Дело Однокозова. 3. Новое обвинение. 1939 год

3. НОВОЕ ОБВИНЕНИЕ. 1939 г.

Новое обвинение перечеркивало полуторагодичную работу следствия. Предстояло все начинать сначала: проводить допросы и очные ставки, собирать характеристики, справки и так далее. А для Однокозова и его подельников – трата нервов, здоровья, испытание характеров, переживание родных.

13 апреля 1939 года Однокозова привели в кабинет оперуполномоченного 4-го отдела УГБ УНКВД по Орджоникидзевскому краю Шепеля. Начался очередной допрос, составление новой анкеты, другие процессуальные действия.

В анкетных данных о месте рождения А. Г. Однокозов по-прежнему указывал станицу Советскую Орджоникидзевского края. Место проживания семьи – г. Пятигорск.  В сведениях о составе семьи указал два человека: жену – Таисию Ивановну и дочь – Нинэль, 12 лет.

Однокозов попросил оперуполномоченного внести в анкету сведения о своем награждении Грамотой ВЦИК, и дал показания о своем участии в гражданской войне, службе в Красной Армии:
- С 1918 по 1919 годы я состоял бойцом в партизанском отряде товарища Кучуры, участвовал в боях под станицей Прохладной. В Красной Армии служил с 1919 по 1923 годы. До 1922 года служил рядовым, затем – политруком.

***

Кучура Владимир Иванович родился в 1885 году в станице Государственной Терской области, в семье бедного казака. До Октябрьской социалистической революции был учеником в ремесленной школе, затем работал на Грозненских нефтепромыслах. В годы первой мировой войны находился на фронте. В начале 1916 года бежал из армии, за что преследовался военно-полевым судом. В период февральской буржуазно-демократической революции находился в станице Государственной, где принимал активное участие в переделе земель помещиков и наделении землей малоземельных.

В марте 1918 года был избран делегатом и участвовал в работе 2-го съезда народов Терской области, на котором была провозглашена Советская власть на Тереке. В этом же году вступил в партию большевиков. Будучи уполномоченным Совета народных комиссаров Терской Советской республики, в марте-мае 1918 года принимал активное участие в становлении Советской власти в казачьих станицах Моздокского и Кизлярского округов.

В июне 1918 года В. И. Кучура организовал крупный красногвардейский отряд из числа революционного казачества и иногородних крестьян станицы Государственной. Красные войска под его командованием успешно громили белые банды на Георгиевском и Невинномысском боевых участках.

О событиях того времени сохранились воспоминания Каторгина Ивана Михайловича, 1900 г. рождения, уроженца села Солдато-Александровского, рядового краснопартизанского отряда В. И. Кучуры: «…В августе 1918 года в наше село прибыл революционный отряд из станицы Государственной, состоявший исключительно из молодежи. Возглавлял его казак Владимир Иванович Кучура. Он и его товарищи призывали жителей села вступать в отряд для борьбы с контрреволюцией. Молодые крестьяне живо откликнулись на этот призыв. В отряд вступил и я. Сначала служил коноводом, а потом мне вручили боевое оружие, я стал бойцом.

Впервые участвовал в бою около экономии помещика Карпушина, где отряд Кучуры вступил в схватку с зажиточными казаками из станиц Государственной, Прохладной и других. Победу одержали красные. Это окрылило нас, вселило в каждого уверенность, помогло нам в дальнейших сражениях.

В октябре того же года меня и других бойцов послали на курсы красных конников в г. Святой Крест. Там нас приписали к 3-му Коммунистическому полку 1-й Святокрестовской дивизии, которой командовал Чугуев. Здесь под руководством опытных командиров мы и овладели искусством красных кавалеристов…»
Надо полагать, что в это же время в краснопартизанском отряде В. И. Кучуры состоял его земляк, 15-летний Алексей Однокозов.

