15. Грех Моше

Первого нисана 2487 года евреи пришли в пустыню Цин и разбили лагерь в Кадеше. А 10 нисана умерла Мирьям и исчез колодец, который перемещался по пустыне вслед кочующим сыновьям Израиля. Вскоре люди, изнывая от жажды, окружили Моше и Аарона и стали требовать воду.
    
– Для чего вы привели общество Господне в эту пустыню, чтобы умереть там нам и скоту нашему? И зачем вы вывели нас из Египта? Чтобы привести нас на это место дурное? (Это) не место посевов и инжира, и винограда, и гранатовых яблок; и воды нет для питья! – кричали они наперебой.
   
Перепуганные вожди укрылись в Шатре Откровения. И тут Господь пришел им на помощь. Он повелел взять посох, выйти к народу и у скалы просить для них воду. Однако Моше что-то не так понял. Подойдя к скале, он саданул по ней посохом, и полилась вода. Богу такие действия очень не понравились.
    
– За то, что вы не поверили Мне и не дали явить Мою святость на глазах у сынов Исраэля, – сказал Бог Моше и Аарону, – не введете вы собрание это в  землю, которую Я дал им! (Чис. 20:12).
    
Вот только с этого момента была окончательно решена судьба Моше и Аарона.
    
Это одно из таинственных мест Торы. Вызывает немалое удивление несоразмерность проступка и наказания. Пусть что-то недопонял Моше, или просто хотел как лучше. Он не просто провозгласил, что сейчас, мол, из этого места польется вода, но и ткнул посохом своим, точнее обозначая нужное место. Тем более, что подобная ситуация уже случалась в пустыне. Только в самом начале, когда евреи только вышли из Египта.

Дело  было в Рефидиме 23 ияра 2448 года. Изнуренные жаждой евреи окружили Моше и в ультимативной форме потребовали: «Дай нам воды напиться! Зачем ты вывел нас из Египта – чтобы уморить нас и детей наших, и скот наш жаждой? Если Бог среди нас или нет?!» (Исход 17:3). «Еще немного – и они побьют меня камнями!» – испугался  Моше и воззвал к Богу.

В тот раз Господь повелел Моше взять посох и ударить по скале, на которую Он укажет. Моше все так и сделал, и евреи получили воду.

За что же так разгневался Бог на него в этот раз? Вполне понятен был бы гнев Создателя, если бы Моше огрел палкой по спине какого-нибудь нерадивого из окружения своего, или, даже осла, заупрямившегося в дороге. Но камень?
    
Обвинение Бога: «за то, что вы не поверили Мне», вызывает еще большее удивление. Это кому сказано? Моше? Как он может поверить или не поверить Богу, с которым он находится практически постоянно в прямом общении? Разве мало чудесных событий случилось при исходе и во время пребывания евреев в пустыне? Почему в таком пустячном деле, Моше вдруг усомнился в могуществе Бога Израиля? Нет, что-то здесь не так.
    
Давайте еще раз внимательно посмотрим, как описан эпизод в Торе. Перепуганные Моше и Аарон, спасаясь от разгневанных израильтян, требующих воды, укрылись в Мишкане. Тут и пришел им на помощь Бог.
      
– Возьми посох и собери общину, ты и Аарон, брат твой, и говорите скале на глазах у них, и даст она воды свои, и ты извлечешь для них воду из скалы, и напоишь ты общину и их скот.
    
И что делает Моше? С посохом в руке выходит Моше к народу и говорит:
    
– Внемлите же, глупцы (1)! Из этой ли скалы извлечь для вас воду?
    
Что происходит с Моше? Как он мог так обратиться к сыновьям Израиля? Это крайняя степень гнева или начало восхищения величием своим?
    
И после этих слов, он в ожесточении дважды бьет посохом по скале. Обратите внимание: Моше никак не упомянул в действиях своих по добыванию воды Бога, по слову которого в тот момент пошла вода.
    
Со стороны все представляется так. Моше, посвященный во все таинства магии и колдовства еще египетскими жрецами, у которых он одно время был для учения, берет волшебный посох (а то, что посох волшебный, израильтяне не раз видели своими глазами), и, очевидно, произнеся про себя заклинание, на глазах у народа лишь бьет посохом по скале. А Бог – Он тут и совсем ни при чем.
    
А может быть, все именно так и было? И тогда совершенно понятным становится обвинение Бога, что Моше не поверил Ему. Об этом же свидетельствует и вторая часть обвинения Бога: «и не дали явить Мою святость на глазах у сынов Исраэля». И тогда проступок Моше становится действительно серьезным.
    
