Кто вы, гражданин Звягинцев?

Кипит наш разум возмущенный. Даже кризис на какое-то время потеснился, даже падение рубля!.. Даже Украина! На Левиафана возбудились – мифологическое чудовище, выползшее из библейских историй несколько тысяч лет назад и приползшее в российский кинематограф. Нам о чем бы ни спорить, только б не о том, что рядом. Но поскольку народ нынче сердитый,  пусть лучше фильм критикуют. Или Обаму. Гейропу – тоже хорошо. Пятую колонну – замечательно! Ну и друг друга, конечно. Есть еще актуальные для критики темы, и нужно искать новые. Ибо так мы сражаемся за Родину, изо всех сил рекламируя свой патриотизм, гавкая друг на друга и уличая одних в предательстве, других – в холуйстве.
Чем бы ни тешились, лишь бы власть не ругали!

И вдруг такой солидный повод – целый Левиафан!

Министр культуры – но он корректно – заявил, что  «Левиафан» запредельно конъюнктурен. «А вообще я рад фестивальному успеху нашего кино. И в этой части «Левиафан» — не исключение, - добавил он. – Надеюсь, в будущем Андрей Звягинцев снимет кино, в котором не будет этой экзистенциальной безнадеги. Кино, после которого захочется встать, выйти на улицу и сделать что-то хорошее, правильное. После «Левиафана», увы, такого чувства не возникает».

Но православные активисты возбудились не на шутку – запретить! 
"Левиафан - поганая клевета на Русскую Церковь и Российское государство. Но этот поклеп только сплотит союз Патриарха Кирилла, Президента Путина и тотальную православную миссию…  "Левиафан" - это зло, а злу не место в прокате", - заявил активист "Ассоциации православных экспертов".

Наверное, в смысле – злу место в жизни, а не в кино? И нечего его из жизни тащить в кино! Пусть там, где есть. Кино на радость нам дано!

В то же время митрополит Мурманский и Мончегорский Симон поблагодарил режиссера и заявил, что в целом «фильм вдохновляет тем, что в нем указано на жизненные проблемы страны, как на зияющие раны тела, от которых оно разлагается и страдает… Необходимо серьезное врачевание».

То ли митрополит недостаточно православный, то ли активисты чересчур…

Один из самых цитируемых депутатов питерский Милонов охарактеризовал фильм ясно и однозначно: "Режиссер изобразил российскую действительность в самых черных тонах, создал атмосферу глубокого духовного кризиса, исказил реальность до фантасмагорической раблезианской карикатуры». И вообще это набор русофобских стереотипов, нацеленных на создание негативного образа российского общества и государства, и де-факто идеологическая диверсия.

Короче, верни бабки!

Протодиакон Андрей Кураев попытался разъяснить, что «Левиафан» не является антицерковным или антиправославным фильмом, поскольку обращается к теме «маленького человека», и предостерег от опасности превращения Церкви в одну из шестеренок безжалостного "Левиафана".

Но это слишком примиренчески и недостаточно эмоционально.

А вот самарские возбудились по полной – как посмел актер Гришко в клеветническом опусе сыграть архиерея, «надсмеявшись таким образом над российской властью и основной конфессией нашей страны — святым православием»?! Гнать его из театра, а лучше из профессии!». А в комментариях под открытым письмом требуют Гришко судить, а театр — рассадник моральной грязи и пьянства — расформировать.

Но при таком подходе Гришко имеет право на ордена, медали и звание Героя России за роль маршала Жукова, плюс еще неизвестно сколько наград за роль академика Королева, если он с ней справится.

Олег Табаков и министр Мединский разошлись во мнениях по поводу мата.

Высказываются люди близкие и далекие от кинематографа.
А большой русский писатель Дима Быков даже неоднократно. Первый раз со своим мнением по поводу фильма, а второй – с разъяснением своего мнения. Но, похоже, его все равно не поняли, как он хотел. Пришлось дополнительно комментировать. Однако в ответ Диме написали, что он сам ничего не понял.

Ну как так можно!
Всего – никто не понимает. Зато Дима, даже если он чего-то и не понял, сделал ценное замечание: «Звягинцев — пока единственный, кто отважился высказаться об отпадении России от Бога и о том, какую роль сыграла в этом официальная церковь, — за одно это фильм можно было бы назвать выдающимся событием и отважным поступком…».

