Скрытая агрессия

Думаю не ошибусь, если скажу, что при ремонте в квартире все любят (в меру финансов, конечно) хорошенько выровнять стены и заклеить их красивыми обоями, прошпаклевать в плоскость потолок с последующей покраской в чудный белый цвет и вообще навести выровнять всё по-максимуму. Некоторые даже вешают натяжной потолок. Все жители большого города видят прекрасные современные новостройки в стиле "стекло и бетон" с одинаковыми окнами и строго параллельными фасадами. Большинство имеет современные смартфоны идеальных геометрических форм. Современные технологии позволяют сделать всё это и многое другое с очень высокой точностью.

Сам будучи по образованию и по профессии программистом я всегда любил HiTech и старался привнести его в свою жизнь добрую половину взрослой жизни. Меня даже специфический запах нового компьютерного оборудования чем-то привлекал. Однако с течением времени (с возрастом) я стал замечать, что былые технические радости меня больше не радуют в той степени, что было в отрезке 15-30 лет.
Работая в крупных компаниях стал незаметно для себя негативно относиться к огромным геометрически регулярным офисным пространствам, open space и корпоративным плакатам в фирменном стиле с содержанием в стиле "Дальше, Выше. Сильнее!"

Некоторое время назад я случайно наткнулся в интернете на статью по психологии, где рассматривалось понятие (если я правильно запомнил) "агрессивные поля" или "поле агрессии". Дословно не помню, но смысл был в том, что идеальные геометрические формы особенно остроугольные, абсолютно ровные монохромные поверхности вредны для восприятия человеком и даже могут при определённых обстоятельствах привести к шизофрении.

Смысл этой статьи мне "запал в душу" и со временем я стал замечать некоторый дискомфорт видя подобные вещи и сооружения всё больше окружающие нас. Прежде чем написать данный опус я очень долго (не один год) осмысливал данный вопрос и пришёл к определённым выводам и убеждениям. Всё описанное ниже касается только именно визуального восприятия, доступного человеку без применения каких-либо дополнительных технических средств, расширяющих возможности.

1) Все правильные геометрические фигуры (кроме одной, о которой я напишу в конце) совершенно чужды природе. Нигде никогда не встретишь абсолютно параллельных линий или идеальных углов.

2) Геометрическая симметрия так же чужда этому миру и хоть и производит впечатление совершенства, но на стыке с отвращением.

3) Геометрическая идеальность не предполагает изменений и совершенствования что в природе соответствует смерти.

4) Ничто не повторяется в точности - всегда есть отличия.

Обобщая можно сказать, природа создала и создаёт бесконечное разнообразие привнося душу в каждый уголок и каждое своё творение тогда как человек соблазнённый идеалом и наделённый возможностью творения создал чуждые всему сущему объекты, нарушающие гармонию и развитие и не находящие должного места в мире. Более того создавая и лицезря такие творения человек незаметно медленно разрушает свой разум и душу прямо как Кай в замке Снежной Королевы.

Выход из этой ситуации довольно прост и эффективен, но трудоёмок (что хорошо) и не прогрессивен. Необходимо везде где только возможно применять ручной труд и делать вещи своими руками привнося в каждое изделие часть свой души и тепла. Деревянный дом построенный из бруса и досок распиленных на пилораме несёт в себе "руку" строителя со всеми мелкими огрехами и неточностями и его геометричность нивелируется бесконечным разнообразием рисунка спилов дерева привнося радость пребывания в таком месте.

Разумеется с противоположной стороны абсолютной симметрии лежит полный бардак и разруха и остаётся вопрос где же компромисс? Я думаю, что всем знакомое понятие "золотое сечение" вполне может ответить на эту дилемму, но это - отдельная ещё не продуманная тема.

И напоследок.
Единственная идеальная фигура доступная для создания из подручных средств - круг. Веревка и два колышка позволяют создать подобное весьма близко к идеалу. Понятно, что правила геометрии обеспечат с таким же набором предметов создать и квадрат, но в отличие от круга каждое последующее измерение и проведение линий приводит к погрешности большей, чем при создании круга. Он есть начало, он в одно и тоже время абсолютно симметричен и бесконечно искривлён. К тому же эта единственная форма доступная для создания в естественных условиях как результат вращательного движения.
Гравитация при воздействии на жидкость тоже, конечно, создаёт идеальную поверхность, но в реалиях мира она всегда подвергается внешним воздействиям ведущим к бесконечной игре волн.
Не отсюда ли люди так любят смотреть на воду и огонь как на источник бесконечных изменений и такого же постоянства?


Рецензии