Сказка о принце и золотоволосой девушке

1590 год

Флоренция, Италия

- Сколько звезд…

Эмили сидела у меня на коленях и, подняв голову, всматривалась в ночное небо.

- Что скажешь, детка, со вчерашнего дня их стало больше или меньше?

- Больше. И вот эта сегодня особенно яркая.

- Помнишь, что это за звезда?

- Путеводная. По ней можно отыскать дорогу домой.

Я передал Эмили кружку с травяным отваром.

- Хочешь вернуться в дом? Мама, должно быть, уже закончила рисовать, и мы сядем за стол.

- Я не голодна. – Эмили снова посмотрела на звезды. – Их так много, а небо все равно темное.

- Верно, милая. Ночью должно быть темно, иначе у нас не было бы и дня, ведь мы не отличали бы мрака от света. А звезды существуют для того, чтобы странники и путники выбирали по их расположению дороги.

- А вот и нет, они существуют для того, чтобы странники и путники не боялись ходить в темноте. Кто зажигает звезды? Покровитель странников и путников? Он сам выбирает, куда им идти?

- Нет, детка. Свой путь каждый находит сам.

- Значит, звезды зажигают люди? Но как же они взбираются так высоко? Они не замерзают, в небе не холодно?

Я поправил на плечах Эмили пушистый вязаный плед.

- Им не нужно взбираться высоко. Они зажигают звезды с земли.

- Но они не бессмертны, как мы. Они успевают зажечь много звезд?

- Иногда люди зажигают сотни, тысячи звезд. Но некоторым достаточно одной. Самой красивой и яркой. Она зажигается тогда, когда мы узнаем, что такое счастье.

Эмили отставила чашку и посмотрела на меня.

- А ты знаешь, что такое счастье? – спросила она.

- Для меня счастье – это ты и мама.

- Твое счастье – это рассказывать мне сказки, готовить горячее молоко с имбирем и корицей, обучать маму темному языку и водить ее на прогулки?

- Ты права. Но это лишь часть большого, целого счастья.

Она удивленно распахнула глаза.

- Твое счастье – учить меня рисовать, слушать, как мама читает свои стихи и лечить людей и темных существ?

- Верно, детка. Но и это только часть моего счастья.

- Оно такое большое, что ты не можешь рассказать мне о нем?

- Лучше я расскажу тебе сказку о принце, который открыл секрет настоящего счастья. Но только при условии, что ты допьешь отвар.

Эмили снова взяла чашку и сделала пару глотков.

- Давным-давно, в далекой стране, жил принц. И был у него прекрасный розовый сад, который цвел круглый год, потому что зима в стране никогда не наступала. Аромат роз манил путников, они подходили к высоким воротам и стучали, упрашивая стражников впустить их и позволить взглянуть хотя бы одним глазком. Но принц хотел, чтобы сад принадлежал ему одному. Днями и ночами он бродил по узким тропинкам, наслаждался красотой и запахом роз и радовался, что сюда не может заглянуть чужак. Больше всего на свете он любил эти цветы, они занимали его мысли, он подарил им свое сердце – и не было в его жизни места для других. «Люди обманывают, предают, лгут», говорил принц. «За искреннюю заботу они платят упреком. Цветы же никогда и ни в чем не упрекнут. Только тщательно ухаживай за ними – и они будут радовать глаз вечно».

Принц был наследником, единственным сыном старого мудрого короля. И вот как-то раз отец позвал его в свои покои и сказал:

- Боги даровали мне долгую жизнь, королевство, казну, преданных советников, красавицу-жену и сына. Но одно печалит меня: мой сын до сих пор не обзавелся семьей. А ведь когда-нибудь ему предстоит занять мое место.

Принц не осмелился перечить отцу. Он отправился в свой сад и присел у фонтана.

- Какие глупости, - злился он. – Если я приведу сюда принцессу, она начнет срывать розы, а потом, чего доброго, влюбится в цветы и забудет мое имя.

Когда солнце начало припекать, принц устроился на мягкой траве под сенью деревьев, прикрыл глаза и задремал. И был ему сон. Он, путник, устал после долгой дороги, обрадовался, увидев свечу в окошке маленького дома и постучал. Ему открыла женщина с волосами, черными, как пустынная ночь, и глазами синими и глубокими, как спокойное море.

