Глава 8

Вы верите в чудо? С таким вопросом подходить и заманивать в секты. Волосы должны быть длинными, обруч на голове, счастливые накуренные глаза – готов портрет, пусть даже всё это чушь. Но если серьёзно – что за птица такая – «чудо»? Везение – пожалуй, отсюда ноги растут, но всё же мало. Шагнувшее вперёд везение, эволюционировавшее за долгий период человеческой жизни, помноженное на спелые плоды удачи, разбрасывающее всё на своём пути, вопреки и несмотря на. Если совсем простыми словами – это что-то сумасшедшее.
Глупо надеяться на чудо в обыкновенный день. Вы оказываетесь во власти случайностей, математических совпадений, причинно-следственных связей, объективных законов мира и закономерных результатов собственного выбора – только и всего. Если вы нашли на полу десятирублёвую монету, это же не чудо. Чудеса уникальны, они не повторяются, у каждого собственное лицо, а главное – случаются они один-два раза в жизни, в редких случаях три.
Я рассуждаю, как профессор чудесологии, думает Артём.
Значит, да, так. Не нужно утверждать, будто их не существует, но рассчитывать на них не стоит. Нужно держать порох сухим и смотреть в оба, чтобы не прозевать чудо, когда оно явится при полном параде. Упустил – сам виноват, дурень.
А ему теперь надо ли? Два уже состоялось. Вряд ли я такой баловень, что вдруг окажется ещё что-то. Расслабься.
Первое – рабочее, когда он сумел взломать один сайт. Филигранная работа. Для него это не меньше, чем чудо – конечно, он был весьма способным, но не гением. Он достиг потолка – вот он, максимум, на который может рассчитывать трудящийся середнячок. Что за просветление было – непонятно. Тем не менее, заплатили тогда хорошо, поступали новые предложения – но теперь бы он не смог. Что ж, остаёмся в собственной нише. Спрос всегда есть и будет. Ничего постыдного в своей работе Артём не видел. Разве мало обмана в других сферах? Ещё хуже. Его занятия помогали, во-первых, не чокнуться от скуки, а во-вторых, самому зарабатывать – и так его в семье считали паршивой овцой, неуклюжей, достойной презрения. В семье не без урода.
Урод просиживал почти весь день за компьютером и никуда не выходил. Кое-как закончил учёбу на заочном, а сейчас сидел на шее у родителей. Можно ведь работать удалённо у себя дома – а теперь объясни это умным людям. Мои мама и папа заслуживают лучшего сына, но так уж вышло. Ваше чудо в другом, должно быть.
Не складывается у меня с внешним миром. Не хочу туда. Ему интересны, пожалуй, только компьютеры, коды, защита, взлом, борьба; всякое действие рождает противодействие, и это так элегантно, даже грациозно воплощается в каждой истории, с которой он имеет дело. Люди живут и не знают, что рядом с ними происходит иногда такая красота, такое торжество разума.
Второе чудо он, кажется, упустил. Впрочем, оно слишком обязывающее: точно так же покупаешь какое-нибудь редкое животное, не имея ни малейшего представления о том, как ухаживать за ним, какие условия нужны, сколько расходов, времени, ресурсов и знаний потребуется, и даришь другому человеку. Где-то читал, что в год лошади коллектив подарил начальнику настоящего коня. Нарочно не придумаешь.
Второе чудо – человеческое.
Ох уж эти родственники. Пришла однажды тётя с мужем и дочерью. Моя двоюродная сестра, то есть, Ира.
Я зачем-то посмотрел в законодательстве, можно ли вступать в брак двоюродному брату и сестре. Можно. Конечно, ничего не будет, зачем только проверил. Ничего. Ерунда. Просто так, для себя. Чтобы знать. Вот знаю теперь.
«Я опущусь на дно морское, я полечу за облака».
Она же мне не ровня. Такая, просидев один день дома, засохнет от тоски. Её общительности нам вдвоём хватало с головой. Растормошила меня, я ведь не просил. Когда начала задавать мне вопросы – как положено, чем занимаюсь и т.п. – стало вдруг стыдно. Почему я стыжусь собственного образа жизни, который идеален для меня? Не лучшая идея – мерить чужими мерками. Умом понимаю. Как мог, переводил разговор на другие темы.
Рыцари ради прекрасных дам совершали подвиги, а я решился выйти из дома. Ха-ха. Хожу как часть её компании – кино, кафе, клубы. Как же так?
Кроме того, я патологический лжец.
Честно говоря, не знаю, что означает этот термин для специалистов, но я себя так называю, потому что постоянно говорю неправду. Изо всех сил старался не обманывать Иру, но всё равно сорвался.
