Домашнее задание

       «Я тут подумал: Если ровные поверхности, скажем, пол в квартире, создаются по уровню с пузыриком воздуха внутри, то, получается, что они имеют радиус кривизны, приблизительно равный радиусу земли!
Посему вы, любители идеального, живёте в кривых домах, представляющих лишь сегменты сферы.» (неожиданные мысли...)


     Иногда, небольшая  невзрачная кисточка шерсти, может оказаться большим голодным львом, если вы, наткнувшись случайно на его хвост, пойдете по направлению к пасти. Это я, собственно, к чему? Порой одно слово, брошенная невзначай фраза, могут привести совершенно к неожиданным последствиям.

    Сын принес со школы задание: «Описать 10 признаков современной реальности». Посыл учительницы был ясен. Она коротенько обрисовала детям, что, примерно, должен содержать этот список, и дети — не дураки, ухватили и поняли. Собственно, задание пустяковое, на десять минут. Но я, человек трепетно относящийся с языку, к слову, от подобных  «банальных заданий» впадаю в ступор. Я поняла, что учителя, по большому счету, не интересует мнение и мироощущение каждого конкретного ученика. По уроку «социальных наук» полагалось изложить избитую, затертую до дыр, «штамповку», изобилующую фразами «вечерних новостей», - глобальное потепление, феминизация общества, падение рубля, кризис на Украине, удешевление нефти и т. д. Все вроде бы понятно, скорее всего не нужно было ничего усложнять, школа — та же машина социальной формации, что и прочие институты. Я бы сказала точнее, не формации, а фармовки, - завод, выпускающий на конвейере этакие одинаковые, удобные для дальнейшей транспортировки и эксплуатации брикеты. Все просто, но я-то человек не простой, и давно нахожусь в антогонистических отношениях с этим конвейером, стараясь отстоять свою свободу — свободу мыслить,свободу иметь «свою реальность»!

 - Мам, что именно тебя смущает? - спросил сын.
 - Понимаешь, дорогой, я не уверена, что смогу объяснить, что такое реальность, хуже того — современная реальность, да еще уложиться в десять признаков.


 - Представь, - ты идешь по улице и глядишь по сторонам, ты не знаешь этого города, ты турист, тебе все интересно и немного неуютно, ты боишься заблудиться, ты не уверен, что найдешь приемлемое место для ночлега, тебе жарко и хочется пить. По той же самой улице идут еще сотни человек, - кто-то спешит на уроки, другие — на работу, у кого-то болен ребенок, кто-то потерял кучу денег, а другой, наоборот, выйграл; у пятого болит зуб, десятый ищет туалет, одна девушка думает об аборте, потому что ее бросил ее парень, а другая вспоминает, как с этим парнем они женились год назад, а сам парень идет за пивом...а  вокруг всех вас вроде бы одна и та же реальность. Один город, один день недели, одна погода...Но, уверяю тебя, для каждого человека реальность окажется своя.


Пашка открыл было рот, и я угадала, что сейчас он скажет, что существует объективная и субъективная реальноть. В задании речь идет об объективной.
 - Хорошо, объективная реальность, то есть — весь материальный мир, этакий универсум. Скажи-ка, кто может оценить и описать его объективно, если исходить из того, что восприятие каждого конкретного человека субъективно?! Ты скажешь, что мяч красный, а слепой скажет, что мяч круглый. Пусть мы станем считать, что реальность есть совокупность всех вещей, событий, явлений, как наблюдаемых, так и не наблюдаемых. Но, можем ли мы утверждать, что ненаблюдаемый мир функционирует так же, как и наблюдаемый? И даже если это так, какое из сотен и тысяч субъективных мнений и опытов человечества считать верным, что считать мерой вещей, что взять за точку отсчета?
 - Ма-а, а непременно нужно так глубоко копать?
 - Уверена, что нет. Пиши, как принято, а я просто размышляла вслух.