- Ты устал и проголодался, путник, - сказала принцу женщина. – Проходи. Я накормлю тебя.

Принц с радостью согласился. Женщина дала ему теплый плед, усадила у очага, накормила сытным ужином и напоила вкусным вином.

- Куда ты направляешься, путник? – спросила она у своего гостя после того, как он закончил трапезу. – Уж не на поиски ли своей суженой? Если так, я смогу тебе помочь.

- Как? – удивился принц. – Ты даже не знаешь, кто я!

Женщина улыбнулась и покачала головой.

- Завтра на рассвете попроси своих слуг оседлать самого быстрого коня и держи путь на восток. Пять дней и пять ночей ты проведешь в седле, а потом увидишь дом своей суженой. Только не уверена, что ты найдешь дорогу. Ты слеп.

- Это ты слепа! – возмутился принц. – Да еще и глупа! Неужели не видишь – у меня прекрасное зрение!

- Ложись спать, путник, - сказала женщина. – Утро вечера мудренее.

Весь день принц размышлял о странном сне. Ночью черноволосая женщина вернулась.

- Глаза твои закрыты, ты слеп, - повторила она. – Ты найдешь дорогу, но увидишь ли ты свою суженую?

Наутро принц приказал слугам седлать коня и направился на восток. Как и предсказывала незнакомка, он ехал пять дней и пять ночей, а на шестой день оказался у порога хижины. Выглядела она такой старой и потрепанной, что принц расхохотался: здесь живет его суженая? Хороша принцесса, ничего не скажешь.

Дверь хижины приоткрылась, и на пороге появилась девушка, красивее которой принц еще не видел. Золотые волосы были завиты в крупные локоны, а голубые, как ясное весеннее небо, глаза с любопытством изучали гостя.

- А я-то уже подумала, что мне придется обедать одной! – сказала девушка. – Проходи, путник. Думаю, ты устал и продрог, и мясная похлебка придется тебе по душе.

Девушка накрыла на стол – к удивлению принца, поставила она только одну миску, для него, и один же стакан вина. Хозяйка положила на чистую скатерть пару ломтей хлеба и заняла свой стул.

- Пожалуйста, ешь, - попросила она. – Ты благородный рыцарь, приехал из богатого дома, и изысканных блюд у меня нет…

- Разве ты не голодна? – недоумевал принц.

- Не волнуйся обо мне.

Принц пробовал такие яства, о которых не слыхали даже короли соседних стран, но простая похлебка показалась ему самым вкусным на свете блюдом. Он ел и смотрел на сидевшую рядом с ним девушку. Она улыбалась и кивала, глядя на то, как гость разламывает пополам ломоть хлеба. Даже свежее утреннее солнце не сравнилось бы с ней по красоте. Будь она дочерью какого-нибудь короля, сотня рыцарей сошлась бы на турнире для того, чтобы побороться за ее сердце...

- Куда ты держишь путь? – спросила девушка.

- Я ищу свою суженую, - ответил принц. – Мой отец, король, был бы рад, подари я сердце принцессе, благородной даме, но я увидел тебя и понял, что мое сердце принадлежит тебе. Едем со мной. Ты будешь жить во дворце, носить красивые платья и навсегда забудешь про мясную похлебку, потому что наш стол ломится от изысканных блюд.

Девушка потрепала золотые локоны.

- Красивы твои речи, принц, - проговорила она задумчиво, - но твое сердце мне не нужно. Достанет и уголка. Только, боюсь, для меня там нет даже крохотной щелочки. Уж слишком оно мало.

- Ты сомневаешься в моей любви? – вспыхнул принц. – Что тебе нужно? Подарки? Дорогая одежда? Разве ты не можешь любить меня просто за то, что я есть? Я вырастил розовый сад, ухаживаю за цветами и получаю от них благодарность – они радуют своей красотой! Они не просят подарков! И они точно не отвергнут мою любовь – так, как это сделала ты!

Девушка подняла на принца ясные голубые глаза. В них блестели слезы. Принц было обрадовался, решив, что она смягчится и ответит «да», но ошибся.

