Трижды обманутый, становится мудрым

               
Если  мне скажете, что Вас никогда не обманывали, я точно скажу, это враки. Всех когда-нибудь, где-нибудь, и кто-нибудь, обманывал. Об этом можно знать и не знать, догадываться и не очень. Я и сам довольно часто применял этот способ ради достижения  определенных  целей, а то и ради забавы. Так, еще в далеком детстве я подсунул своей младшей сестре ложку с горчицей, предварительно убедив ее, что в ложке расплавленный шоколад. Это была моя маленькая детская месть за ябедничание моей сестренки.         А разве Вы не подтирали оценки в школьном дневнике? Может, Вы будете утверждать, что не вводили в заблуждение своих родителей ради дополнительных 30 минут гулянки с друзьями? Вот уж точно не поверю. Вообще-то детский обман иногда бывает так мил и наивен, что можно этому посвятить множество страниц убористым почерком. Мне же не терпится поделиться несколькими случаями, когда обман был уже далеко не детским и не шуточным.
   Обман №1
       В десятом классе мы все считали себя уже достаточно взрослыми и самостоятельными, порой  не понимая,  что волосяной пушок  под носом, пачка сигарет  «Шипка» в кармане и серьезное лицо  еще не есть взрослость. Как говорил Олег Янковский словами барона Мюнхаузена или барон Мюнхаузен словами Янковского, точно не помню: «наличие серьезного лица еще не говорит о наличии ума».      Так вот, я, уверенный в себе десятиклассник, поехал в Москву с тридцатью рублями. Во мне теплилась  надежда самостоятельно  купить себе хороший-хороший джемпер. Я уже был уверен, что куплю именно черный джемпер, который в сочетании  с белоснежной рубашкой будет выделять меня среди моих друзей и одноклассников.
     Москва встретила меня радостно и дружелюбно. Мне улыбались троллейбусы, автобусы, трамваи и  реклама в магазинах одежды.  Люди были поскромнее, все куда-то спешили и не улыбались. Вероятно, они меня не знали и не догадывались, что я приехал в Москву покупать джемпер. Мое страстное  хотение покупки доставило меня на Театральную площадь к ЦУМу.  Еще не заходя в ЦУМ, я обратил внимание на женщин, которые предлагали какую-то одежду  входящим в ЦУМ людям. Мое любопытство было столь велико, что ко мне подошли сразу две женщины и, к моему великому удовольствию, предложили  джемпера черного цвета. Все-таки везунчикам везет, подумал я и с радостью отдался сладостным предложениям  женщин, которых в народе в то время называли спекулянты. К сожалению, в период моего созревания, как самостоятельного  индивидуума, в моей голове не было ни крошки мудрости или хотя бы житейской практики. У женщин сразу же нашелся 46-й размер джемпера, который выглядел изумительно в прозрачной импортной упаковке. Отдав 24 рубля, я, счастливый и гордый, как на крыльях понесся к метро «Театральная», мысленно уже одетый в купленный джемпер. Конечно, джемпер, как я полагал, был шерстяной, импортный  и вообще весь из себя.
      Сидя  в вагоне поезда, который нес меня на всех парах в Вербилки, я не удержался и вынул из сумки купленный джемпер. Мне очень хотелось получить отзыв о  покупке от  пожилой женщины, сидящей рядом. То, что я услышал, повергло меня в шок. Джемпер мой оказался, выражаясь научным языком, хлопчато-бумажный с элементами вискозы.  Страшно обидно было не  за стоимость этого изделия, которая по оценке моей соседки "рублей эдак  5-6, не более", а за слово «бумажный». Мне впарили изделие, не оправдавшее тех ожиданий, на которые я рассчитывал. Как мне сказала мама:  «Купил ты себе, Валера, черную тряпку в красивой упаковке!»
Зато, с того времени, я стал разбираться, что такое трикотаж, шерсть, вискоза и ОБМАН. Но поступки людей для меня еще оставались загадкой за семью печатями.  И стал я с тех пор единожды мудрым.

Обман №2.
