1 начало

               
                начало

   Существуют мемуары врачей, моряков, воинов всех мастей, путешественников и писателей, разведчиков и шпионов, космонавтов и различных председателей и секретарей…. Особенно много пишут о себе артисты. Все они так много пережили…
Но совершенно нет никаких книг о рабочих. «Семья Журбиных» только и всплыла в памяти. Но она настолько уже устарела! И мне пришла в голову мысль описать самого себя, любимого, в роли электрика захудалой ТЭЦ. И пусть те несколько десятков читателей «прозыру», что заходят на мою страницу узнают, что такое профессия электрика. Не электронщика, что звучит гордо, и не энергетика, что конечно престижнее, а просто рядового электрического цеха.

   Году в восемьдесят пятом я решил зарабатывать длинные рубли. Квартира уже была мной вырвана у системы и вот- вот должно было состояться переселение в трёшку. Документы на квартиру были железные, дом уже стоял и мне не терпелось уйти с обрыдлевшей работы, где получал тычки и зарплату в 150 рублей. Плюс премия. А на ТЭЦ мне гарантировали 270. Огромные деньги!
   И вот я уже переговорил с мастером, рабочие в цехе подтвердили обещанное  им, начальник цеха подписал… Вот я уже электрослесарь 5го разряда.
   Медкомиссия подтвердила годность и кладовщица Зина выдала мне сапоги и прочее, что полагается рабочему. Инструктировали меня все! Начиная со старшего мастера Гуренки, до производителя работ – такого же работяги, только с правом работать самостоятельно. Я же, пока не был проинструктирован, не имел права даже отвертку в руки взять. Вообще, ни ранее, ни позднее я не встречал организаций так недоверяющих своим «кадрам». Может быть в космонавтике или в медицине так же любят инструктировать и подписывать инструктируемым  и инструктирующими  различные журналы и бланки? Там не был, но вот в Германии, например, вообще нет медкомиссий и инструктажей. Такое у меня создалось впечатление после смены десятков мест работы.
   
   Я, для начала, сдал два экзамена по правилам безопасности и по правилам эксплуатации электроустановок. И меня определили в бригаду подстанции 110 кв. Без права брать в руки топор, зубило, и такелаж… Чтобы работать зубилом нужно знать углы заточки его, и иметь право работать на наждаке и сверлилке. И так по каждому инструменту. Смех конечно, но вот такая опека и перестраховка в самых малых делах. Надеюсь теперь, спустя тридцать лет, уже не нужно знать, как изолировать кембриком стержень отвертки и подписывать ЭТО в особом журнале.
   Бригада наша была занята, на тот момент, перекаткой здоровенного трансформатора с территории подстанции за её ворота. Сгорел он что ли? Мы с утра курили – это обязательная процедура после планёрки – сосредотачивались и концентрировались перед рабочим процессом. Так, наверное, формулировали конторские. А покурив, брали ломы и топоры и выходили на перекресток рельс. Был апрель и, оттаявшее за день, замерзало ночью. Замерзала лужа через которую пролегали рельсы и на которые нам нужно было выкатить из тупика трансформатор. Потом развернуть его домкратами и дальше уже катить за ворота. Транс весил тонн тридцать.
   Полмесяца мы ежеутренне долбили лёд и успевали к вечеру так мало, что наш мастер Семёныч только головой крутил. Но помалкивал – знал, собака, что мы стараемся зря. Ведь выкатив аврально и рвя пупы, мы потом пол-лета видели, как сквозь трансформатор тот клятый прорастал тальник.

