Балет
Был в балете – мужики девок лапают.
Девки – все как на подбор – в белых тапочках.
Вот пишу, а слёзы душат и капают:
Не давай себя хватать, моя лапочка!
Владимир Высоцкий. 1966 г.
В детстве мама с папой возили меня в какой-то театр в Москву, скорее всего, в Малый. Мне тогда лет шесть или семь было. Спектакль или балет шёл, уже не помню. Сидели мы высоко, на сцену смотрели сверху. Запомнился только бархат, которым была обита ложа. Весь спектакль я гладил его руками, клал на него подбородок, тёрся щекой. Очень приятные были ощущения, в одну сторону он был гладкий, а в обратную шершавый. Из такого же бархата были тяжёлые шторы сзади, которые закрывали дверь и глушили шум. Цвет их был или тёмно-красный или зелёный. Ещё помню маленький белый театральный бинокль, взяли один на всех в гардеробе за деньги. В Москву мы тогда часто ездили в театры, в музеи, на выставки. И всё это бесплатно, за счёт профсоюза. Обычно на заказанном автобусе, редко на поезде.
Потом отдельные номера из балетов видел в Дубне на праздничных концертах. Свои балетные студии были и у нас, они тоже часто выступали. Но я в молодости был поклонником тяжёлого рока и в балете ничего не понимал. Хотя из газет знал, что наш балет лучший в мире и везде аншлаги, за билетами сутками стоят в очередях. К тому же Нуреев с Годуновым тогда убежали на запад и ещё кто-то. Это тоже придавало скандальной известности балету.
Лет в пять записал на балет дочку и водил её вечерами в ДК “Мир”. Пока она танцевала, я или гулял или сидел в буфете. После занятий мы с ней пили лимонад с пирожными безе. Балериной дочь не стала, но выросла стройной и длинноногой. Кстати, у меня с первого по четвёртый класс в школе № 8 были уроки ритмики. Мы тоже изучали все балетные па, батманы, стойки, а потом разучивали современные танцы. Больше всего я не любил “Летку-енку”, глупый финский танец. Проблемы были и с одеждой. В начале 1960-х не было в магазинах хороших трико и танцевальной обуви – чешек. Ходили кто в чём. Мне тапочки шила на дому какая-то мамина подруга. Хорошо помню и учительницу ритмики – Жанну Аркадьевну, маленького роста толстушку-хохотушку.
По-настоящему я балет так и не полюбил, но был период, когда смотрел его часто. Каждую сессию в Иваново со своим дружком Валеркой мы составляли культурную программу, и раз в неделю ходили в театр или в ДК. Летом в Иванове гастролировали три-четыре театра из других городов. Так что выбор был большой: балеты, спектакли, оперетты, мюзиклы. Ходили обычно после экзаменов, чтобы развеяться и отдохнуть от зубрёжки. К тому же мы хотели стать настоящими интеллигентами и всё узнать из первых рук. Одно дело почитать рецензии в газетах и совсем другое – увидеть и услышать самому. Да и перед девушками можно было набить себе цену, небрежно вставив в разговоре про то, что из театров не вылезал всё лето.
Театров на всех не хватало, и часто гастроли проходили во Дворцах культуры. Надолго запомнился один балет, когда мы с Валеркой сели на первый ряд, собираясь вблизи любоваться полуголыми балеринами. Сначала нам всё нравилось – и музыка, и девушки. Но потом балет стал набирать обороты, страсти на сцене накалялись, а нам с дружком стало не до искусства. Дело в том, что сцена была некрашеная, из старых, рассохшихся досок и от прыжков балерунов из всех щелей повалила на нас пыль. Сквознячком из-за кулис её несло прямо на первые ряды на уровне лица. Мы и чихали, и закрывали нос платками, мне ещё и очки приходилось протирать время от времени. Уйти тоже было нельзя: все места рядом заняты, а назад идти не хотелось, раз уж мы, бедные студенты, купили самые дорогие билеты. Да и бегать по залу и мешать другим театралам во время действия нам не позволяла внутренняя культура. Что за балет давали не помню (хотя где-то в шкафу до сих пор храню программки тех лет), но точно не “Спартак” и не про войну. Иначе бы мы просто задохнулись от пыли. Тут за одной балериной по очереди бегали два мужика и то пыль стояла столбом, а если бы вышли солдаты, да прошли строем маршируя раз десять туда-сюда… И занавес опускать не пришлось бы, пыль всё закрыла сама.