После отступления XI армии на Астрахань В. И. Кучура был командиром отдельного кавалерийского дивизиона при 34-й дивизии, действовавшей на Волге в районе городов Астрахани и Царицына. 28 июля 1919 года в бою под Черным Яром он был тяжело ранен и отправлен в Астрахань на излечение. По выздоровлении его назначили командиром кавалерийского дивизиона отряда особого назначения в составе XI армии. В феврале 1920 года, находясь на посту начальника левого боевого участка, принимал активное участие в очищении от белых банд г. Святого Креста, Георгиевска, Моздока, Пятигорска.

В конце 1921 года Терский комитет РКП(б) направил В. И. Кучуру на работу в Комиссариат внутренних дел Горской Советской республики. В 1922 году он работал в должности председателя Советского, затем Прохладненского волостных исполкомов, а в 1923 году – начальником Георгиевского уездного земельного отдела.

В 1931 году, после окончания Новочеркасской сельхозакадемии, В. И. Кучура был направлен на строительство Терско-Кумской ирригационной системы, где работал в должности заместителя начальника строительства. В 1939 году принимал участие в строительстве Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве. После закрытия выставки возвратился в Ставропольский край.

В августе 1942 года В. И. Кучура, в связи с угрозой немецкой оккупации, эвакуировался в Узбекскую ССР, где работал начальником отделения Северо-Ферганского канала. В марте 1944 года был отозван партийными органами из Узбекистана в Ставропольский край на восстановление Терско-Кумской ирригационной системы. После 1953 года находился на хозяйственной работе в г. Пятигорске. Почетный гражданин г. Пятигорска.

***

Допрос Алексея Однокозова продолжился.
- А теперь, гражданин политрук, расскажите подробно о вашей трудовой деятельности, - попросил оперуполномоченный Шепель.

Для Однокозова не составило большого труда рассказать о своем, пока что небольшом, трудовом стаже. Он начал медленно диктовать следователю историю своей рабочей биографии, комсомольской и хозяйственной карьеры:
- Моя самостоятельная трудовая деятельность началась в 1923 году. Первое время, примерно с год, я работал вальцовщиком на мельнице в селе Нины Архангельского района. В 1924 году в феврале месяце уездный комитет комсомола направил меня в село Воронцово-Александровское на должность секретаря волостного комитета комсомола. Затем, там же, с организацией районов я работал секретарем райкома комсомола до 1928 года.

Шепель:
- Сразу скажу вам, гражданин Однокозов, в вашей биографии есть нестыковки. В 1923 году еще не было Архангельского района, а существовал Прикумский уезд. Скорее всего, вы работали на мельнице в селе Нины Архангельской волости Прикумского уезда. Районирование Ставропольской и Терской губерний проводилось в начале 1924 года. Следовательно, с весны 1924 года вы работали секретарем Воронцово-Александровского районного комитета комсомола.
- Может быть! Я был молод и не вникал в суть административных реформ.

- А в рядах ВЛКСМ, в какие годы состояли?
- В комсомол я вступил в 1920 году, сразу же, как Ставрополье освободили от белых и в губернии стали создаваться первые комсомольские ячейки. Так что, я один из первых ставропольских комсомольцев. Выбыл из комсомола в конце 1927 года.

- Ясно! Продолжайте.
- В начале 1928 года по решению районного комитета ВКП(б) меня направили на работу в Воронцово-Александровский «Райкоопхлебсоюз», где меня избрали председателем правления. Проработал я там не много, месяцев шесть, после чего правлением «Хлебоцентра» был направлен на 4-х месячные курсы по повышению квалификации. Учеба проходила в городе Москве. Получив свидетельство об окончании курсов, получил направление в город Георгиевск на должность председателя правления Райполеводсоюза. Этой работой занимался примерно с год. В начале 1930 года окружной комитет ВКП(б) перебросил меня в город Пятигорск на должность члена правления Терского окружного Полеводсоюза.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...


Рецензии
Владимир, вы прибавили значительно. Лаконично, без воды, точно!.. С уважением...

Серафим Григорьев   12.02.2015 22:10     Заявить о нарушении
Спасибо!

Допишу книгу к дню Победы, осталось две главы, и хорош!
Хватит глаза ломать!

Владимир Пузиков   12.02.2015 23:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.