    Но вот наступили тёплые дни, и можно было приступать к загоранию на подстанционной травке, попутно протирая изоляторы от въевшейся в неё пыли и дыма заводов. Мыли щёлочью. Голыми руками.
   Наш бригадир Володя Кузякин засобирался уходить в шофера к своей жене – бизнесменше. Уже начали они появляться - бизнеследи. И нашу бригаду временно расформировали. Я попал на топливоподачу. Действительно «попал». Влип то есть. Нужно сказать, что работа электрослесаря не может нравиться. Никому. А уж на топливоподаче или в котельном цехе настоящий ад! Там вообще отсутствует белый цвет, а света солнечного тоже нет. Стены чёрные, окна, если они не забиты фанерой, то тоже чёрные. Электрический свет присутствует. Где-то всегда вдали и не там где тебе нужно работать шает стапятидесятиватная лампочка. На ней шапка золы или угольной пыли. А если на ней  есть бронированный стеклянный колпак, то он забирает весь свет и перегревает лампочку, отчего она быстро перегорает и тогда ваще мрак…. Под ногами угольная пыль и рядом всегда опасность – или летит лента конвейера или нечаянная ступенька, а может даже быть и колодец. По стенам всегда висят кабеля. Внутри токи! Как они влияют на человека никому не известно. Если известить, то придется платить вдвое. Поэтому никаких исследований!


Рецензии
Спасибо Юрий! Если конечно Вам интересно моё мнение?! 1) Вы с Урала-Сибири, я так думаю? 2) Не мешало бы поставить всё Ваше с головы на ноги: начало в начале и тд. Конечно потребуется время, но... 2) Это как-то не очень? "Сгорел от что ли?" Да, я понимаю глаза замыливаются, сам грешен... Я периодически читаю своё и ошибки вылезают, всякие идиотские обороты и тд. 3) Я понимаю, для Вас согревающие душу мемуары, а как читателю? Много подробностей для простого смертного как-то не очень... Как-то давненько состыканулся я здесь с пацаном (начинающим писателем). Там много о чём говорили... Но один момент: "Моя бабушка... и далее идёт Имя, Фамилия, отчество... год рождения..." Вы поняли? Кому это нужно такие подробности? Если они никак и не на что не влияют?! Конечно тому кто работал в Ваших условиях-бальзам на душу... А остальным 99,9% читателей?!! Мне один из наших, капитан дальнего плавания жаловался, типа мариманы требуют от него всё подробно!!! Со всеми мариманскими понятиями-словечками, а простые тётьки и дятьки требуют словарь с переводом всей этой морской лабуды?!! :-)) Я ему посоветовал написать в двух вариантах!!! Для мариманов и для простых смертных!
У Вас может не так замысловато, но тоже... Надеюсь без обид??? Мы здесь как в бане-все равны и делить как бы нечего?!! Всего доброго и с большим уважением!!! Как-никак коллеги!!! :-))
P.S. Сразу всё Ваше не получится... У меня инет на несколько человек, увы!

Владимир Сысолятин   19.08.2020 08:36     Заявить о нарушении
Да какие обиды, Владимир!
Переделывать лень... да и забывать начал. Эмоции остались и сожаление. Был я на той ТЭЦ в прошлом году. Все по прежнему....

Юрий Игнатюгин   06.11.2022 00:15   Заявить о нарушении
Спасибо Юрий! Я так удивился тому как Вы быстро отреагировали... :-)) У меня всё ПО-ПРЕЖНЕМУ! Практически все темы технические... Пишу так как будто первый раз вижу?! Это о том чему нас как бы учили... Тема относительно большая, об СВЧ+++... Заодно узнаю о писателях халтурщиках! Две книги. Одна учебник, вторая как бы университетский научный труд?! Один в один, слово в слово, даже номера страниц совпадают!!! :-)) Кто у кого слямзил??? Если уж "официальные" авторы таким занимаются, то уж интернет-раздолбаям сам Бог велел... Я то пытаюсь практически на пальцах рассказать простым людям о сложном... Популяризатор стало быть... Как пример: СВЧ-печь! Сколько всяких страхов про облучение, рак... А, то, что мобильники целыми днями у башки держат, это нормально! А ведь частоты те же, что и у печи, с небольшой разницей... А, чем те хонурики занимаются переписывая друг у друга всю эту лабуду?!! Встретил вчера своего коллегу по прежней работе: http://proza.ru/2018/07/01/280 Разъелся до дальше некуда! Я конечно наехал на него типа чего ты так разожрался?.. А, это, как его, куртка такая... Ну, да! Я так и понял, что куртка?.. Охранником работает. Ну очень тяжёлая работа судя по девятимесячному виду!!! :-)) Спасибо Юрий! Рад был Вас видеть!!! С уважением!!!

Владимир Сысолятин   06.11.2022 06:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.