Вразуми, Господи...

ВРАЗУМИ, ГОСПОДИ...
      
Сожалею, что мной так мало сделано для Церкви, а ведь с каждым храмом города всегда было связано какое ни будь знаменательное событие из жизни нашей большой семьи. В Виленской Никольской «Перенесенной», два поколения окрестил один и тот же священник отец Максимилиан и самое первое, что припомнил из детства – это блеск купели этого храма, в которую по очереди окунали нас с сестрами. В пещерном, «Виленских мучеников», после первой исповеди впервые Причастился и помню всегда бабушка Мария приехав из Украины или тетка Прасковея из Сибири вызываемые по нянчить нас, первым делом водили к пострадавшим за православную веру в языческой Литве - Антонию, Иоанну и Евстафию, а потом и на башню в городской стене к Островратной иконе Богородицы, и припадая перед Святынями на колени они что-то тихонько просили у Бога. Только повзрослев понял, почему мама главбух завода «всесоюзного подчинения» пешком водила через весь город в «Знаменскую» - и от глаз подальше, к тому же в ней есть придел Святой Евдокии, а так звали ее маму.В Тракайской церкви Рождества Богородицы венчались родители, здесь их и отпевали. В Пречистенском соборе венчал крестника, а мимо «Романовской» всегда всем нам «по пути», в ней многолетней певчей была мамина старая подруга Зинаида Иосифовна Пухальская. Из Евфросиньевской, на старом православном кладбище города, в последний путь провожали несколько поколений наших, а возле церквей святой Варвары на Пушкиновке и монастырской Марии Магдалины прошло беззаботное детство. Благодать крестов Свято-Духова монастыря, рядом с которым мы с сестрой учились в третьей средней школе, помогла стать теми кто мы есть в этой жизни, а церковь Знамения Божьей Матери у Верховного совета спасла. Этот храм построенный в ознаменования Спасения после крушения, одним своим видом согревал нас с сыновьями подростками в холодный январь 1991 года когда казалось все крушится - рядом с ним выстроили баррикады и тревожно горели костры, и из митингующей толпы бросали к Верховному Совету советские паспорта и боевые медали и мы в одночасье оказались «за границей», и даже если уже наступает конец света – то вот он «корабль Спасения» и спасибо ему…
В определенный период «строительства коммунизма» особо активным строителям, вере дедов не давали угаснуть поучения «белых платочков» нашей семьи - Клавдии Федоровны Карпаевой и Феодосии Егоровны Сурковой, делившихся своим жизненным опытом как надо жить «по Богу», благодаря чему, создающиеся новые семьи нашего рода пусть тайно но венчались и крестили детей. Без умиления не возможно не вспомнить, как однажды три наших молодых семьи приехали на трех отцовских «запорожках» с своими малолетними детьми на всенощную к Никольской, а ведь тогда один из нас был заводским секретарем комсомольской организации, второй зам.секреторя.
Стыдно признаться, но только после того как из окна вагона прибывающего поезда Санкт-Петербург-Вильнюс успел разглядеть сквозь листву куполок церквушки в пригороде, осознал как много не виденного рядом. Знаменательнейшее событие 2000 летия Рождества Христова побудило еще больше узнать о наших церквах, выдающихся митрополитах, настоятелях, клире и прихожанах, больше душеполезного и интересного поехав по православным храмам Литвы, все дальше и дальше отдоляясь от литовской столицы, от одной церкви к другой по небольшой нашей стране, из путешественника становясь паломником.
В нашем крае много православных святынь - в Гегабрастах сохранилась обитель «Залитского старца» Николая Гурьянова, в Лебенишках стоит церковь освещенная в честь Псковского пустынножителя Никандра, в которую настоятелем был назначен бывший офицер царской армии, примкнувший к «белому движению» и оглохший на фронте, священник в третьем поколении Николай Круковский. В одном не большем городке Кедайны, до революции попечителем церкви был сам премьер-министр России Петр Столыпин, в другом Симелишки, настоятелем стал бывший генерал - лейтенант Российской императорской армии Иван Гандурин, принявший сан в 1928 году, лично знавший президента Литвы Антанаса Сметону.
В судьбоносный период, изменивший ход истории России нашей Епархией руководил будущий Святитель и Патриарх Московский и Всея Руси Тихон ( Беллавин), а скромный тюремный храм в этот период опекал будущий главный священник Черноморского флота Белой Армии протоиерей Георгий Спасский. В Ново – Алекспндровске, родился последний главнокомандующий Русской армией барон Врагель и наверно промыслительно, что один из наших храмов в Векшняй, в годы Второй Мировой войны принял под свои своды эвакуированные мощи Новгородских святых из Софийского собора.