Журналист Антон Елин раскочегарил эту тему эмоционально: «Причина не в том, что фильм как-то особенно снят, не в игре актеров… и уж точно не в глупом скелете кита с лапами, который навязывает мне какой-то «пластиковый» символизм. Меня трясло, потому что я понял: Бог — с ними. С мэром, с его шестерками… И это самое страшное открытие фильма. Бог оставил русских. Нет прежней дихотомии: «мерзкая власть» против «страдающего, но светлого народа». Мы все, по «Левиафану», мерзкие. Только у подонков во власти есть хотя бы гонор, воля, страсть… У нас — ничего».

А наград всё больше, а ругают всё сильней. "Левиафан" порочит Церковь, чернит, говнит и оплёвывает власть и вообще – заказ Госдепа.

Геннадий Зюганов раскритиковал его, заявив, что мрак, показанный в картине, деморализует и парализует.  "А в условиях нынешней ситуации это носит антинациональный характер".

Фестивальная заказуха ради призов, откомментировал фильм политолог Сергей Марков: «Показано, что жизнь русских настолько ужасна, что, получается, и отобрать её не такой уж большой грех. То есть, по сути, фильм производит расчеловечивание русских и тем самым является идеологическим обоснованием геноцида русского народа. Я бы на месте Звягинцева этот фильм с проката снял, пришёл на Красную площадь, встал на колени и попросил прощения у русского народа».

- А я бы вывел его на лобное место и 100 плетей! – мгновенно отреагировал блогер из Казани Тарус. – Не оскорбляй Родину!

- Правильно! – согласился Реваз Ас. – Страна созрела. Пора вводить шариат.

- Если Зюганов и Марков против – я категорически "за", – заявил Барбосс.

Вслед за людьми в спор ввязались и звери, и непонятные предметы, и даже инопланетяне.

- Меня деморализует не Левиафан – мать вашу! – а российская действительность, - вломился в дискуссию Медведь-Атеист. – Где, в каком мире вы живёте, господа осуждающие?! Я таких историй видел не в кино, а наяву и не одну! Конец только другой – люди стреляются, вешаются, убивают, сталкиваясь с бездной несправедливости.

- Критика таких персонажей, как Зюганов и Марков стоит очень дорого. Она свидетельствует о высокой художественной ценности этого фильма и престижнее любого Оскара, - вежливо пояснил Равномер.

- Отличный фильм! Правдивый. Точь-в-точь как и у нас на Альфа Центавре! – отозвался Иноплан Пятигорский.

- Да не буду я смотреть это дерьмо! – очевидно, борясь с собой, восклицает Критикинз. – И так всё понятно.

- Каждый увидел себя в этой картине, – разъяснил Мегаруб. – Себя увидели менты – ну им пофиг, там не родины ни флага! – чиновники, судьи и все остальные. И что?!  Власть ухмыляется; холуи демонстрируют негодование. Народ безмолвствует.

- Ну вот, а ругали позднего Валентина Распутина за бесысходность... Тональность и идея фильма совпадают с его повестями последних лет. За что обижали? – вспомнил и посетовал Собак Ав.

"Оболганы все: и простые жители поселка, и начальство всех сортов, и Российская власть в целом, и Православная Церковь. Фильм снят с такой ненавистью ко всему отечественному, что, пожалуй, еще долго будет получать всякие западные премии", - отметился депутат из Самары.

- Вы наверно подзабыли про Южное Бутово! А сколько было войн за подмосковные земли, когда люди бросались под экскаваторы? Забыли, как убивали и калечили защитников Химкинского леса?! – вознегодовал в ответ Сергей  Жих.

- Обычный для сегодняшнего дня фильм. Не понимаю, за что его возносят и за что критикуют. Думаю, это преследование организовали конкуренты на Оскар, - поделился своими соображениями Рус Кандид.

- Тезка, ты не прав, - напрямую обратился к главному герою фильма Коля Бывалый с запоздалым советом. – Надо так. Когда поддатый мэр приехал к дому, мочи его вместе с шестеркой! Состояние аффекта – больше 10 не дадут. Дом остался бы цел, семья тоже. Замандражировал – всё пропало и пятнашка!

- Звягинцев - гордость России. «Левиафан» – лучшее доказательство, что нет равных ему режиссеров в стране на сегодняшний день, - сообщила Ирина из Иерусалима.

