Простая судьба

Антонина Яковлевна Анурова родилась 6 мая 1918 года в деревне Сидоровка Рыбновского района. После окончания школы работала в местном колхозе звеньевой овощеводческой бригады. А основная трудовая деятельность связана с заводом «Рязсельмаш».

Шёл второй год Великой Отечественной войны. Ближе к весне 1943 «Рязсельмаш» начал оживать. Опустевшие после эвакуации завода цеха стали наполняться оборудованием, которое везли назад домой с Урала, из города Невьянска Свердловской области.
Бороны, плуги, сеялки и копалки временно уступили место производству мин и снарядов. И хотя в полную силу работал только механический цех, квалифицированных кадров не хватало. На заводе числились в основном женщины и подростки.

Той же весной  Антонина Анурова учеником токаря впервые встала к станку, на смену ушедшему на фронт мужу. Ей предстояло выполнять операцию по проточке корпуса мины.
Вспоминает, как в первую смену, при задании 350 штук, она осилила только 100. Во вторую – 150. А в третью смену уже справилась с заданием и впредь его перевыполняла. Работали, не жалея сил, по 12 часов, порой ночуя в цехе.
А дома Антонину ждали две маленькие дочери, Рая и Галя, с которыми она делила свою хлебную пайку.
- Я была сильная и ловкая, поэтому быстро освоила все токарные премудрости, - говорит Антонина Яковлевна.

Но трудно представить, как хрупкие девушки и женщины могли до пятисот раз в смену поднять, установить на станок, закрепить, обработать, проверить, затем снять чугунную заготовку весом в десять килограммов. Поистине, в тылу было не слаще, чем на фронте.
- Всем было трудно., - продолжает моя собеседница, - у меня осталось всего двое. У других по трое, а то и четверо ребятишек. А какой маленький мальчик Миша Лазарев у нас в цехе работал! Ему ящик под ноги подставляли, чтобы он мог дотянуться до ручек управления. Или девчонкам по 16 лет, а они у станков…

Пулемётчик Михаил Ануров, любимый муж и отец её дочерей, с войны не вернулся, погиб на поле боя от потери крови, защищая город Выборг в 1944 году.
И бледная от недоедания и непомерного труда, Антонина становится донором, регулярно сдаёт свою кровь, чтобы, возможно, спасти чью-то жизнь там, на фронте.
Напряжённые будни, чувство усталости после смены, а также ощущение моральной поддержки своих подружек по цеху давали облегчение сердцу и силы для дальнейшей жизни.

Весна сорок пятого принесла, наконец, долгожданную победу, этот великий «праздник со слезами на глазах», ради которого тысячи мужей, отцов, сыновей и братьев по всей Европе остались лежать в безымянных могилах.
Митинг организовали прямо в цехе, в два часа ночи. Начальник цеха, Николай Фёдорович Бодров, обратился к работницам:
- Дорогие мои… Я знаю, как вы трудились, как, бывало, падали, теряя сознание… Знайте, это и ваша великая победа! Спасибо вам, наши дочки! – и низко поклонился. Женщины заплакали.

После окончания войны в механическом цехе работали пленные немцы. Здесь они были вовсе не страшные. Наоборот, аккуратные, культурные, внимательные, хорошо разбирались в машинах, помогли освоить молотилку… Запомнились двое: Хук и Бауман. Один из них даже пожалел Антонину:
- Мы своим паненкам не разрешаем так много работать!
- Я бы тоже, может быть, с удовольствием дома уют наводила. Но вы ведь убили моего мужа, и теперь мне надо работать за двоих, - не осталась в долгу Антонина.
Немец стал божиться, что он никого не убивал, а товарищ за его спиной кивал Ануровой, мол, правильно, молодец, хорошо ответила. И при этом верилось, что были среди немцев антифашисты, и им стыдно теперь за причинённое людям зло.

Постепенно на старейшем заводе Рязани вернулись к выпуску мирной продукции. Валы, подшипники, различного вида крышки для картофелекопалок, сажалок, сортировок вошли в список деталей изготовления. Нужно поднимать страну из руин, обеспечивать хозяйства хорошими, надёжными машинами. И здесь опыт, ловкость и трудолюбие Антонины Яковлевны были использованы сполна. Теперь уж верилось в скорую победу и на трудовом фронте.