   Рассердившись сама на себя, я ушла в кухню мыть посуду. Самый простой, не требующий квалификации труд, лучше всего «прочищает» мозги, особенно если этот труд — физический. Надраивая сковородки и кастрюльки, я «набухала» все больше. Чего, спрашивается, завелась? Реальность! Когда у тебя болит зуб, для тебя существует только одна реальность — больной зуб. А роды? Там вообще нет ничего во всем мире ни важного, ни реального. А смерть? Когда тебе в глаза смотрит смерть, тебе совершенно безразлично и перенаселение планеты, и терроризм, и вирус Эбола.

    Ладно, не будем углубляться. Возьмем простую житейскую ситуацию, например, авария, опрос свидетелей. Знаете ли вы, что нет ничего более противоречивого, нежели показания очевидцев. Каждый расскажет об этой аварии по-своему, даже цвет машин может отличаться, а все почему? Потому что мы видим только то, на что смотрим. При этом массу додумываем, «дорисовываем»... Прибавьте сюда наш собственный опыт, искажающий реальную картинку, причем, сам наш опыт зачастую уже является искаженным, плюс феномен «мертвой зоны», - ярковыраженная неспособность заметить какие-либо объекты и происходящие с ними события в непосредственной близости от наиболее интересного объекта...

   Реальность! Вот сковородка,  - она реальна, она есть!Не дури голову ребенку, лучше покорми его и отправляйся сама на воздух, - во внешний, реальный мир! В этом, наверное, и есть моя беда, что для меня более реальным является то, что находится в моей голове, нежели этот, так называемый, реальный мир. Недаром мой самый любимый фильм - «Тот самый Мюнгхаузен».

  Пока я ходила в магазин, закупала продукты для приготовления обеда, мой сын уже сделал домашнее задание. И, помогая мне разбирать пакеты, загадочно улыбался и молчал. Потом не выдержал и принес мне лист А 4, расписанный сверху донизу четким  ясным  почерком. Пробежав глазами первый пункт, я опустилась на стул, придерживаясь за мебель.

«10 признаком современной реальности»

 1. Я скорее жив, нежели мертв, впрочем, точного ответа на это не существует, так как нет никакого точного и достоверного критерия, на который следовало бы ориентироваться.

 2. Мир скорее существует, нежели несуществует, во всяком случае, в связке «сознание — мир» он имеет место. Современная реальность — это тот участок пространства и времени, в котором находится мое Я.

 3. В моей реальности не существует стран  и границ, а есть люди и нелюди. Национальный и этнический признак ничего не значит по сравнению с критерием человечности и бесчеловечности.

 4. В моей реальности добро сильнее зла, потому что, по моему мнению, зла как такового вообще не существует. То, что мы называем злом, это на самом деле неочевидное, отсроченное добро. То есть, мой мир добр и прекрасен.

 5. В моей реальности существует важное и срочное. Важное — это душа и семья, а срочное — это учеба и спортивные занятия. Важное важнее срочного и ориентация делается именно на него.

 6. В моей реальности есть друзья и просто люди. Друзей я люблю и ценю, это почти как семья и душа, а просто людей я стараюсь оценивать по их поступкам и качествам.

 7. В моей реальности не важна стоимость золота, нефти и доллара. Войны и государственные перевороты, экономические коллизии и климатические эксцессы я воспринимаю как этапы истории, которая следует ей одной известным путем.

 8. В моей реальности не существует правильного и неправильного выбора, а есть просто выбор, и все, что ни делается, делается потому, что такова структура момента.

 9. В моей реальности есть жизнь и смерть, но точно так же можно сказать, что ни жизни, ни смерти не существует, потому что это этапы одного и того же процесса.

 10. Я думаю, что я завалил это задание, но в моей реальности это не имеет никакого значения. Следуя собственной логике, реальность для меня  - это момент, это «здесь и сейчас», через час это станет прошлым и появится новая реальность, и так без конца!!!


Рецензии
Здравствуйте, дорогая Ирина!
Что с Вами стряслось? Почему не отзываетесь?
С теплом,
Илана Арад

Международный Фонд Всм   28.10.2015 19:56     Заявить о нарушении