квартиры. А потом в неё начали молотить руками и ногами.

— Это ещё что такое? — в растерянности спросила жена. — Что там происходит?

Я пошёл открывать. В открытую дверь повалило дымом. Им были заполнены все лестничные пролёты до первого этажа. Было слышно, как там работали люди, но дымовая завеса плотно скрывала их. Я тут же захлопнул дверь.

— Да это же пожар? — вырвалось у меня.

Нужно было перевести дух и прийти в себя. Мой любимый кот сновал по комнатам, выискивая хоть какое-нибудь убежище. Жена, превратившись в вопрос, стояла напротив. Она ждала от меня вразумительного плана действий, но какой-то особой паники на её лице я не прослеживал. Почему так?

Да, всё очень просто… Подобное в нашем доме происходило с завидной периодичностью и уже случалось не в первый раз.

Сценарий был один и тот же, как в набившем оскомину сериале. Скорее всего, это соседка Лидочка опять во всём виновата. Я в этом не сомневался: она выпивала и очень любила полежать на диване перед телевизором, при этом постоянно курила. Но порядком захмелев, засыпала. Сигарета вываливалась из рук и падала на поролоновый матрас, на котором она спала.

Потом приезжали пожарные, вытаскивали мокрую и полуголую Лидочку на лестничную клетку, где её подбирали медики со скорой помощи и увозили в больницу, а злосчастный матрас пожарные выбрасывали в окно. На этом, как бы, всё и заканчивалось: едкий дым, вонь сгоревших тряпок, да, пожалуй, и всё. И так было до сегодняшнего дня…

Но в этот раз всё было по-другому. Это я чувствовал и хорошо понимал. Высунувшись в окно, я посмотрел в ту сторону, где находились окна Лидочки, — из них снопами вырывалось пламя. Это было уже серьёзно, её комната находилась на втором этаже, и до нас оставалось ещё три. Но дом старый, с деревянными перекрытиями, сгорит, как факел, только попусти немного.

Те, кого я вначале принял за эвакуаторщиков, оказались пожарными. Они сейчас лезли с фасада дома по лестнице, другие разворачивали стволы брандспойтов, бегали, копошились, короче, что-то делали. Вся улица была запружена машинами.

Внизу стояли жильцы нашего подъезда. Они махали нам руками, показывая всем своим видом, что нам надо уходить и как можно быстрей. Я это и сам понимал. Вот только почему никто не удосужился нам позвонить и сказать об этом?

— Саш, ну, что там? Что делать будем? — с волнением в голосе обратилась ко мне жена.

Я ощутил прилив сил, хотя предательски начало побаливать сердце. Но лекарства всегда под рукой, и на этот раз они сработали вовремя.

Кот продолжал метаться, нарезая по квартире замысловатые зигзаги. Потом как-то затих, забился в угол и стал кричать «детским» голосом. Я понимал, что его не унести. Он привык жить в квартире и вот уже двенадцать лет не покидал её стен. Кот даже на балкон не выходил. Вынести его не представляется никакой возможности — он будет биться до конца, но в руки себя не даст. Тут, дай бог, хоть самим ноги унести. Я очень надеялся, что квартиру нашу не заденет, а значит, кот будет жить. 

Нужно было скорее одеваться. На улице стоял морозный Рождественский сочельник. Я не знал, что с нами будет и как долго нам придётся провести на улице. Но в глубине души я был уверен, что всё будет хорошо! О плохом даже не хотелось думать.

Мои размышления были прерваны сильными ударами в дверь. Кажется, били и руками, и ногами. Я поспешил открыть. Вместе с густыми клубами дыма в прихожую ворвались пожарники. На первый взгляд они напоминали марсиан, я никогда раньше не видел ничего подобного: с кислородными баллонами, в полной боевой выкладке. Они словно были посланы нам самим Богом, и выбирать не приходилось. Их было четверо. Двое из них сняли маски, видимо, чтобы поговорить с нами.

— Если вы готовы, то нужно спускаться, огонь может вырваться на лестничную площадку, тогда будет поздно, — прокричал один из них.

— Мой муж не выдержит пять этажей, он сердечник, — вмешалась моя жена.

«Вот это, наверное, и есть любовь», — пронеслось у меня в голове.

— Не беспокойтесь, вы будете в масках. Быстрее спускаемся! — ответил пожарный.

Он одной рукой подхватил меня, а другой прижал к моему лицу маску с кислородом. Я ощутил струю свежего воздуха. Как же это было приятно — вдыхать чистый воздух!

Через мгновение мы уже спускались вниз. Вокруг стояла молочная пелена дыма. По пути мы натыкались на пожарных, которые что-то делали, но мне было не до них. Моя главная задача — успевать за своим спасителем и ни в коем случае не упасть, тогда я подвёл бы всех и, прежде всего, себя. При виде нас пожарные расступались в стороны, давая нам пройти — мы имели приоритет.

Вот так достаточно быстро мы оказались на первом этаже. Наверное, это только мне показалось быстро — я же был в кислородной маске, а каково парню-пожарному, который одной рукой закрывал себе нос, а другой поддерживал меня. Как и чем он дышал, оставалось загадкой. Жену выносили на руках, так как она не могла балансировать по разбросанным на полу шлангам — соскользнув, она влетела бы в воду, которая на первом этаже доходила до щиколоток. Пол был полностью залит водой.