В 50-е годы в цех завезли новые станки. Управлять ими – одно удовольствие. Антонина освоила их все. На каждом могла поставить автограф. Прежде чем точить новую деталь, она, изучив её по чертежу, бежала в сборочный цех – посмотреть, где её место в машине. И, конечно, испытывала настоящую гордость от того, что их знаменитая сортировка получила медаль на Международной выставке.   

После смены металлообработчики  регулярно повышали своё мастерство, знакомились с конструкциями новых машин, которые предстояло выпускать заводу…
Но, по старой памяти, наверное, доставались на долю Антонины Ануровой самые тяжёлые и сложные детали. А почему? Никто из токарей не мог их качественно проточить.

Как-то, после нескольких дней отсутствия, что случалось крайне редко, Антонина Яковлевна обнаружила возле своего станка недельный запас карданных валов. В чём дело?
- Извини, Анурова, пропадаем. Все валы запороли, сборка остановилась, тебя ждём! – прояснил ситуацию мастер.
Вот так. Очень много пришлось исправлять чужого брака. А это сложнее, чем точить деталь с черновой заготовки.

Много позже, ближе в пенсии, согласилась Анурова стать токарем-наладчиком, а ещё позднее – токарем-наставником. С того момента и не расставалась  молодёжью.  Очень нравились ребята и девчата, кто быстро схватывал главное, чей резец уверенно скользил по металлу, снимая тонкий слой стружки. А если не получалось, то едва хватало терпения, чтобы не отодвинуть «неумеху» в сторону и не проточить деталь самой. Ведь это так просто.

Помимо работы в цехе закружил Антонину водоворот общественной жизни. Далеко не каждый мог и желал после смены беспокоиться о чужих стариках и детях, общежитиях и пионерских лагерях, о порядке во дворах и подъездах. Анурова беспокоилась. Поэтому регулярно избиралась членом заводского комитета. А с 1957 года – депутатом городского и областного Советов народных депутатов. Ей посчастливилось побывать в числе делегатов ХШ съезда профсоюзов и ХХШ съезда КПСС в Москве.

Если бы довелось прожить ещё одну жизнь, ничего не стала бы менять. А больше всего радуется Антонина Яковлевна тому, с какими замечательными людьми свела её судьба:
Любовь Ивановна Кондрашова, Ольга Андреевна Кашаева, Мария Ивановна Медина, Нина Серафимовна Самсонова… С ними делила беды свои и радости.
Анна Петровна Молчанова, Надежда Егоровна Воеводина, Виктор Алексеевич Кривандин, Юрий Алексеевич Горемыкин, старший мастер Леонид Иванович Ларионов, секретарь парткома Анатолий Андреевич Пестряков, мастера Володя Рясский и Вася Пылёв – без их помощи достигла бы она признания?!

Наиболее яркое впечатление в жизни Антонины Ануровой  – присвоение звания Героя Социалистического Труда в 1960 году. Не ожидала она для себя столь высокой оценки. Волновалась там, в Москве, словно сдавала сразу несколько экзаменов. А вокруг – такие же герои, некоторые из Рязанской области. Одних она знала, о других слышала по радио. И почему-то награды им воспринимала как должное. А себе… «Что я особенного сделала? Ну, работала, как все… Возможно, чуть больше».
Но, тем не менее золотую медаль «Серп и молот», орден Ленина, малую серебряную медаль ВДНХ, почётную медаль Советского фонда мира в те годы просто так не давали.

И жили Герои Социалистического Труда не богаче обычного горожанина. Отдельную благоустроенную квартиру Антонина Яковлевна получила от «Сельмаша» в 1971 году, когда дочери, одна за другой, собрались замуж, и мать схватилась руками за голову: где взять деньги на приданое!

Антонина вторично замуж не выходила, одна дочек вырастила. Сейчас у  неё пятеро внуков и столько же правнуков. У них, слава Богу, всё нормально. Бабушку уважают. А это – главное.

Решением Рязанского городского совета народных депутатов от 27 мая 1987 года Антонине Яковлевне Ануровой присвоено звание «Почётный гражданин города Рязани».

26 февраля 2002 года А.Я. Анурова скончалась после тяжёлой болезни.
Похоронена на Скорбященском кладбище.

Очерк опубликован в книге «Почётные граждане города Рязани» 2002 г.         


Рецензии
Годы войны-это время героев, и на полях сражений, и в тылу.
Спасибо за рассказ!

Светлана Митина 2   19.02.2024 10:53     Заявить о нарушении
На это произведение написано 46 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.