Роман о детстве девочки Рины...

ПОД СОЛНЦЕМ - НА ЗЕМЛЕ, С СОЛНЦЕМ В СЕРДЦЕ

Федор Михайлович Достоевский однажды написал:
“Человечество обновится в саду и садом выправится – вот формула... Сад будет... У всех должна быть земля, и дети должны рождаться не на мостовой... Если хотите всю мою мысль, то, по-моему, дети… должны родиться на земле, а не на мостовой. Можно жить потом на мостовой, но родиться и всходить нация, в огромном большинстве своём, должна на земле, на почве, на которой хлеб и деревья растут… <…>
...Если вижу где зерно или идею будущего - так это у нас, в России. Почему так? А потому, что у нас есть и до сих пор уцелел в народе один принцип именно тот, что земля для него всё, и что он всё выводит из земли и от земли, и это даже в огромном её большинстве. Но главное в том, что это-то и есть нормальный закон человеческий.
Если хотите переродить человечество к лучшему, почти что из зверей поделать людей, то наделите их землею - и достигнете цели... Вот и будут родиться детки в Саду и выправятся... Детки - ведь это будущее...”

Эти слова великого писателя-гуманиста с полным правом можно было бы поставить эпиграфом новой книги Екатерины Демидовой “Роман о детстве девочки Рины”.
Кажется, они буквально адресованы вот таким книгам – и детским, и взрослым одновременно, потому что мы все навеки связаны со своим началом, со своим временем пробуждения сознания и мысли, самоотождествления и познания себя и своего бытия в этом мире.
Удивительное это повествование! 
Не помню, когда читал что-то подобное. Кажется, жаркое солнце светлого дня так и льется, так  и пылает добрыми лучами с этих страниц. А меж тем текст – словно бы вовсе немудрящий, чуть ли не наивный – так всё тут, кажется, просто и безыскусно написано самыми простыми словами.
Но простота эта – чисто внешняя и кажущаяся, потому что, по сути, перед нами ничто иное, как маленькая семейная сага, увиденная глазами маленькой девочки. Бытописание трудной и вместе удивительно ясной, просветленной жизни её родителей – двух вечных тружеников, мужа и жены, по сути своей – святых в своей жертвенной отданности любимым детям – семерым своим дочерям, и при том ведать не ведающих о собственной святости, потому что она – их повседневность.
Действие книги, составленной из главок-рассказов, происходит по преимуществу в пятидесятые годы, в деревенском крестьянском быту, по-видимому, в среднеазиатском русской поселении, где встречаются и живут общей жизнью люди разных национальностей и разных укладов, живут по преимуществу крайне бедно, но дружно и как-то… общно, в неком всеохватном единстве, где правят уважение, труд и любовь.
Вообще любовь словно пронизывает и освещает изнутри всё повествование Екатерины Демидовой.
И это не утопия и не фальшивая слащавая благостность олеографии, это правда мироощущения героини книги, маленькой Рины, открывающей главные законы человеческого бытия.
Сияние добра и любви в нём – основа всего и камертон, по которому настраивается негромкая музыка жизни. И всё это написано без тени сентиментальности, без капли умильности, всё отображено как-то удивительно сдержанно по эмоциям,  и именно поэтому, быть может, воспринимается так целомудренно, ясно и благородно. 
Мне многое невольно вспоминалось в ходе чтения этого небольшого пока по объему текста.
Ну вот, например, есть в нашем изобразительном искусстве прекрасная и великая картина замечательной русской художницы Зинаиды Серебряковой – “Обед”. Простая и мощная по композиции, одновременно и яркая, и благородно-возвышенная в своей высокой монументальности, она представляет, казалось бы, предельно заурядный сюжет: семейную крестьянскую чету, прервавшую в яркий солнечный день работу в поле для короткого отдыха и подкрепления усталой могучей плоти земною пищей для новых трудов.
Муж отрезает ломоть от большущего каравая черного хлеба, красавица-жена льет из крынки в бадейку свежее молоко. Вот и всё, ничего больше.  Но за этой сценой встает целый мир, встает образ существования мудрых и чистых людей. На полотне нет детей, но их присутствие  как бы подразумевается само собой – то ли за границами картинной плоскости, в настоящем, то ли в лоне жены и матери, ждущей первенца.
Как и слова Достоевского, это изображение на холсте дает нравственный ключ к пониманию глубинной сути книги Екатерины Демидовой, где все держится на сокровении семейного Дома и Очага, на естественном движении людей и судеб во времени.
Главная героиня книги – любимая в семье маленькая девочка Рина, в которой легко угадывается сам автор в начале жизни.
Это пылкое, жадно обращенное ко всему новому и неведомому вокруг, сызмальства внутренне богатое Божье создание, чье миросозерцание и становление в своем  развитии – и есть содержание этого произведения.