Раши, естественно, оправдывает Моше. По его версии, когда Моше вышел к народу, чтобы исполнить повеление Бога, он несколько растерялся, потому что «не узнал» нужную скалу. А не узнал потому, что она «отступила и спряталась» среди других скал. Потому и спросил Моше в нерешительности «из этой ли скалы извлечь для вас воду?».
    
Моше не знает, из какой скалы должна пойти вода. В тот первый раз, в Рефидиме, над нужной скалой появился облачный столп, примерно такой, какой шел впереди сыновей Израиля в пустыне. Но в этот раз ничего подобного не было. И, естественно, Моше совершает ошибку. Нужно просто «сказать скале». А он бьет ту, что попадает под руку. После первого удара из скалы выходит лишь несколько капель. Почему? Да потому что скала не та. Тогда Моше бьет второй раз и в этот миг не та скала, заменяется на ту, что нужно, она трескается, и народу является долгожданная вода.

Раши дает интересное объяснение развитию событий. Но нет ответа на вопрос: а почему вдруг скалы устроили игру в прятки с Моше? И если со скалой нужно только говорить, зачем Моше нужен был посох, который хранился в Мишкане?

Совершенно иное объяснение событиям и сути прегрешения Моше предложил рабби Моше бен Маймон. И Рамбам был совершенно уверен в своей правоте, отметая доводы других комментаторов. Все дело в том, что Моше разгневался на народ, а человеку подобного духовного уровня вообще не пристало проявлять гнев по какому-либо поводу. Тем более, что и повода, по мнению Рамбама, не было.

«Как же он мог проявить перед ними гнев – одно из самых дурных качеств человеческого характера?!» – сокрушается Рамбам.

Мало того, видя гнев Моше, народ сделал неверный вывод, что это якобы сам Господь гневается на них. А это уже прямая хула на Бога. Не со стороны народа, естественно, но со стороны Моше, проявлением неправедного гнева введшего в заблуждение сыновей Израиля. И это серьезный аргумент.

Но Рамбан (рабби Моше бен Нахман) не согласился ни с тем, ни с другим.

– Он нагромождает заблуждение на заблуждение! – охарактеризовал рассуждения Рамбама Рамбан.

Моше совсем и не гневался в данной ситуации, утверждает Рамбан. Да, бывало Моше и проявлял гнев, но только не в данном случае. А то, что он выразился не совсем подобающим образом: «внемлите же, бунтари», так то не от гнева вовсе, а в укор нетерпеливому народу. А что касается Аарона, тот совсем нигде и никогда и ни по какому поводу не проявил гнева.

Есть в этой истории еще одна неприметная на первый взгляд деталь. Все бунтари против Моше были еще того поколения евреев, которые вышли из Египта. И все описанные случаи недовольства вождем случились в первые два года пребывания в пустыне.

А эта история произошла на сороковой год, когда из тех людей уже никого не осталось. Они все умерли, потому что Господь после истории с разведчиками, объявил, что никто из них не войдет в землю Обетованную.

Когда в тот, первый раз, евреи требовали воды у Моше и упрекали его, Бог очень сильно разгневался на народ. Наказание последовало немедленно. Явился Амалек и бил сыновей Израиля.

А теперь люди новой генерации принялись за старое? А самое  главное, почему Бог никак, на первый взгляд, не отреагировал на «бунт»? Т.е. Он отреагировал, но совершенно необычно: наказав Моше и Аарона. Прежде никогда Бог не обвинял Моше в прегрешениях народа.

Рамбан, обсуждая слова Бога, приведенные в книге Дварим, «За то, что вы явили неверность Мне в среде сынов Исраэля при водах распри в Кадеш, в пустыне Цин; за то, что вы не явили святость Мою  среди сынов Исраэля» (Втор. 32:51), дает еще одно объяснение.

Когда Моше говорил «из этой ли скалы извлечь для вас воду?», он «забыл» упомянуть, что, именно, Бог извлечет. А получилось у Моше, что он сам своим могуществом (колдовством) извлечет. В Рефидиме весь народ увидел столп над нужной скалой, в этот же раз никто и ничего не видел. И люди так и решили, что Моше с Аароном продемонстрировали им «тайную мудрость». А так как на самом деле воду извлек Бог, получилось, по мнению Рамбана, что Моше и Аарон «использовали высшую святость в личных целях». А это есть измена. Вот в этом и заключается грех Моше.

Однако Рамбан это событие все же назвал «одной из величайших тайн Торы». Вот, например, остается загадкой, почему в этот раз Бог «не захотел» указать нужную скалу?