Всеми почитаемы пострадавшие за веру и причисленные к лику святых Виленские мученики Антоний , Иоанн и Евстафий, но не след нам забывать, что в нашем крае, когда-то общим для всех, был причислен к лику святых младенец - святомученик Гавриил Заблудовский, и еще стоит в Друскенинкай заколоченная за ветхостью церквушка освещённая в честь небесного заступника маленьких детей...
Трудно передать состояние души, когда в поездках после долгого пути, блужданий и поисков, наконец где-нибудь в далёко за деревьями мелькнет долгожданная маковка с православным крестом, ведь и не знал как будет выглядеть церковь к которой был путь и такой трепет охватывал - вот он какой Храм!
Спасибо настоятелям всех приходов, церковным старостам и ключницам, в любое время молча открывавшим двери и разрешавшим приложится к святыням, помолится в одиночестве и поставить свечу. Это так не передаваемо, когда на паперти осознаешь что храм открывается для тебя одного...
По церквям Каунасской крепости водил молодой краевед Владимир Орлов, о приходах Расейняй и Кедайняй много услышал от отца Анатолия Мурашова, затем приславшего свои записи. Аникщяйская церковь долго будет помнится, потому что обратный автобус сломался и пришлось на ее паперти провести летнюю ночь…
Священники и охранительницы много рассказывали о жизни своих приходов и о соседних церквях, и всегда приглашали с дороги на трапезу. Иногда сельские батюшки передавали меня друг другу «из рук в руки» перезваниваясь по телефону и тогда меня ждали.
Не забыть вкуса теплого домашнего хлеба сразу трех видов, который отведал за горячим обедом в православной общине «Понтиевского прихода» и всегда из Михнова, где он расположен, от настоятеля с самыми лучистыми глазами батюшки Леонида, привозил по много подаренных им книг.
Мы не видели с супругой Балтийского побережья после «обретения независимости» лет пятнадцать, но когда там начали строить православные храмы, взморье нашей семье стало ближе, отрадно было из местного приходского листка узнать что отреставрирована православная часовня и в Кретинге.
Приглашения в гости школьного товарища из Висагинаса, тоже стали более желанными, ведь где еще можно получить благодать от икон, еще пахнущих красками и помолится в строящихся церквях.
Из Паневежаса до Гегабрастай, два раза прошел с Крестным Ходом, неся по очереди с подростками из воскресных школ и их мамами, Тихвинскую икону Богородицы небесной заступницы нашего края и катил детскую коляску с младенцем Елизаветой.
Иногда пожилые женщины «белые платочки» из не обласканных вниманием сельских приходов, предлагали забрать свои старые фотографии, документы и даже отдавали грамоту почившего священника, подписанную Патриархом Алексием I. Это было трогательно, но ничего не взял как и положил на место, диковинный квадратный старый ржавый гвоздь, найденный на пепелище сгоревшей церкви в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» на православном кладбище в Шауляй.
Наслушавшись рассказов об увиденном, просили свозить к некоторым церквям родные и близкие и это было большой отрадой. В некоторые приходы ездил со старым школьным другом или даже с товарищами по работе. Используя при случае «служебное положение» на заводе, ездил на пяти разных автомобилях и отцовскую «копеечку» в этих поездках добил..
Вызывало недоумение, что так много ничейных забытых солдатских церквей, построенных по подписке «нижними чинами Русской императорской армии» и затем полегших в окопах «империалистической» Первой мировой и Гражданской войне или рассеянных революцией 1917 г. по белу свету. К сожалению довелось увидеть и некоторые Божьи дома разрушающимися, обедневшими и малочисленными, но хочется верить, что выстояв в трудные времена войн и гонений они возродятся, если мы не забудем передадим детям, написанное сто лет назад на стене одного из забитых вильнюсских храмов, церкви возведенной военным инженером Быковским в честь крестителя Руси князя Владимира - «Азъ есмь дверь; Мною аще кто внидетъ, спасется».
Приношу извинения клиру и прихожанам, что в должной мере не отобразил красоту церквей и за возможные допущенные ошибки или неточности в предыдущих изданиях, связанные с желанием быстрей рассказать об увиденном и помочь кому-нибудь своевременно найти дорогу к Свету. Идите на Свет..
Благодарю доктора истории Регину Лаукаитате из Института Истории Литвы, за предоставленные материалы и бескорыстную помощь в подготовке изданий.
Низкий поклон всем священнослужителям и добрым людям, стараниями которых Православные храмах Литвы построены, досмотрены и сохранены.
Вразуми Господи.

10 лет спустя от первой публикации «Заметок паломника».

февраль 2015


Рецензии