Танцы

Если жена топает ногами и не желает вас слушать,  постарайтесь ей не мешать. Может, она танцует…
       Фольклор

                Люди танцевали всегда. Даже когда не умели ещё говорить, в танце они передавали информацию: пугали врага, задабривали богов, настраивали себя на предстоящую охоту, да и вообще в прыжках с криками выражали все свои чувства. В ритуальных массовых танцах шаманы и колдуны так заводили зрителей, что добивались любых целей. Африканцы и чеченцы до сих пор исполняют такие танцы, кружась в хороводе, махая копьями и кинжалами. Из этой же серии и “Танец с саблями” Арама Хачатуряна. Похожий танец с кинжалом танцует врач в фильме Михалкова “Двенадцать”.
                У славянских  народов  танцы в основном были медленные, плавные, грациозные. Особенно у женщин, когда они плывут белыми лебедями, плавно взмахивая руками с платочками и низко кланяясь в танце. В отличие от полуголых восточных красавиц, наши всегда одеты в сарафаны до земли. И легко можно было определить по косе, кто перед тобой танцует, девушка или замужняя женщина. У девушек волосы заплетены в одну косу, а у женщин в две. У восточных танцовщиц этих косичек было много. Возможно, из-за того, что у мусульман многожёнство, и по косичкам считали, какая это жена по счёту или количество косичек  соответствовало её умениям и навыкам. У каждого народа были свои обычаи и традиции.
                Русские танцы плавные и раздольные из-за наших огромных территорий, есть  где душе развернуться. А  южные народы – живут в узких ущельях среди гор, поэтому они и скачут на месте или бегают по кругу. 
                С танцами я столкнулся ещё в начальной школе. У нас был специальный урок – ритмика. Мы переодевались в трико или спортивные трусы, на ноги – дефицитные в 1960-е годы чешки. Учительницей была Жанна Аркадьевна. Под  баян или пианино мы разучивали танцы разных народов. Запомнился всего один – финский “Летка-енка”. Становились гуськом, брали партнёра спереди за талию и начинали дрыгать ногами в стороны и прыгать вперёд. Танец глупый и ничего не дающий ни уму, ни сердцу. У  скандинавских народов все танцы такие. Видно, холодом им мозги застудило. Похоже, по этой же причине у них нет великих поэтов, писателей, художников, певцов. Зато много лесбиянок и гомиков.
                Потом про танцы надолго забыли и водили только хороводы вокруг ёлки под новый год. Лишь  в старших классах на школьных вечерах я потихоньку стал танцевать с девочками. Вальс так и не научился танцевать, как и все остальные бальные танцы. Не понимаю их смысл и всегда хихикаю, когда смотрю исторические фильмы – все эти приседания, прыжки и реверансы. Даже танец Наташи Ростовой и Андрея Болконского меня не очень впечатлил. Показуха и самолюбование. Мне  с юности нравятся только медленные танцы. Вот это настоящая школа жизни. Выбрал девушку, пригласил, отошёл с ней в укромный уголок зала, прижал к себе, вдохнул запах её духов, почувствовал  все её прелести и начал соблазнять или пока просто заинтересовывать. Вот где нужно умение, такт, жизненный опыт и все остальные мужские качества.
                Хотя рок-н-рол я тоже любил. Можно было показать себя во всей красе, эдаким ухарем, первым парнем на деревне. Про рок-н-рол у меня написан отдельный рассказ. А вот с твистом мне не повезло, его эпоха закончилась до меня, в 1950-е годы. И стиляг я не застал в узких брючках, хотя фильмы про них мне очень нравятся. В 1960-е года в магазинах продавали безликие брюки и костюмы. Поэтому в старших классах я заказывал брюки с клешами и костюмы только в ателье. Шить было дешевле, чем покупать в магазине. А главное – модно. В тех брюках не стыдно было выйти на улицу.
                Известная американская танцовщица и хореограф Марта Грэхем говорила: “Танец – это тайный язык души”. А душа безгранична. И если вы скажете, что видели что-то красивее, чем танец, значит, вы просто не видели красивого танца.
А ещё женщина  танцем признавалась мужчине в любви. Когда словами было нельзя: считалось неприличным, будто женщина навязывается, вешается на шею. А в танце она раскрывала свою душу, своим телом (жестами, пластикой, мимикой) показывала, как и за что любит и ценит мужчину.
                Есть танцы мужские, женские, смешанные, одиночные, парные, коллективные. Каждый красив и интересен по-своему. О каждом можно сказать – это песня. Но мне ближе всё-таки женские танцы: одиночные и групповые. О чём только не вспомнишь, не помечтаешь, и что только не пригрезится, пока любуешься этой красотой. И сами слова уже завораживают: женский танец…  Когда танцует одна шикарная женщина – глядя на неё хочется быть молодым, красивым, богатым и здоровым. А когда от  красивых женщин перед тобой рябит в глазах – то с тоской понимаешь, как мало ты успел в жизни повеселиться, и как много радостей прошло мимо тебя безвозвратно. Поэтому танцы нам дарят не только положительные эмоции.
                Каждый танец служит своим целям, танцуется определённым кругом лиц и в соответствующих условиях. Понятно, что крепостных не пускали на дворянские балы в России, а городскую бедноту в Европе – в замки знати. Так же как  сегодня провинциалы и гастайбайтеры не летают с олигархами самолётами в Куршавель.
                Вальс танцуют на торжественных вечерах, свадьбах и балах. Самый красивый вальс я видел в исполнении принцессы Дианы и Джона Травольты в Белом доме в Вашингтоне.  Чарльстон – это вообще озорное баловство. Летка-енка  - детский смешной танец. А вот танцы живота – это целое искусство восточного покорения и соблазнения мужчины. Да и для каждого возраста есть ограничения в танцах – в девяносто лет уже не до чарльстона или страстного танго.

                Анекдоты  и высказывания  о танцах:

- Вечер любителей танго. Парень спрашивает у своей партнёрши: - Слушай, это твоё новое движение… Что-то я никак не пойму. Почему я от него постоянно падаю на паркет. Ты где ему научилась?  - В  самоучителе  по  дзюдо.

- Латиноамериканские танцы – это вертикальное воплощение горизонтальных желаний.
- “Танцы – перпендикулярное выражение горизонтальных  желаний”. (Джордж Бернард Шоу)
- “Танец – единственный вид искусства, в котором мы сами являемся инструментом”.
(Рахель Фарнхаген)
- “Танцоры – атлеты Бога”.   (Альберт Эйнштейн)
- “Нужно идеально владеть своим телом, чтобы оно стало послушным каждой мысли”. 
(Игорь  Моисеев)
- “Танго – постель, на которой не стыдно обнажить свою душу”.  (Сергей Пичуричкин)
- “Не надо любить  себя в искусстве, надо любить искусство в себе”.  (Станиславский)
- “Если Богом предначертано, что ты умеешь танцевать, тогда ты должен это отдавать”.
(Александр Песков)
- “Судьи – это те преподаватели, которые не могут зарабатывать денег из-за плохого уровня преподавания и пытаются их заработать путём судейства”.   (Dassi)


Рецензии