Риночка – плоть от плоти своих родителей и своих сестер, ей свойственны все лучшие их черты, и, как и они, она существует словно в светлом облаке постоянного интереса и любви ко всему.
И в то же время есть в ней нечто особенное, выделяющее изо всех.
Она в чем-то иная, отличная от остальных. Бесшабашная детская отвага и любознательность движут ее поступками и решениями и, вероятно, потому этот ребенок часто попадает в разные острые ситуации и переделки.
Риночка то и дело вольно или невольно участвует во множестве часто смертельно  опасных происшествий, вновь и вновь оказывается на грани, спасается – то ли чудом, то ли молитвами родных людей, подчас ей здорово влетает за оплошности и ошибки от нежно любящей, но порой несдержанной от тревог и невзгод утомленной матери, а внутренне честная чистая девочка с врожденным безошибочным чувством справедливости лишь всё сильней привязывается к своей семье, к знакомым, к зверушкам, к растениям, потому что  она – словно то самое, невинное безгрешное чадо, о котором Иисус сказал ученикам Своим: “Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное” (Матф. 18:3).
Необыкновенно интересно следовать за Риночкой и наблюдать за тем, как растет и наполняется  новым и дотоле неведомым знанием ее открытая и добрая ко всем и всему маленькая душа. То она встречает и наблюдает по весне “змеиную свадьбу”, то к ужасу окружающих вскакивает на необъезженную неоседланную лошадь, то по детской неопытности наедается до расстройства незрелыми кукурузными початками…

Каждая история в повествовании Е.Демидовой “Роман о детстве девочки Рины…” являет собой  завершенный сюжет какого-то события или происшествия из её детства и, читая, невольно задумываешься над тем как много опасностей подстерегает ребенка на этой земле. Но вместе с тем – до чего же многообразна, до чего же богата и насыщенна эта вольная, лесная, полевая, естественная жизнь в нераздельном слиянии души с природой, как много она дает человеку для воспитания в нем лучших свойств и лучших черт. 
Люди с их судьбами и особенностями характеров, разные живые создания, всевозможные вещи неспешно впускают маленькую героиню книги в свои тайные хранилища и открывают ей свои сокровенные секреты и смыслы загадок окружающей действительности – с радостями и горестями, с  внутренними связями и не сразу постигаемыми причинами явлений.
И здесь совершенно особое значение и наполнение имеют в жизни и душевном развитии Риночки ее отношения с отцом, человеком по-настоящему мудрым и тонким, очень многое видящим и понимающим, способным вникнуть в самое важное, что непременно должны уметь чувствовать в своих детях чуткие родители.

Эта внутренняя связь отца и ребенка изображена и передана автором необыкновенно хорошо! Она возвышенно-лирична и очень важна, очень существенна для нашей героини, она многое объясняет в поведении ребенка и в том, как формируется в Риночке ее внутренне этическое начало, столь ценное и, увы!,  всё реже и реже встречающееся в нашем народе.
Отец никогда не наставляет, не внушает, не морализирует… он просто живет так, как живет и считает нужным жить, на глазах у любимого дитя являя образ неброского мужества и человечности. И эти уроки не выветрились из души дочери, они остались в ней главными личными заповедями навсегда.
Степан Сергеевич – не педагог и не психолог, он простой сельский житель, русский крестьянин с глубоко развитой способностью понимать истоки и внутренние пружины детских поступков, – заменяет обычную отцовскую строгость – доброй мягкой проникновенностью и верой в личную совесть ребенка, что стократ сильней и наказаний, и нравоучений. И это то, что действительно закладывает образ человеческий, то, что надо бы чувствовать и понимать каждому.
А ведь у Риночки помимо такого отца есть и другое чудо! 
Это – книги, с которыми  она встречается, срастается и начинает жить очень рано ¬ – под благожелательным  взглядом отца и “друга Хабиббулина”, старого деревенского библиотекаря, у которого эта крошка становится едва ли не главной читательницей. 
Под ненавязчивым водительством этих людей Риночка обретает вкус к настоящей литературе, к большим книгам, и потому мы видим в ее руках не расхожее чтиво, но  прекрасную человечную повесть Г. Мало «Без семьи», сказки Андерсена, «Маленького принца» Экзюпери, «Русские народные сказки» и светлую романтичную повесть Грина  о встрече девушки Ассоль и капитана Грея, открывшей ей какой должна быть настоящая любовь, а может быть, и какой должна быть в будущем её собственная судьба – в мире чистых чувств и чистых слов.
Книга написана хорошим русским языком, без всяких вывертов и фокусничанья, без неумеренного бравирования местными речениями и словами, чем в своё время так часто грешила наша знаменитая “деревенская проза”. Вообще печать подлинного исконного здоровья лежит на этом произведении, что находит своё прямое выражение и в тех писательских средствах,  которые употребляет автор.
Отрадно, что Екатерина Демидова избегает многих соблазнов наших дней, когда чем-то дежурным и модным стало “пристегивание” к чему попало темы религии и веры, церковности и тому подобных вещей в угоду ныне принятым “правилам игры”. Именно потому писательница деликатно и тактично обходит эти строгие материи, и лишь в одной из главок очень осторожно и бережно касается, по сути, самого главного, на чем произрастает Риночкина  душа. И сделано это так трогательно и возвышенно, что сразу понимаешь всю силу скрытого интуитивного благоговения ребёнка перед этими Тайнами:

“После обеда, пили чай, прямо на устроенном для этого случая, столике, во дворе дома.
Случай был просто на руку Риночке! Ее давняя мечта потрогать Библию и перелистнуть, хотя бы одну страницу, могла исполниться сегодня. Она уже не думала о наказании, она только горела желанием, давним и непреодолимым…
Когда Риночка вошла в комнату с образами, под которыми и располагалась тумба с раскрытой Библией, она поняла, что в комнате кто-то есть, и увидела бабку Бескровну, вынимавшую из печи хлебы.
– Тебе чего? – ласково спросила Бескровна.
И тут Риночка решилась…
– Бабушка, а можно я потрогаю Библию? – дыхание у Риночки сбилось, в ожидании ответа.
– Отчего же, – так же приветливо ответила Бескровна, – Потрогай!
И неожиданно засмеялась…
Риночка мелкими, осторожными шажками приблизилась к заветной тумбе, и увидела, что огромная страница Библии, открыта на странном рисунке…
Темного цвета крест, с, распятым на нем, человеком, забитые в ладони гвозди, – остановил, враз окаменевший, взгляд Риночки…
Какая-то непонятная сила опустила девочку на колени, и она уткнулась взмокшим лбом, прямо в ноги распятому…
Девочка не помнила, как вошел дед Сергей и что-то тихонько говорил Бескровне, а та, так же шепотом оправдывалась…
Никогда Риночка не забудет эти мгновения познания мира, никогда не сможет изгнать из своего сердца муку, написанную на лице распятого, с терновым венком на лбу, человека.”

Как много сказано  – и как, в сущности, мало потребовалось слов!.. В этом, думается мне, и проявляется настоящий талант.
Но кому  в наши дни будет интересно это повествование, кто услышит важный, зовущий к свету и добру, посыл автора, и почувствует в этих страницах их второй план – невольно наводящий на сравнение нынешней духовно-общественной атмосферы с тем трудным, горьким, нищим послевоенным временем, когда в дальней глуши тихо распускался цветок Риночкиной  жизни?  Кто найдет в себе силы  увидеть и признать эту страшную разницу – с обезличенным, стандартно-унифицированным существованием нынешних детей, растущих на камне мостовых и сидящих в своих каменных коробках за мониторами компьютеров, в мнимых пространствах тупых виртуальных игр – вне природы, вне живого воздуха  Родины, без запахов речки и леса, без песка, глины и камешков исконной своей земли под босыми ногами?
А меж тем, может быть, главный смысл и пафос это книги – именно в этом – в надежде и попытке обратить существование своей страны, её детства  и юношества к тому бесценному первородству, без которого всё бессмысленно и ничего путного не может быть?
Так или иначе, книга родилась, и еще будет расширяться, она получилась очень стройной и цельной, собранной, в одном потоке.
Она напоминает простую самосложенную и прямо из души выпеваемую песню любви, обращенную  к миру своей семьи, к трудному, но счастливому родительской любовью прошлому, к родным, окружающим...
Разумеется, такие книги наверняка будут скучны и неинтересны, а то просто смешны записным окололитературным cнобам из “клубных” тусовок. Но они очень нужны еще что-то понимающим и чувствующим людям, они остро требуются в наше сухое, рациональное и обездушенное время, потому что оборачивают душу человека к чему-то коренному, к тому, что объединяет людей в добре, открывает сердечные помыслы и усилия людские в попытке остановить стремительный распад главных начал подлинного существования и гармонизировать мир.
А это значит, что как бы и что бы ни было, живой  свет, струящийся с этих страниц, уже в любом случае не померкнет. И он придет, пробьется к людям, достигнет своего читателя. И это – самое главное.
Чуткая, нежная душа Риночки прислушивается к чему-то… к чему-то невидимому, но самому существенному и необходимому, к тому живому и неразменному, что потом, много спустя, будет найдено и вернется в среду природного и человеческого обитания, вернется её любовью, ей стихами, строчками этой светлой солнечной книги.

Феликс Ветров. Член Союза Писателей г.Москвы.
25 февраля 2012 года   


Рецензии
Здравствуйте.
Риночка- это ведь про вас, Екате-рина?

Тысяча Один Рецепт Письмоносицы   07.06.2021 08:57     Заявить о нарушении