- Как жаль мне тебя, принц, - сказала она. – Ты так богат и так беден… пожалуй, ты можешь мне кое-что подарить.

- Видят боги – ты глупа, - разозлился принц. – Как же я могу быть беден, если у меня есть все? Ладно. Чего ты хочешь?

Девушка ушла в соседнюю комнату и вернулась, держа на руках большую серую кошку.

- Я редко бываю дома, - пояснила она, - моей кошке одиноко. Пожалуйста, позаботься о ней. Пусть она живет во дворце, ест лучшую еду и гуляет по твоему розовому саду. Она отплатит тебе добром, будет согревать холодными ночами.

Раздосадованный и опечаленный принц вернулся домой в компании большой серой кошки. Отец обреченно покачал головой, а слуги подняли его на смех, пусть и смеялись они за спиной. Принц поднялся в свои покои и разместился в любимом кресле напротив окна.

- Все женщины одинаковые, - сказал он себе. – Что ей нужно? Сто мешков с золотом? Серебряная карета? Ворох платьев из египетского шелка? А ведь путь долгий, пять дней и пять ночей. Вдруг она уже нашла другого мужчину?

При мысли об этом принц разозлился. Он увлекся размышлениями о вероломной красавице и вздрогнул от неожиданности, почувствовав под пальцами мягкую шерсть. Серая кошка разместилась у него на коленях и свернулась клубком, довольно урча. Принц погладил животное за ухом. Пусть красавица найдет хоть сотню мужей. Вот существо, которое будет любить его безвозмездно, не требуя подарков. Существо, которое не обманет, не оставит, не предаст.

Дни сменяли один другой. Принц тосковал по девушке, которая отказала ему. Зато розы были все так же прекрасны, а кошка грела ему постель  и утешала в те моменты, когда печаль становилась невыносимой. Одно не нравилось принцу: животное часто убегало по известным только ему делам и могло не возвращаться несколько дней.

- Где она бродит? – возмущался принц. – Я отдаю ей лучшие куски мяса, но стоит кому-то другому дать ей еще кусок – и она, не раздумывая, взберется к нему на колени!

И вот как-то раз принц, мучаясь бессонницей, вышел для того, чтобы полюбоваться розами. Тихо было в саду, лишь изредка ночная птица подавала голос. И в этой тишине принц явственно услышал детский плач. Разозлившись на стражников – наверное, уснули – он принялся вглядываться в темноту, пытаясь что-либо различить, и заметил под одним из розовых кустов детскую фигурку. Девочка в оборванной одежде лежала, свернувшись клубком, горько плакала и дрожала от холода.

- Эй, ты как сюда забралась? – удивился принц. – Ты в моем саду, сюда нельзя входить никому, кроме меня!

- Пожалуйста, не гоните меня, - взмолилась девочка. – Мне некуда идти. Я замерзла, устала и очень голодна…

- Я не собираюсь тебя кормить, - отрезал принц. – Уходи сейчас же. Это мой сад!

С этими словами он вернулся в свои покои и лег в кровать, но сон не шел. Казалось, время остановилось. Принц поднялся, подошел к окну и посмотрел на залитый луной сад. Девочка успела выбраться из-под куста. Теперь она сидела у фонтана и размахивала тонкой веточкой под носом у кошки, а та ловко отбивала веточку то правой, то левой лапой. Девочка звонко хохотала. Принц смотрел на эту картину, как завороженный. Опомнившись, он провел пальцами по щеке и понял, что плачет. Почему он так жесток? Отец никогда не говорил ему «нет», во дворце не знали, что такое холод, голод и лишения. Неужели он не может накормить ребенка?

Принц взял блюдо с фруктами, которое слуги всегда оставляли на ночь у его кровати, и отнес его девочке. Она ела с таким аппетитом, будто уже несколько дней не притрагивалась к пище.

