Афганскими верстами

За два года службы дорога  до железнодорожной станции Хайратон, идущая через горы Гиндукуша, стала водителю Сергею Наумову как родная. Это главная северная  транспортная артерия  Афганистана, по которой доставлялись топливо, военные и гражданские грузы. Он знал на ней каждый опасный участок, каждый изгиб, каждый поворот. Часто, чтобы пробиться в пункт назначения, его колонне  приходилось отбиваться от  нападений и обстрелов  повстанцев. Из-за климатических условий и рельефа местности  боевые действия  в ДРА  велись в автономном режиме, и задача снабжения войск продовольствием и боеприпасами  являлась первостепенной.

Пролог. Глазами очевидца

Перед глазами встает Кабул - пятимиллионный мегаполис, в котором нищета соседствует с роскошью, развалины с новостройками, история с современностью. Под ногами мерно скрипит серая пыль. В нее проваливаешься почти по щиколотку.   Сильный ветер  поднимает  ее так, что не видно даже на расстоянии вытянутой руки. Дожди тут бывают редко, только зимой, которая длится всего-то пару месяцев. А сейчас  хочется хотя бы глотка свежего воздуха, потому что  стоит жара, наверное, градусов в пятьдесят, и  металл накаляется, словно адская сковородка! В горах, напротив, холодно! Местами бывает до минуса двадцати, так что расслабляться не приходится, да и душманы в любой момент могут открыть огонь. Но сегодня у Сергея   передышка…
Как и другим, ему  часто снится отчий дом,  деревня Воробьевка, мама, склонившаяся над стопкой тетрадей,  сестренка, друзья, знакомые, веселые перемены в  Фошнянской средней школе и другие  картинки мирной будничной жизни. А здесь -  война…Тогда, в 1982-м году, он и не думал, что судьба забросит его в Афганистан.

Призыв

Сергея  с детства тянуло к технике. В семье говорили, что это у него от  прадеда Николая Егоровича Самойлова, который много лет проработал  кузнецом. Многим железо казалось игрушкой в его сильных руках. В живых прадеда Сергей не застал, но по разговорам, мог судить, что это был весьма уважаемый человек, на которого можно было во всем положиться.
Водительское удостоверение Наумов получил в ДОСААФ, куда парня  направили учиться после прохождения призывной комиссии в военкомате. А потом, ровно через месяц,  забрали в армию. По весенней апрельской распутице автобус доставил его вместе с другими призывниками на орловский сборочный пункт,  оттуда – в Курск, а потом, в числе 25 ребят-орловчан, он прибыл в город Волгоград. Там располагался учебный центр.
 В течение двух месяцев, проходя курс молодого бойца, Наумов  учился  управлять   тяжелой машиной – вездеходом под названием КрАЗ. На минутах политинформации им часто говорили о событиях в Афганистане, о том, что дружественной соседской республике необходима военная и гуманитарная помощь в борьбе с ненавистным режимом моджахедов. Слепые догадки иногда тревожили сердца молодых солдат, мечтавших о подвигах и славе. Но страшно стало им только тогда, когда  пассажирский самолет ТУ -154, на котором  они летели из Ростова, приземлился на кабульском аэродроме. Серьезность обстановки выдавало обилие военной техники, вооруженных людей и суровость офицеров встречавших пополнение.

Долиной смерти: Кабул-Хайратон

180 –й пехотный полк. Солдаты жили в палатках по  40 человек, соблюдая строгий порядок и дисциплину.  Из-за плохого качества воды  многие за время службы переболели желтухой, часто жаловались на расстройство кишечника, хотя   работники медсанчасти  вели прием круглосуточно и старались  своевременно выявлять   и изолировать зараженных. Наумову тоже  пришлось поваляться  с гепатитом в ферганском госпитале.
Не смотря на некоторое понимание  и доброжелательность местного населения, в город выходили только группами. Тот, кто решался на одиночную вылазку, часто не возвращался.  К тому же территория, прилегающая к части,  тщательно  минировалась, так что малейший шаг в сторону мог стать  последним.  Оружие  тоже приходилось держать при себе  и днем, и ночью, потому что    душманы   не только устраивали  каждый вечер  огневые налеты с использованием реактивных снарядов, но и   организовывали   внезапные контратаки во фланг и тыл  наших войск, с целью создания видимости окружения и паники.  При нападении на колонну  они старались  раздробить ее на части и разгромить,  ставили дистанционно управляемые мины или использовали ручные противотанковые гранатометы.
Самым опасным местом пути до Хайратона был высокогорный перевал Саланг, находящийся  на высоте около 4000 м.  Зимой  дорога-серпантин  превращалась в каток, но  движение колон все равно не останавливалось.  Не менее опасен был и почти 3 –х километровый  тоннель  Саланга,  в котором не раз гибли солдаты от  скопления угарного газа.
 В одном из рейсов Сергея ранило.  Все произошло в течение получаса. Моджахеды начали палить из «зеленки» уже близ города Пули-Хумри. Завязалась перестрелка. Внезапно острая боль пронзила ему ногу. Затем ранило еще несколько товарищей. Хорошо, что вовремя подоспевший БТР подобрал их. Потерь не было. После двух месячного лечения в Ашхабадском госпитале, Наумов снова вернулся в строй.
Самым запоминающимся моментом для Наумова стала встреча с земляком-одноклассником Сергеем Алехиным. Узнал он его по надписи на машине. Ведь у шоферов было принято обозначать кто, откуда родом. Поговорили, конечно, о том о сем, обсудили текущую военную ситуацию, а потом  разъехались – каждый в своем направлении. Но эта встреча осталась в их памяти навсегда.

Родная сторона

Вернулся  Сергей домой в мае 84 –го и  сразу же поступил в  Орловский техникум механизации и электрификации сельского хозяйства при институте зернобобовых. Потом перевелся на заочное обучение и стал работать в  совхозе «Островский» водителем, потом механиком, женился. Нежданным - негаданным событием  для него, спустя три года после возвращения,  стало вручение медали «За боевые заслуги».
Он не раз задумывался над тем, нужно ли было Советскому Союзу вмешиваться во внутренний  афганский конфликт и отвечал: необходимо!  Ведь они охраняли рубежи своей Родины, сдерживали мощный поток наркотических веществ через Среднюю Азию, честно выполняли интернациональный долг.
 Сейчас  Наумов работает водителем автобуса в любимой школе и преподает мальчишкам труды. Они с интересом слушают его  рассказы и рассматривают  военные снимки. 

Эпилог

Что ж, говоря словами  писательницы и журналистки Светланы Алексеевич, «о войне, которая оказалась в два раза длиннее Великой Отечественной, мы знаем ровно столько, сколько нам не опасно знать…»


Рецензии