В тот момент, когда ничего не предвещает беды, когда вы просто разговариваете о пустяках, ты вдруг с удивлением осознаёшь, что только что соврал без всякой задней мысли, не думая о собственной выгоде, не скрывая неприятный факт прошлого, не щадя чувств собеседника. Просто соврал. Ложь ради лжи.
Иногда это касается мелочей вроде «смотрел ли ты такой-то фильм», иногда что-то более серьёзное («нет, я не знаком с этим человеком»), а иногда и глобальное. Разыгрываю блестяще роль двоюродного братца.
Жалкий актёришка.
Эта стрекоза приглашала меня в свои компании, перезнакомила со всем стадом: за три недели узнал больше людей, чем за предыдущие двадцать три года. База данных уже переполнена, стыковать имена и людей всё трудней. Терплю, как пони, на котором катают детей за деньги.
Она всех знает, всё успевает, одновременно находится в десятке мест – что за чудо? Второе чудо. Разговаривает со мной, шутит, и мне отчего-то нравится, как она живёт, нравится всё, что она думает, делает, и её рассуждения, противоречащие моим, вдруг оказываются верными.
Видит ли она, как я лгу?
Она пригласила Артёма на день рождения, намекнув, что среди гостей будет очень хорошая девушка, присмотрись. Как-то вышло, что они с Майей проболтали весь вечер. Не то что бы ему было с ней неуютно, напротив, весёлая, интересная собеседница, не напирает, но искусно поддерживает разговор, не даёт скучать. И всё же эта глупая именинница, дико смеющаяся, обнимающаяся с парнями, запрокидывающая голову при смехе, шумная, надоедливая, не сравнится ни с кем.
Он мог выбросить из головы что угодно. Счастливая способность, которой его наградила природа – иначе можно было бы превратиться в лунатика. Организуйте центр помощи больным влюблённостью, раздавайте бесплатно эту способность! Лечение от наркомании, алкозависимости, человекозависимости. И всё же Артём зависел от сестры. Временное переключение ничего не даёт. Откладывать проблему не значит решать её. Лгать проблеме не значит решать её.
Между тем его пригласила Майя, и нужно было идти. Почему нужно? Не знаю. Суббота, вторая половина дня. Он даже обрадовался, когда она вдруг позвонила утром и всё отменила. Мало ли, поменялись у человека планы. Остаток дня он провёл как обычно: взломал пару сайтов мелкого калибра, отправил данные.
Нужно ли ему перезванивать? Пока он думал, Майя сама с ним связалась, спросила, свободен ли.
- Сегодня никак не могу, работа, - конечно, это была ложь, снова симптом.
- Жаль.
- Давай на следующей неделе? Когда тебе удобнее? Мне-то всё равно.
Майя немного подумала.
- Можно в среду, уйду с работы пораньше.
- Не отменишь на этот раз? – Зря, зря сказал.
- Нет, точно пойдём. – Судя по голосу, слегка улыбнулась. – Извини, что вчера так и не вышло.
- Да ладно, - как можно беззаботнее попытался он произнести.
Какой-то неестественный разговор. А как вообще люди делают?
Вертихвостка. Снова выложила чёртовы фотографии. Его и не приглашали – Ира думала, что он к тому моменту уже будет на седьмом небе витать да сердечки собирать с деревьев вместо персиков и дарить Майе. Могла бы ради приличия. Эти групповые фото особенно раздражают. И не просто видимость, как в иных случаях, она действительно так живёт, взаимодействует, играет, как скрипка в огромном оркестре.
Никогда он ничего для неё не значил. Ещё один в ряду одинаковых. От перемены мест пешек… Есть такая игра – сёги, наподобие шахмат. Многие фигуры имеют шанс «прокачаться». Ты родился на белый свет пешкой, но имеешь все шансы превратиться в токин – «как золото». Ладья перерождается как дракон, слон – как лошадь (не путать с конём). Кроме того, ты не погибаешь и даже можешь вернуться на поле боя – правда, уже в качестве фигуры бывшего врага. Кстати, на этом основании игру пытались запретить в Японии после Второй мировой: оккупационное правительство видело в возможности использовать захваченных воинов насилие. Впрочем, одному из сильнейших игроков удалось доказать, что западные шахматы в этом отношении ничуть не лучше, «убитые» в европейских шахматах пленники теряют жизнь навсегда.
А я нелепая фигурка неизвестной настольной игры. Мне не рассказали правил, не дали познакомиться с игроком. То ли великий гроссмейстер, то ли новичок, играющий первую партию.
Её смех до сих пор звенит в ушах.
Спокойная ночь.


Рецензии