           1965 год. Весь мир, Россия, ну и конечно Вербилки заразились группой  Битлс. Молодые симпатичные ребята из Англии были настолько популярны, что лучшим подарком на любом торжестве была бы пластинка, а еще лучше - альбом с их песнями. И уж если кому-то подваливало счастье приобрести альбом с записями Битлс, это было сверх счастьем для обладателя альбома. Однако государство жестко охраняло нашу культуру, не позволяя растлевающей западной музыке влиять на неокрепшие мозги молодежи. По этой причине достать любую пластинку с Битлс было почти невозможно, и песни этих замечательных ребят и изумительной музыки мы могли слушать либо по радиостанции «Радио Праг», либо с  записи-перезаписи  магнитофонов. Все западные радиостанции глушились, а наши радиостанции типа «Юность»  и «Маяк» передавали песни советских композиторов, которые исполнялись вполне приличными советскими артистами. Но разве можно было сравнить «Yesterday» с песней к примеру «Лесорубы» Э.Хиля. В одном случае:
  Yesterday, all my troubles seemed so far away
 Таду татаду та –та-да
 Таду ду да, тата- ду-да.
  А в другом:
 Привыкли люди к топарам
 Когда иволга поет по вечерам.
 Эгей! 
Так вот, охваченный желанием приобрести любую пластинку Битлс я приехал в Москву. Самой известной в то время точкой, где продавались любые музыкальные инструменты и все, что касается музыки, была Неглинка, а точнее, магазин, что располагался за ЦУМом. Около этого магазина всегда крутились деляги, которые продавали самодельные электрогитары, усилители, микрофоны и т.п. В общем, это был рай для меломанов и деловых к ним людям.
  Рай встретил меня дружелюбно, обняв меня со всех сторон предложениями, от которых кружилась голова, и вовсе не хотелось заходить в сам магазин. Но я знал себе цену и преподносил себя, по крайне мере, как  музыкант с гнессинским образованием. Потрогав и пощупав ударные установки, контрабасы, баяны, аккордеоны и сыграв для приличия три аккорда буги-вуги на пианино, я с умным видом вышел из магазина и стал ощупывать глазами деловых ребят, спекулирующих музыкальными пластинками и магнитофонными записями. Естественно на лбу этих ребят не было надписи «Грампластинки зарубежной эстрады», и мне пришлось задавать вопрос, который собственно  привел меня к этому магазину: «Мужики, что-нибудь, от "Битлс" есть?» Оценив меня по внешнему виду и по моим голубым, но честным глазам, ко мне подошли два парня и предложили отойти от магазина подальше  от глаз людских. Ребята явно остерегались в открытую вносить «чуждую» нам культуру Запада, да еще за деньги, да еще с десятикратной наценкой.
  Войдя в какой-то закоулок, ребята раскрыли свои сумки, То, что я увидел, был просто Клондайк. В сумках лежало много, нет, просто очень много пластинок, магнитофонных кассет, фото известных музыкантов и т.п. Количество денег моих явно не соответствовало моим желаниям. Сторговался всего на две гибкие пластинки – одна с песнями Битлс, вторая - с блюзами Армстронга.
 Надо отметить, что технология изготовления гибких пластинок мне была уже известна. Наша знаменитая фабрика грампластинок «Мелодия» освоила выпуск мягких пластинок и втюхивала их в виде завлекалки к популярным и не очень популярным журналам. Ну, и конечно, я знал, что технически подкованные ребята в Москве раньше, чем государственные фабрики освоили звукозапись популярной музыки на рентгеновской пленке. Пластинки были черного цвета, и если их посмотреть на свет, то можно было увидеть какие-то кости человека. Вероятно, записанная дорожка  «Yesterday» совпадала с  элементом тазобедренной кости.
       Домой приехал удовлетворенный сделанной покупкой. В воскресенье утром побежал к Сережке Синицыну, моему соседу по улице, у которого среди всех моих друзей была, пожалуй, самая крутая по тем временам  магнитола «Эльфа-6». Серега сразу поставил условие, что я дам ему перезаписать принесенные пластинки. Поломавшись для понта, я согласился. Зашипела иголка проигрывателя, и мы в предчувствии знакомых и любимых мелодий Битлс расслабились. Напечатанные на пишущей машинке  названия песен Битлс подсказывали нам, что сейчас наших ушей коснется нежная и грустная песня "Gerl":
  Is there anybody going to listen to my story
  Та ду да тута да та дуда
 Ну, и так далее...
     То, что мы услышали, повергло меня в шок. Из динамиков магнитолы энергично вырывался хор Пятницкого, где рябина кудрявая, с фабричными девчонками из Саратова переживали, что парней так много  холостых в диких степях Забайкалья. Не веря в случившееся, я достал вторую пластинку, на которой явно просматривался чей-то позвоночник и на котором, очевидно, должна была быть запись Армстронга.  Из динамиков вырвался торжественный свадебный марш Мендельсона, который через три минуты перешел на «Дунайские волны», а потом эти «волны» пригнали к нашим растопыренным ушам и открытым ртам марш «Прощание славянки».   И стал я с тех пор дважды мудрым.

