Моя школа

МОЯ ШКОЛА.
Выпускной бал в Асунской начальной школе...
Моя младшая дочь закончила 9-й класс! Мы, родители, сидим в новом и красивом клубе. Наши дети, нарядные и улыбающиеся, стоят на сцене. Звучат напутственные слова.
Их всего 10 выпускников.
Деревенская школа, это нечто, сильно отличающееся от городских школ! Здесь дети собираются со всех волостей и учатся вместе 9 лет. Заканчивают школу, разлетаются, но... сохраняют добрые отношения на всю жизнь!
Так уж получилось, что наша семья живет здесь, в Латгалии ровно 20 лет.
И с первого дня, наши дети сменяя друг друга, не прерываясь ходят в эту школу. И вот, фамилия Скадиньш покидает ее!
Не знаю, с каким чувством это делает моя дочь, но я благодарен нашей школе! За своих детей.
Торжественная часть закончена и я, пожелав дочери приятного вечера, уезжаю домой. Уже в автобусе, мне стало необыкновенно грустно. Мне вспоминался мой несостоявшийся выпускной...
В моем городе. В моей школе.
2-я средняя школа им. А. С. Пушкина...
Даже произнося эти слова мысленно - в них чувствуется поэзия! Я верю, что эта поэзия слышится не мне одному.
1965 год. Вся школа готовится к выпускному. Суета праздника, преподаватели очень заняты и самые нетерпеливые выпускники начинают прибывать. Одним из первых прибежал и я...
Но я прибежал не на бал.
Иван Федорович Нак, наш классный руководитель, сразу же увидел меня, обнял за плечи и увел в учительскую. Усадил, убежал и вскоре вернулся с директором школы и несколькими учителями.
- Ну, Владимир, - Владимир Петрович сжал своей железной рукой мое плечо, - езжай и поступай! Впервые мы даем такую характеристику своему ученику и будем рады видеть тебя на арене!
Становись клоуном! -
Учителя и я рассмеялись. Все пожелали мне удачи и я вышел из школы. Почему-то захотелось посмотреть на свою школу взглядом уже почти взрослого человека.
Я сел в скверике на скамеечку и смотрел...
Вроде, обычное двухэтажное здание из красного кирпича. Окна в ряд. Подвальные окна столовой и гардероба. На фасаде табличка с изображением Пушкина. Вход во двор, очень уютный двор, я мог бы сказать.
Сколько раз этот двор был заполнен беснующимися на переменах учениками! Сколько раз двор был завален металлоломом! Сколько макулатуры мы в него натаскивали! Сколько раз чьи-то ноги внезапно взмывали в воздух, а хозяин тех ног трепыхался в безумно-сильной руке директора школы! И я тоже....
Я сидел на скамейке и улыбался...
8 замечательных лет я проучился в этой школе. Сколько замечательных и терпеливых учителей тратили на меня здесь свои нервы!
Наша "математичка" Любовь Михайловна сколько уроков сорвала, пытаясь донести до "бестолочи" прелесть отношения косинусов к синусам и их углов! Я был ее безусловным врагом!
Милая Любовь Михайловна... я же баловался, по просьбе одноклассников сорвать урок. Бессердечный...пусть с большим опозданием, но я прошу у Вас прощения.
Какое красивое место у моей школы! Спереди - большой сквер с кустами сирени. С боков школа окружена старинными зданиями. А сзади... в полукилометре - Приморский парк! Туда нас на уроки физкультуры часто водил наш "физрук" Николай Николаевич.
Я вспомнил его... он явно не был Педагогом. Его отношение к нам было всегда каким-то отстраненным. Николай Николаевич просто делал свою работу. Но... я видел его и на рыбалке! Вот где он мне открылся полностью! Азартный, словоохотливый и дружелюбный! Правда, я давно уже был не его учеником...
Мы доводили, конечно, и его... в парке занимались метанием копья... занимались, разумеется, кто чем! Вдруг раздался истошный вопль: Женьку убиииили!!!! На краю поля, лежал навзничь Женя Андрущак, а в груди его торчало копьё!