А самая большая тайна заключена в двух ударах, нанесенных Моше по скале. После первого удара, когда появились несколько капель воды, Моше был поражен увиденным. Очевидно, на миг он решил, что с посохом что-то не так, поэтому он ударяет еще раз. Другими словами, Моше «забыл», что не посох извлекает воду, а сам Всевышний. После первого удара ему нужно было бы «остановиться» и подумать, что случилось, что и где он сделал не так. И наверняка он бы понял свою ошибку и исправил ее. Но он в запале, как после осечки при стрельбе, еще раз «жмет  на курок». Потому и услышал слова: «за то, что вы не доверились Мне».

По словам мудрецов, «Моше совершил действие (ошибку?) космического масштаба – и как когда-то один поступок Адама изменил всю судьбу человечества, так теперь поступок Моше определил судьбу народа Израиля» (2).

И самый неожиданный вывод из «двух ударов» Моше – он спас, таким образом, народ Израиля от уничтожения (!). Потому что духовный уровень народа перед вступлением в землю Обетованную оказался недостаточной высоты. Поэтому они (напомню, уже совсем другие люди) опять взбунтовались. А почему ответственен за это Моше? Потому что он был главой поколения, как, впрочем, и Аарон, а сказано, что «глава поколения представляет все поколение», поэтому грехи поколения часто взыскиваются с праведников и вождей. Вина Моше и Аарона в том, что они не смогли новое поколение, уже сформировавшееся в пустыне и не знавшее всех прелестей (и разрушительного влияния на душу) египетского рабства, поднять на такой духовный уровень, который был необходим для вступления в Святую землю.

Самое трагичное то, что это было все предопределено и известно еще при рождении Моше. Когда он появился на свет, египетские звездочеты-астрологи указали фараону, что спаситель Израиля погибнет от воды. И фараон приказал топить младенцев мужского пола. И совершенно напрасно.

А Моше таки «погиб от воды». Только водой этой оказались – Воды Раздора (Мей Мерив – на иврите), случившиеся в пустыне Цин неподалеку от Кадеша.

А каким же образом этот «грех» Моше спас народ? Объясняют мудрецы (и согласен также Рамбан), что именно Моше предназначено было построить первый Храм, если бы он вместе с народом вошел в землю Обетованную.  А то, что возведено Моше нельзя было разрушить. Но евреи стали бы вести себя так, как они стали вести, за что лишились Храма. И потому Всевышний вынужден бы был уничтожить их. А Храм бы остался.

Но Моше «согрешил», и в наказание умер в пустыне, а евреи, какие есть, вошли в землю, и Храм был построен через четыре сотни лет царем Шломо.

В конце концов, Храма больше нет, а евреи остались, их спас Моше дважды ударив посохом в скалу.


Иллюстрация: Полотно французского живописца Никола Пуссена (Nicolas Poussin, 1594 – 1665) «Моисей, иссекающий воду из скалы».

(1)Обычно переводят, как «непокорные» или «строптивые». Но Раши указывает и на возможность подобного понимания присутствующего в оригинале слова.

(2)Из примечаний современного издания комментария Рамбана к книге Бемидбар на русском языке.


Рецензии
Здравствуй, Яков!
На днях прочитала, что в Израиле обнаружена сенсационная находка, которая перепишет историю человечества и подтверждены доказательства исторической реальности царей Давида и Шломо. Кроме того, относительная точность указания в ТАНАХе границ созданного Давидом еврейского государства считается научно доказанной. Спор теперь идет только о деталях - действительно ли власть царя Давида распространялась на Сирию, Аммон и другие окрестные государства; в самом ли деле Соломон был так богат и мудр, как это описывается в ТАНАХе, и т.п.
Возможно, тебе это пригодится для своих работ. Вот сноска:
http://isralove.org/load/2-1-0-53?utm_source=email
С Уважением,

Ирина Алешина   12.09.2019 21:15     Заявить о нарушении
Привет Ирина!
Прочел, спасибо.
Я шо-то так зашился по жизни, слов нет.
Серьезные задумки ждут меня, я меня нет.
Иногда балуюсь на странице Якова.
Написал об одной отмороженной дамочке из Германии "осторожно! нацисты на Прозе". В рейтинге дошел до 6 места (небывалый случай для меня). И снесли. Все равно повешу, чуть изменив.
Щас все читают "Несчасную Украину". Жду, когда снесут.
Яков.

Кот Базилио 2   13.09.2019 19:01   Заявить о нарушении
Да. По тексту.
Не сильно удивлен.
Если Создателя нет, то и Слова его нет (Торы), и Давида нет, и Шломо нет. Ничего нет. Одни обезьяны и клоуны.
Ну, и наоборот.
Яков.

Кот Базилио 2   13.09.2019 19:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.