Обман №3.
  Этот случай произошел со мной, когда хорошая радиоаппаратура все еще была в дефиците, когда купить хороший телевизор, магнитофон, видеомагнитофон было не трудно, а просто невозможно для простого обывателя. Конечно, наша промышленность выпускала и телевизоры «Рубин»и «Аккорд»,магнитофоны «Комета» и  кассетный магнитофон «Электроника-302» и т.д. Но у некоторых «товарищей» (это от слов "товар" и "ищи") уже появились импортные маги, видаки и телеящики. Так как я себя считал простым обывателем и по этой причине мог себе позволить лишь товары отечественного ширпотреба, хотя уже получал зарплату далеко не простого среднестатистического инженера.
  Всем когда-то везет. Кто-то выигрывает в лотерею, кто-то находит на дороге рубль, а мне повезло трижды. Жена - просто подарок судьбы, теща - не подарок, но хорошая, а тесть, ну просто свой мужик. Так вот тесть, будучи военным пенсионером и членом районного комитета ветеранов войны получил талон на приобретение дефицитного и единственного в то время советского видеомагнитофона «Электроника ВМ-12» первого отечественного аппарата, содранного с видака западно-германского концерна Grundig. Магнитофон не мог похвалиться ни качеством, ни функционалом, но, как говорил А.Райкин, без дефицита жизнь была бы серой и скучной. По этой причине магнитофон был советским дефицитом, был приобретен с большим энтузиазмом и установлен на самом почетном месте нашей комнаты, рядом с телевизором.
 После месяца эксплуатации видика, когда было просмотрено множество разрешенного и неразрешенного, у меня появилась возможность приобрести по вполне нормальной цене видеомагнитофон «Самсунг». Опять-таки повезло. Конечно, это был уже совсем другой аппарат.
  Мысль о продаже «Электроника ВМ-12» пришла сразу, причем окружающая меня экономическая обстановка шептала мне о возможности поиметь навар (в современном экономическом лексиконе - "маржа") от продажи видеомагнитофона даже отечественного производства. С этой мыслью я быстро без возражений согласился. С магнитофоном я появился у магазина «Электроника», что располагался на Ленинском проспекте. Не имея опыта продаж, я стал предлагать магнитофон. Ко мне подходили кучи ребят с желанием купить видак по цене, которая была значительно выше его первоначальной стоимости. Среди претендующих, я выбрал двух парней, которым видеомагнитофон нужен был позарез для сельского клуба какого-то далекого села. Ребята, на мой взгляд, были простыми тружениками, посланными каким-то председателем совхоза на приобретение этой важной для молодежи села вещи.
 Жили ребята в гостинице «Спутник», к которой мы подъехали на такси. Мне было предложено ждать, когда ребята сбегают в номер гостиницы за деньгами. Вернулись ребята достаточно быстро. Прежде чем стала происходить сделка, один при моих голубых, но внимательных глазах, стал просчитывать деньги, которые должны были стать моими. Точно могу утверждать, что навар, который я должен был получить, не затуманил мне глаза. Второй парень, сидя на заднем сиденье такси, неожиданно попросил открыть коробку с магнитофоном. «А вдруг ты всунул туда кирпичи! Кто тебя знает, в Москве много проходимцев!» Конечно, я, как честный человек, передал магнитофон на заднее сиденье с внутренним согласием на реплику одного из покупателей. Все было в порядке и деньги мне были переданы, причем даже при мне их перетянули резинкой. Радости у меня было полные штанишки. Я вышел из машины и быстрым шагом направился подальше от места этой выгодной сделки. Деньги в кармане брюк грели теплом и выражали надежду быть потраченными на семейные и несемейные нужды.
 Мое нетерпение пересчитать деньги и порадоваться своей предприимчивости завели меня в овощной магазин, где выбрав укромное место, я стал пересчитывать, только что заработанную выручку. Мой нервный смех привлек внимание редких покупателей и унылых овощей, уставших лежать на лотках магазина. Денег оказалось ровно половина реальной стоимости видеомагнитофона. "Жадность фраера сгубила, жадность фраера сгубила", - слышалось мне от гнилой картошки, немытой свеклы и молчаливых взглядов покупателей. В этот день я познакомился с новым, не совсем понятным, но модным словом, «Лох». И стал я с тех пор трижды мудрым.
 


Рецензии