Все бросились туда и...увидели его с копьем между телом и рукой, сзади, за ним... Мы хохотали, как безумные, а... Николай Николаевич, белый, как полотно, в ярости схватил бедного шутника за грудь и ноги и, подняв над травой, с такой яростью тряхнул его, что, казалось, вытряхнет из него душу!
Вспомнил, что я приходил в школу каждый год за неделю до начала учебного года. Меня одевали полностью! И все годы в столовой кормили бесплатно! Я - безотцовщина. Не знаю, кого за это мне было нужно благодарить, школу или город, но ... одевала-то меня школа!
Физика, химия, география, история, английский... имена и фамилии моих учителей по этим предметам в памяти не сохранились. Но память моя не показывала и каких-либо неприятных воспоминаний о них!
А вот, рисование и черчение! Преподаватель по этим предметам впоследствии стал и моим классным руководителем и настоящим другом!!!
Иван Федорович Нак.
Я не могу вспомнить ни одного дня, когда бы он был в плохом расположении духа! Всегда приветлив, остроумен... а его обращение ко мне с неповторимым акценом - Воука, до сих пор слышу его!
Со времени моего решения поступить в Цирковое Училище, мы стали сближаться. Он помогал советами... его доброе понимание мальчишки было, наверное, принципом жизни.
С радостью откликнулся на его предложение придти к нему в гости! Я был влюблен в его дочь - Ларису! Тайно, конечно... и ... безответно.
Мы много вечеров провели за шахматной доской. Я рассказывал ему о том, как готовился стать клоуном. Показывал, чему научился.
Сейчас, здесь, дома, обернувшись, я могу увидеть огромный словарь английского языка на 70 000 слов, подаренный мне Иваном Федоровичем! Мне грустно - я не знаю ни его судьбы ни его дочери. Но мне необыкновенно приятно, что ОН был в моей жизни!!!
Прошло 50 лет, с того выпуского дня, когда я сидел на скамейке и смотрел на МОЮ ШКОЛУ.
Мои одноклассники. Я помню вас! Почти всех... по именам, по фамилиям, по шутливым прозвищам!
Пару лет назад, я был в Лиепае. Снова смотрел на мою школу. Это теперь было просто здание - школа переехала в новое место.
И я отправился туда...
2-я средняя школа им. А. С Пушкина снова была рядом с морем, в другом районе моего города. Я зашел...
Было лето и вестибюль школы был совершеено пуст. Куда идти?
Я поднялся на второй этаж и пошел по коридору в сторону одной открытой двери. Не доходя до нее, я остановился у доски с фотографиями учителей. Похоже, что я долго стоял перед стендом, потому что вдруг услышал за своей спиной голос...
- Вы у нас учились? - я обернулся и увидел симпатичную женщину.
- Нет, - улыбнулся я, - не совсем у вас. Я учился в школе на улице Алеяс. Но....очень давно.
Мы зашли в кабинет. Женщина представилась Завучем. Мы поговорили. От нее я узнал, что вскоре школе исполняется 70 лет.
 - Школа готовится праздновать Юбилей! Мы будем рады рассказам и воспоминаниям о школе наших выпускников, - завуч мне пожала руку и мы распрощались.
Мне не удалось прославить мою школу, но я уверен, что школа и ее преподаватели могут гордиться многими другими своими выпускниками!
С ПРАЗДНИКОМ, МОЯ ШКОЛА!!!


Рецензии
Интересно. Школа. Ностальгия. Скажите пожалуйста, Володя. Ваша основная задача во всех рассказах. Какую цель Вы преследуете. Что хотите донести читателю.

Александр Чурик   23.06.2015 11:18     Заявить о нарушении
Добрый день, Александр.
Цель?? Хмм...я - рассказчик, рассказываю разные истории...мне хотелось бы, чтобы читатель был со мной. Чтобы он чувствовал себя СОрассказчиком! Что донести???
Что..жизнь МНОГООБРАЗНА!!! Люди - тоже...
Вот, примерно, это.
С уважением, Владимир....

Владимир Бородин 2   24.06.2015 11:35   Заявить о нарушении