Под конец к пыли мы привыкли и чихать стали меньше. Зато у нас появилось новое развлечение. Балерина и её партнёры стали сильно потеть и вся их полупрозрачная одежда насквозь промокла и прилипла к телу, создавая ощущение, что они голые и лишь покрашены краской. Балерина была не в накрахмаленной пачке, а в какой-то лёгкой накидке, свободно развевающейся за ней, когда она бегала и прыгала. Мало того, она ещё часто падала на пол, изображая какие-то сильные и страстные чувства, билась и каталась по полу, а партнёры волочили её туда-сюда, отнимая друг у друга. Вскоре её костюм из светло-голубого стал грязно-коричневым и особенно те места, которыми она валялась на полу – зад, живот, коленки, спина. С первого ряда хорошо было видно, как балеруны тяжело дышат, как прилипли ко лбу их мокрые волосы, как по ложбинке на спине в трико стекает пот. Подошвы пуантов тоже почернели от грязи. Нам стало не до большого искусства, мы жалели уставших бедолаг и мысленно посылали им советы – мол, заканчивайте побыстрее, пропустите пару прыжков, отдохните. Балетные уже не улыбались и не скалили зубы, как в начале представления.
Вместо удовольствия от приобщения к большому искусству и расслабления, мы с Валеркой ещё больше разнервничались. Шли домой и радовались, что хоть нас двоих миновала эта тяжкая доля - быть артистом: он учитель физкультуры, а я строитель. У нас на стройке так в пуантах не побегаешь. Иногда и в резиновых сапогах ноги из грязи вытащить не можешь.
В 1991 году балет опять напомнил о себе. Во время путча ГКЧП по телевизору несколько дней крутили танец маленьких лебедей из “Лебединого озера”. И эти, ни в чём не виноватые белые лебеди, стали символом заговорщиков с трясущимися руками и бледными лицами.
Снято много фильмов про балет и балерин. В одном из них подруга главного героя учится в балетной школе – “Я вас любил”. В другом – балерун остался после гастролей на Западе, а его жену спецслужбы не выпускали из страны, принуждая тоже остаться. Но она была патриоткой и два дня просидела в арестованном самолёте вместе со всеми пассажирами, ожидая вылета на Родину.
Песен всяких с упоминанием балета написано не меньше. Многие стали классикой - “и только в области балета – мы впереди планеты всей!” А некоторые так и остались попсой – “Есть билет на балет, на трамвай билета нет”.
В личной жизни балет меня почему-то совсем не коснулся. Ни одной невесты балерины у меня не было. Все знакомые девушки любили поспать и вкусно поесть, не заморачиваясь на специальных диетах и ежедневных занятиях у станка. Да и во всей моей многочисленной родне нет ни одной профессиональной балерины или просто танцовщицы – сплошь любители.
Далеко не все в нашей культурной и самой читающей стране в мире в советские годы бывали на балете. Мои тверские дедушка с бабушкой, как и все их соседи по деревне, так и не были за всю свою длинную жизнь ни на балете, ни в театре. Другие дед с бабушкой, жившие в Тамбове, тоже не были. По крайней мере, я об этом ничего не слышал. Мало того, многочисленные мои братья и сёстры ни разу мне не похвастались, что были на балете. Не знаю, чувствуют ли они себя из-за этого какими-то ущемлёнными в жизни, но мне почему-то их всех немножечко жаль. Особенно старшее, уже ушедшее поколение, которое кроме беспросветной работы ничего практически и не видело. Поэтому я считаю, что мне сильно повезло в жизни - и я по праву объявил себя единственным интеллигентом в родне.
И последнее, что связывают с балетом и что придаёт ему скандальную окраску. При советской власти об этом говорили шёпотом, а сейчас, в эпоху гласности и вседозволенности, пишут на первых страницах жёлтых изданий, день и ночь обсуждают на ток-шоу по телевизору. Это то, что почти все балеруны, насмотревшись годами на потных и худых балерин, полностью разочаровываются в прекрасном поле и резво переключаются на себе подобных. Ничего комментировать тут не могу, так как слишком далёк от балетной тусовки и совершенно не в теме, как говорят журналисты. Одно могу сказать точно – сам я потомственный простой тверской мужик, нормальной ориентации, всю жизнь был большим поклонником женской красоты, каким и остаюсь до сих пор. А перефразируя известное выражение Николая Николаевича Озерова, лишь добавлю: “- Такой балет нам не нужен!”
Свидетельство о публикации №215021302242