Порадовало до умиления послание Марины Арсеньевой:
«Дорогие друзья! Фильма ешё не видела, но все, что можно, прочла о нём. Фильм отличный!!! Достаточно того, что он не по душе министру культуры!».

Это по-нашему!
Я тоже сначала хотел похвалить, а потом что-то засомневался и даже решил слегка осудить – экспортная продукция! – так показалось, исходя из разных мнений. Но как-то неловко. Надо же все-таки посмотреть. Только вот времени всё не хватает.

А награды всё сыплются. И не только зарубежные, а и наши. А ругают все сильней – тоже примета верная…

Посмотрел.
Не осуждаю. Более того, сразу покорил великолепный симбиоз операторского искусства Михаила Кричмана и замечательной музыки Филипа Гласса, дающий поразительный синергетический эффект в самом начале и мощнейший импульс на дальнейшее. И уже по-другому понимаешь эти фрагменты угасающего бытия какого-то странного народа, сдвинутого волей судеб на холодную окраину континента. Когда-то предки этих людей энергично и решительно взялись за освоение сурового края, да вот надломилась их воля в потомках…

В целом же фильм показался клочковатым. У нас достаточно материала на эту тему, да еще и покруче. Но зерно сюжета происходит из другой почвы и уже потом переносится и обрастает отечественными реалиями. Работа с изначально своим материалом, наверное, могла бы дать более сильный эффект, и помогла бы избежать клочковатости. Но на этом пути свои риски и он, пожалуй, сложнее.

Линия героя Вдовиченкова при хорошей игре обаятельного актера, а именно попытка шантажа мэра – по-моему, просто халтура, будто взятая из другого очень посредственного фильма, каких сейчас навалом.

А вот эмоциональная с матерками разборка с мэром на лестнице великолепна. Всё на месте, каждое лыко в строку. Мощный эпизод, эпический! Олег Табаков прав, Мединский нет. Но в обязанности чиновника не входит быть правым, достаточно – корректным. Кстати, когда мат запикивается, зрители реально матерят и Минкульт, и Госдуму. Причем, очень сердито. Я сам, прошу прощения, каждый пик тремя матерками сопровождаю. И тем, кто будет смотреть этот фильм в дозволенном варианте, остается только посочувствовать.

Измена жены мне показалась недостаточно мотивированной в фильме. Как-то это художественно необоснованно происходит. Но мотивацию постфактум обнаружили журналисты – у Лены и Вовы и в самом деле роман. И начался он как раз на съемках «Левиафана. Фильм породил новую реальность. Новая реальность как уроборос ухватила фильм за хвост.

11 января «Левиафан» получил «Золотой глобус», а 15-го был номинирован на «Оскар».

«Мы тоже очень рады и, пожалуй, даже гордимся, потому что нам действительно понравился фильм Андрея Звягинцева. Это просто потрясающее кино!», – заявила президент Американской киноакадемии Шерил Бун Айзекс.

Некто Ваня Ванин, вероятно, человек в теме, тут же доверительно сообщил:
«В современном кинематографе, как известно, заправляют всем гомосеки. Они же и раздают награды друг другу. Так что, гражданин режиссер, с вами всё ясно!».

- Россию обосрали – пиндосы радуются, - угрюмо откомментировал Москаль-не-Укроп.
 
- Посмотрела этот фильм. Во мне все кипит, - сообщила Алина из Канады. – Сейчас я живу недалеко от Ванкувера. Недавно ездила домой, пообщаться с родственниками в Сибири. То, что я увидела, меня шокировало. Эти маты, это пьянство, эта безысходность там гораздо в большей степени, чем в «Левиафане».

- Фильм прямо документальный, – поделилась Наталья. – Поэтому и вызвал такую критику власти. Охватывает чувство безнадежности. Я давно убедилась, что ничего здесь не изменить! И уехать возможности нет. Проблема в том, что русские инертны, им проще приспособиться, чем организоваться и изменить свою жизнь. Я думаю, у России нет будущего. Страшно это осознавать. Фильм – еще цветочки! Реальность ужасней. И чтобы там ни пели про высокую духовность русских – ее просто нет! Лучший генофонд истребили.

 «Левиафан» напомнил о недавней истории, которая произошла в том же Кировске, где снимался фильм. Там предприниматель Иван Анкушев убил мэра Илью Кельманзона и его заместителя по ЖКХ Сергея Максимова, а после застрелился сам.
И это откомментировали:
- Настоящий мужик! – Похвалил его Берия Второй. – Так и надо с гнилым начальством разбираться. Побольше бы таких, глядишь, и коррупция бы сдулась. 

