Опережая время

Можно ли опередить время? Наивный вопрос? Эйнштейн учил, что все относительно. Но это в межзвездном пространстве, при огромных скоростях. А как в повседневной жизни?
Самолет ТУ-154 рейсом Хабаровск-Братск-Свердловск вылетел строго по расписанию.  Василий Трогов возвращался домой в республику Коми. В Свердловске пересадка, и далее до Сыктывкара. Но вот незадача – рейс из Хабаровска прибывает в аэропорт Кольцово в четырнадцать часов московского времени и рейс до Сыктывкара отправляется в это же время. Только один рейс в сутки и никаких вариантов. А это значит, сутки болтаться в аэропорту. Гостиница, скорее всего, забита до отказа, а в город выбираться нет смысла. Короче, тоска зеленая.
Погода стояла изумительная. Братск встретил настоянным ароматом  величественных сосен. Стоянка  лайнера для дозаправки и техобслуживания по меньшей мере час-полтора и пассажиров попросили покинуть самолет. Уже по пути от самолета к аэровокзалу Василий услышал объявление:
- Заканчивается посадка на самолет рейсом Владивосток-Братск-Свердловск. Просим пассажиров пройти на посадку.
Василия как молнией прошибло:
- Это же шанс! Чем чёрт не шутит, нужно попробовать. Вдруг удастся переоформить билет.
Василий быстро нашел необходимую стойку. Регистрация, конечно же, закончилась, но девушка-регистратор ещё не ушла и приводила в порядок документы.
- Девушка, прошу прощения, а на рейс Владивосток-Свердловск есть свободные места?
- Места есть, но регистрация давно уже закончилась.
- Девушка, миленькая, но ведь посадка еще не закончилась. Может можно как-то решить этот вопрос?
Василий быстро объяснил свою ситуацию.
- Ладно, что с Вами поделаешь. Давайте Ваши документы.
Багажа у Василия с собой не было – наплечная сумка и все. Поэтому проблем никаких не возникло.
- Идите за мной.
Сотрудница провела Василия в зону посадки, что-то объяснила коллегам, передала документы и сделала пометки в своих бумагах. А далее случилось то, что Василий будет ещё долго вспоминать с волнением и благодарностью. Уже другая сотрудница, увлекая пассажира за собой, проводит его до самого трапа самолета. Василий такого внимания к своей персоне никак не ожидал. Перевалив Урал из Азии в Европу четырнадцать лет назад, он невольно уже отвык от чисто человеческих отношений к простым гражданам со стороны любых официальных лиц. В европейской части России такое давно кануло в Лету. Чувствуется близость и влияние «просвещённой» Европы.
Этот сюжет Василию показался до боли знакомым из его прошлой жизни, когда доводилось бороздить просторы Азиатского Севера, Якутии, Чукотки, Дальнего Востока. В этих суровых условиях народ теплее, что ли. Сытость и тепличные условия всегда порождают бездушие. А тогда, в шестидесятых и даже в начале семидесятых годов человеческие отношения чаще были на первом месте, а инструкции отодвигались на второй план.
Невольно вспомнился случай, когда в 1968 году из-за непогоды в Якутске задержаны были все рейсы. В аэровокзале скопилась масса пассажиров. Василий с друзьями торопились в Батагай, на Кулар на преддипломную геологическую практику. И вот, только немного распогодилось, первому самолёту дали добро на вылет. Но этим лайнером оказался военно-транспортный самолёт без сидений, с абсолютно пустым фюзеляжем, но управляемый весьма опытным экипажем. Пассажирские рейсы администрация выпускать пока не решалась.
В зал отлета вышел командир этого самолета и объявил:
- Пассажиры, желающие вылететь в Батагай, но без особых удобств, прошу подойти ко мне.
Наши друзья, ни минуты не колеблясь, подошли и протянули свои документы.
- Да не нужны мне ваши документы. Сделайте отметку в регистрации и следуйте за мной.
Молодые геологи никогда не были избалованы особым комфортом бытия, поэтому все восприняли с юмором и веселым задором. Бросили свои рюкзаки  в центре пустого салона, расположились кругом, достали карты, и полёт до Батагая прошёл незаметно. Не обошлось и без перекуса.  «Тормозки» у каждого в рюкзаке были. Нашлись и собственные стюардессы из числа девчонок однокурсниц.
Так же поступили и другие пассажиры, пожелавшие лететь без удобств. Как долго ещё просидели в Якутске пассажиры, не пожелавшие присоединиться, история умалчивает.
Ещё вспоминается случай в Норильске, когда в 1991 году рейс из Красноярска до Хатанги был переполнен до отказа, и билетов на ближайший месяц не было вообще.  А лететь надо. Что делать?
- А вы подойдите к командиру экипажа, может, удастся уговорить. В зависимости от загрузки, он иногда идёт навстречу.
Сотрудница объяснила, где можно найти экипаж. Василий так и сделал. Командир попросил дождаться окончания регистрации и взвешивания багажа и только после этого согласился взять дополнительного пассажира. И, как позже выяснилось, не одного. И даже денег ни с кого не взял. Хотя бы даже символически.
И далее такая картина. Пассажиры самолета АН-24 расселись по своим местам, а в проходе на чемоданах и рюкзаках те, кому мест не досталось. Экипаж, невозмутимо лавируя между тюками и баулами, проходит в кабину самолёта. Прежде чем закрыть за собой дверь, командир оборачивается к пассажирам, окидывает салон своим цепким взглядом и произносит сакраментальную фразу:
- Ну что, граждане пассажиры, если мы  со всем этим д…ом оторвёмся от земли, то до Хатанги долетим точно. Счастливого полёта!
И ведь долетели. Хотя по инструкции ох как не должны были. Знаю, читатель эту ситуацию может оценивать по-разному. Ну, а по мне, человеческого в этом примере больше, чем казённого. Опыт и интуиция в былые времена нередко были выше сухих инструкций.
Как это всё было давно! Сейчас, когда пишутся эти строки, ЧЕЛОВЕК отодвинут на самый задний план действительности. Остались только деньги, деньги и еще раз деньги!  Резко поменялся менталитет, исчезли с лица земли многие географические наименования. Вот и Свердловск в сентябре 1991 года исчезнет с карты России. Переименуют. Можно подумать, от этого  жизнь сразу стала  краше и интереснее.
В Свердловск Василий прилетел ровно за час до отправления рейса в Сыктывкар. С билетом проблем не оказалось. И вот уже объявляют посадку на рейс Свердловск-Сыктывкар. А в этот момент произвел посадку самолет рейсом из Хабаровска и вырулил в аккурат рядом с сыктывкарским самолетом. Василий обратился к сопровождающей сотруднице аэропорта:
- Прошу прощения, я подойду к Хабаровскому самолету? Мне там кое-какие вещи нужно забрать.
- Как? Самолет только приземлился. Трап ещё не подогнали.
- Ну, так получилось! Я там книгу и шляпу на полке забыл.
- ???
Такое же удивление было и у трапа прибывшего самолета. И только пассажиры, узнавшие в Василии исчезнувшего в Братске соседа, понимающе улыбались. При посадке на Сыктывкарский рейс удивление на лицах было не только у сотрудников аэропорта, но и у пассажиров. А Василий, теперь уже в шляпе и с увесистой книгой в руках, невозмутимо поднялся по трапу и занял свое место, согласно купленному билету.



Рецензии