Жильцы, бежавшие с насиженных мест, толпились на пяточке возле дома, бурно обсуждая происходящее.

— А где же Ивановы? — в первую очередь поинтересовался я.

Это была та семья, которая жила в одной квартире с Лидочкой: её брат с женой, дочь и маленькая внучка.

— Как где, здесь где-то. Их с другой стороны дома по лестнице спускали. А Виктор, ну брат Лидкин, он и вовсе на работе, в «ночной» смене. Он уже оттуда прибежал. Вот интересно, кто пожарным позвонил? Что-то погорельцы в этот раз долго выжидали. Неужели дыма не чувствовали? Тогда чего сразу было не вызвать? Спохватились, когда дым из окон повалил. Дёрнулись поздно — огонь дверь входную сразу же перекрыл.

Я понял, что не нужно задавать лишних вопросов. Можно и так всё услышать. Только стой тихо и молчи. Сарафанное радио работает чётко.

— А пожарников ребята вызвали, они всю ночь гуляли на четвёртом этаже. Бесились, как всегда. Стали расходиться под утро, а тут на втором этаже дым коромыслом. Ну, они и позвонили. Да, видно, уже поздно было, огонь всю комнату взял вместе с Лидкой. В этот раз одним матрасом не отделаться было.

По сосредоточенным лицам пожарных я понял, что «лёгкой прогулки» сегодня ждать не приходится. Огонь прорвался на третий этаж. До пятого не так много осталось. Но надежда не покидала меня, ведь там остался кот, да и жена, кроме паспортов, ничего не взяла…

Наступал рассвет нового дня. Ровно день оставался до светлого праздника Рождества Христова. Мы встречали его во всё оружие современной пожарной техники. Испытывал ли я страх тогда или пришло время покаяния, не мне судить, но то, что это произошло не просто так, я знал точно. Огонь всё-таки прошёлся по квартире на третьем этаже, но дальше не двинулся. Огнеборцы были на высоте.

— Да, а Лидочка как? Кто её видел? — спросил я.

— Плохо. Совсем обгорела вся, вряд ли выживет. Отмучилась, видать. Да и сколько же можно, это на моём-то веку, наверное, пятый поджёг будет. Да разве это жизнь? Так, маялась. Сколько она в больницах успела полежать, всё брат, Витька, о ней хлопотал, да что толку? Если уж женщина пьёт, то это излечению не поддаётся, — говорившая умолкла.

Смахнула слезу. Отмахнулась, как бы отгоняя от себя тяжёлые мысли, и пошла в сторону автобусов, которые в данной ситуации служили теплушками для пострадавших.

Над городом взошло скудное зимнее солнце, осветив верхние этажи соседних зданий. Пожарные сматывали шланги. Бедный, бедный наш подъезд, его только летом отремонтировали. Но было приятно ощущать, что ты жив! А это немало, и стоило бы это ценить по достоинству. Может, Лидочка и хотела донести это до нас таким экстравагантным способом.

— На пятый можно подниматься? — спросил я у пожарного, дежурившего у входа в подъезд.

— Конечно, можно. Там всё нормально.

Они буднично собирали шланги. Их лица были уставшими. Иногда на них проскальзывала улыбка, а может, это просто зайчики от солнца, трудно сказать, но они выполняли свою каждодневную работу и совершенно не считали себя героями. Просто работа у них такая — спасать людей.

Мы вошли в подъезд. Вид лестничных клеток очень сильно напоминал декорации к фильму Тарковского «Сталкер». Кругом сажа, шланги, вода, которая, казалось, лилась изо всех щелей. Мы поднялись на пятый. Открыли дверь квартиры. Всё было на своих местах, и, если бы не едкий запах дыма с приторно сладким привкусом и вид кота с вытаращенными глазами, можно было подумать, что ничего и не произошло.

                2015г*)
 


Рецензии
Здравствуйте, Сергей! Замечательный рассказ! Пожар! Страшно даже читать об этом! А оказаться в такой ситуации еще страшнее, когда нечем дышать, голова становится тяжелой, и ты чувствуешь, что теряешь сознание. Какой молодец пожарный что спасая Вас, отдал свою маску и вынес на своих руках на улицу.

Большое спасибо, Сережа, за рассказ! Мастерски написано!!!

Поздравляю Вас с Новым годом! Пусть этот год будет для Вас счастливым, принесет много удач в жизни и творчестве!

С УВАЖЕНИЕМ, ТЕПЛОМ И ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬЮ!

Всегда Ваша, Люда.



Жеглова Людмила Петровна   02.01.2019 14:49     Заявить о нарушении
Конечно, очень рад такой высокой оценки! Работаю много, может быть устал. Всем не доволен. Появляется раздражение и, когда читаешь такие лестные слова, то начинаешь думать, а правда ли это? Уже не верится, до такой степени поднял требование к себе - буквально всё переписываю, дописываю, корректирую... И "Сочельник" - один из восстановленных рассказов. Счастья Вам! Добра! И всего самого хорошего! С уважением и теплом!

Сергей Вельяминов   02.01.2019 17:18   Заявить о нарушении
Надо в себя верить, Сергей! И делать себе отдых, это необходимо в довольно нелегкой творческой работе.

Большое спасибо за ответ и поздравление с праздником!

С уважением и теплом, Людмила

Жеглова Людмила Петровна   03.01.2019 02:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 29 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.