- Сам – неправильно, - возразил Местный Мур. – Если патроны остались, надо в ментов!

– Конечно, мог бы и для народа постараться! – поддержал его Секретарь Мяу.

- Не досмотрел, плевался, такая чернуха нам не нужна! – вынес свой вердикт Прямой Лом.

Настала пора, наконец, разобраться со всей этой левиафанщиной.
И вот дотошные журналисты отправились в эту несчастную Териберку вместе с фильмом, чтобы уже на месте показать его местным жителям и сравнить в деталях, в чем именно и как этот злоумышленник Звягинцев очерняет Россию. Если очерняет, конечно.

Приехали. Где-то здесь клуб моряков, говорили, должен быть…

Какой клуб?! Его давно нет. Здание стоит пока, но ни кино, ни домино, ни моряков, ни экрана, ни проектора! Последний раз тут смотрели кино 20 лет назад!
Дальше больше.
В общем, результат расследования оказался неожиданным.
Звягинцев-то, оказывается, вовсе не очернитель! Он гораздо хуже! Самый что ни наесть лакировщик действительности!

Показывает, как женщины обрабатывают и укладывают рыбу на заводе. Какая рыба, какой завод?! Он давно уже не работает! Школу закрыли несколько лет назад…
Но в остальном похоже.

Посмотрели местные этот фильм – жизненный, сказали.

- Вот именно! – скептически отозвался мужчина средних лет. – Какое это кино, это жись!

- Зато хоть матом не ругаются, - поправила его соседка. – Не то, что вы!
Копию им показали уже обработанную после цензуры.

Значит, все-таки не очерняет. Приукрашивает по мере сил. И главный герой у него законопослушный. Никого не мочит, к революции не призывает. Значит, если и не патриот, то и не агент Госдепа, не либераст.

Тогда кто и почему шум?
Наверное незаурядный режиссер, который отважился поднять непосильную для других тему и с этой задачей справился, для чего пришлось серьезно поработать и даже рискнуть.

Просто мы не согласны с тем, что Бог и Церковь оказываются на стороне бандита мэра и его шайки, как нам объяснили Дима с Антоном.
Не правильно это! Не должно так быть!

С Левиафана перекинулись на Бога. Ему тоже досталось - не с теми связался!
 
 «Если Бог есть, то это не заботливый чадолюбивый и справедливый отец, а запойная баба, которая в минуту редкого протрезвление надает затрещин и правым и виноватым (кара господня) и опять в запой. Источник: вся история человечества. Посему нет никакой высшей справедливости кроме как в самом человеке», - объяснил Петр Автономов.

Тем более что тогда с Гришко спрашивать!

Но не Бог на стороне мэра и не Церковь. На его стороне удача. А для этого надо постараться: и шестерок своих возбудить, и самому подсуетиться. Ему некогда ехать за 100 километров жрать водку и стрелять по пустым бутылкам. Ему нужно обеспечить результат. И он старается, потому что знает, если что-то пойдет не так, самому несдобровать, и все его шестёрки вмиг превратятся в обвинителей. Серьезная игра! Он справился. И не зря Роман Мадянов получил за эту роль Золотого Орла. Заслужил!

Фильм качественный, на него обратили внимание профессионалы. Он утёсом поднялся из моря российской кинопродукции, стал слишком заметен, хвалим и хулим.
Типичная история.
Соперник «Левиафана» кандидат на премию «Оскар» польский фильм «Ида» режиссера Павликовского тоже подвергся на родине критике и даже назван антинациональным и очерняющим историю Польши.

Вечные проблемы с самоидентификацией! Мы все про себя не так думаем! Но вдруг откуда-то выползает Левиафан – такой ужасный! – и все теперь только о нём от мала до велика… 

- Мам, а Ле-ми-ни-нафан он кто? – с трудом выговорила малышка в розовом комбинезоне, влекомая деловитой мамой по хрустящему снежку из садика. – Воспитаильница сказала, он плохой.

- Левиафан, Дашенька, – поправила мама. – Его все ругают.

- Бедный Лемифанчик, - сочувственно вздохнул ребенок. – Он ручки не мыл перед едой, да?

- Да-да, не мыл, и не слушался.


Рецензии