Поэт и возраст

       
               
Предметом нашего обсуждения является проблема, заявленная в названии: зависимость поэтической продуктивности литератора от его возраста и соотношение «проза/поэзия» в зависимости от возраста автора. Для решения поставленной задачи мы рассмотрим творчество нескольких российских авторов, как всемирно известных, так и известных пока лишь узкому кругу любителей изящной словесности; как тех авторов, за которыми закрепилась слава поэтов, так и авторов, называемых писателями. Засим, не растекаясь мыслию по древу и не уподобляясь авторам пухлых диссертаций, приступим непосредственно к интересующему нас «смеем надеяться и вас» предмету.
Начнем с Ивана Сергеевича Тургенева (1818 – 1883). Все свои стихи и поэмы (не считая стихотворений в прозе) И.С.Тургенев написал в возрасте до  30 лет. До 1848 года им также написаны три комедии, четыре повести и несколько рассказов из цикла «Записки охотника». Недурно для тридцати лет, вы не находите. Далее в течение 29 лет Иван Сергеевич писал исключительно прозу (6 романов, 14 повестей, 7 комедий и множество рассказов) и только в возрасте 59 лет появляются так называемые «стихотворения в прозе» (заметьте, в прозе). В течение последних пяти лет жизни И.С.Тургенев написал также одну повесть и несколько рассказов.
Иван Александрович Бунин (1870 - 1953) – тонкий и глубокий лирический поэт, замечательный писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе (первый из русских литераторов, если не считать Л.Н.Толстого, просившего Нобелевский комитет не присуждать ему премии). В 31 год он опубликовал сборник стихотворений «Листопад», а затем из-под его пера выходили рассказы, повести, роман «Жизнь Арсеньева», литературно-философское исследование «Освобождение Толстого».
Мы рассмотрели творчество двух писателей-классиков, начинавших свою литературную деятельность в качестве поэтов. А теперь перейдем к творчеству поэтов-классиков.
Пушкин Александр Сергеевич (1799 – 1837). Интересующие нас данные расположим в виде таблицы:
в 1813 – 1815 гг. он написал 71 стихотворение и 1 прозаического произведение,
в 1816 – 1820 гг.----------162----------2
в 1821 – 1825 гг. ----------198 ----------6
в 1826 – 1830 гг. ----------221 ----------3
в 1831 – 1836 гг. ---------- 108 ---------- 4
Для полноты картины добавим, что в 1821 – 1825 гг. А.С.Пушкин написал два драматических произведения; в 1826 – 1830 гг. – 4 драматических произведения и 4 сказки; в 1831 – 1836 гг. – 2 драматических произведения и 3 сказки. Кроме того, в 1823 – 1831 годах создавался «Евгений Онегин». Практически вся серьезная проза, созданная Александром Сергеевичем, написана после 1830 года (практически весь четвертый том из последнего пятитомного собрания сочинений, объемом 385 страниц). Если рассмотреть критические и публицистические статьи, то увидим следующую картину: до 1830 года было написано 25 статей, а с 1830 – 66 статей. Недоверчивый читатель может сказать, что приведенные данные по творческому наследию А.С.Пушкина не слишком убедительны и будет прав. Но заметим ему, этому Фоме Неверующему, что жизнь Пушкина была пресечена в расцвете и потому даже тенденция говорит о многом.               
Аналогично сложилась творческая судьба и Михаила Юрьевича Лермонтова (1814 – 1841), хотя его жизнь была на десять лет короче. С 1828 по 1836 годы он написал 172 стихотворения (в среднем по 19 в год), 14 поэм, 5 драматических и три прозаических произведения. С 1837 по 1841  год написано 77 стихотворений (по 15 в год), 6 поэм. В эти же годы написан «Герой нашего времени».
И, наконец, рассмотрим творчество «чистого» поэта Федора Ивановича Тютчева (1803 – 1873), который является исключением, подтверждающим правило. В 1818 – 1823 гг. он написал 18 стихотворений (по 3 в год), в 1824 – 1847 гг. – 120 стихотворений (по 5,5 в год). В 1848 – 1872 гг. – 250 стихотворений (по 11 в год). Налицо тенденция к увеличению поэтической стороны творчества при полном отсутствии прозы.
Обратимся к творчеству литераторов, которые являются нашими современниками. Ярким представителем новой волны в русской литературе небезызвестный Николай Гашкин. При анализе полного собрания его стихотворений (которое, судя по второму выпуску «Белгородского графомана», оказалось не совсем полным), видно, что 70% его стихотворного наследия приходится на возраст до 31 года (это 7 стихотворений) и только 30% (три стихотворения) более поздний период.
Творческая лаборатория Филиппа Лобков менее доступна анализу вследствие того, что он, как правило, не указывает даты создания своих маленьких шедевров. Но со слов самого Ф.Лобкова вытекает, что наиболее плодотворными в плане стихосложения для него являлись годы молодости (до 35 – 36 лет). Стихотворения, появившиеся позднее, носят скорее утилитарный, менее вдохновенный характер, являясь в определенной степени заказными (в том смысле, что автор сам себе делает заказ). А после 30 – 35 лет и Гашкин, и Лобков тяготеют к жанрам сугубо прозаическим: мемуарам, эссе, рассказам и прочее.
Не ограничиваясь одними отечественными авторами, отметим, что великий английский средневековый поэт Джон Донн основные свои поэтические произведения создал к 29 годам.
Перейдем к выводам: возраст 30 – 31 год является переломным для творчества большинства крупных и менее крупных литераторов.  Именно в этом возрасте происходит переход от стихотворного творчества к прозе. Иногда, как в случае М.Ю.Лермонтова. Но совсем он не происходит очень редко (творчество Ф.И.Тютчева). О причинах такого перелома и возрастных особенностях оного мы поговорим в другой раз, поскольку в данной работе нас интересует сей факт сам по себе.


Рецензии