- Большое спасибо, - сказала она принцу, - ты такой добрый! Можно я посплю в твоем саду? Обещаю, я не трону розы, и даже не примну траву…

Девочка устроилась под деревом, и через несколько минут уже спала. Принц осторожно поднял ее на руки, отнес в свою спальню, уложил в кровать и укрыл одеялом. Кошка тут же улеглась в ногах гостьи, а хозяин занял любимое кресло возле окна, взял книгу и приготовился ждать рассвета, но задремал. Он впервые спал так крепко, и слуга, заглянувший в спальню с первыми лучами солнца, не посмел его разбудить. Он укрыл хозяина теплым пледом и поправил одеяло, которое маленькая гостья дворца успела сбросить на пол.

Минул месяц, за ним – другой. Розовый сад, как и прежде, был прекрасен, принц до сих пор тосковал по золотоволосой девушке, кошка все так же забиралась к нему на колени в те моменты, когда печаль становилась невыносимой. Но что-то изменилось. Это видели все: и старый король, и слуги, и советники. Принца, которого раньше не интересовало ничего, кроме роз, будто подменили. Он не мучился бессонницей, позволял другим жителям дворца смотреть на его сад, искренне улыбался и смеялся, так же искренне грустил. Он все чаще появлялся в покоях матери и отца для того, чтобы послушать долгие рассказы о прошлом. А ведь раньше эти истории не вызывали в нем ничего, кроме раздражения и желания заткнуть уши.

Девочка, когда-то прятавшаяся под розовым кустом, превратилась в маленькую принцессу. Служанки тщательно вымыли ее, расчесали волосы, залечили ссадины на руках и ногах, нарядили в красивое платье. Теперь она жила в отдельных покоях, ела досыта, спала на мягкой постели. Принц обучал ее чтению, письму, танцам, пению и игре на музыкальных инструментах, посвящал в тонкости этикета. И каждый вечер они, взявшись за руки, отправлялись на прогулку по розовому саду. Удивительны были цветы, но теперь они казались принцу еще красивее, чем прежде. Мир преобразился – старые, привычные, до боли знакомые предметы выглядели так, будто их коснулось волшебство. Каждое утро принц подходил к окну, открывал ставни и улыбался, радуясь солнцу. Воздух, который он вдыхал, был чистым и сладким. Неужели женщина из сна говорила правду - всю жизнь он был слеп, а теперь открыл глаза?..

- Помнишь, когда мы впервые встретились, ты принес мне фрукты? – спросила девочка во время очередной прогулки по саду. – Там были апельсины. Я люблю апельсины. Они вкусные и солнечные. Как жаль, что в твоем саду нет апельсиновых деревьев. Если бы мы посадили их, то смогли бы есть фрукты прямо с ветки! И накормили бы тех, кто нуждается в еде…

Через несколько дней девочка вернулась с верховой прогулки и удивленно ахнула. Розового сада больше не было – на его месте посадили молодые апельсиновые деревья. Принц, помогавший садовникам, заметил свою маленькую подругу и весело помахал ей, приглашая подойти.

- Ах, - выдохнула девочка, приблизившись. – Но как же розы? Как же твой любимый сад?! Ты так долго растил его…

- Времена розового сада прошли, - объяснил ей принц. – Теперь у нас будет другой сад.

- Наш? – спросила девочка.

- Нет, - покачал головой принц. – Он будет принадлежать каждому, кто захочет сюда прийти.

Апельсиновые деревья растут медленно, а плодоносить начинают нескоро, но садовники принца были мастерами своего дела. Уже следующим летом по аккуратным дорожкам ходили женщины с корзинами, собирая фрукты. Дети играли на траве и ели апельсины. Принц и девочка сидели у фонтана и тоже ели апельсин – один на двоих.

- Расскажи мне что-нибудь, - попросила девочка. – У тебя есть тайна?

- Да, - ответил принц. – Когда-то я встретил красивую женщину, которую хотел сделать своей женой, но она отказалась со мной пойти.

Девочка погладила принца по руке.

- Почему? У нее уже был суженый?

- Она сказала, что у меня маленькое сердце.

Девочка широко улыбнулась и протянула принцу еще один апельсин.

- Ты накормил меня и разрешил поселиться во дворце. Ты расстался со своим розовым садом и посадил здесь апельсиновые деревья, разрешил людям брать плоды. Если ты никого не впускаешь в свое сердце, то оно останется маленьким навсегда. А когда ты открываешь его, оно становится большим. У тебя большое сердце.

Принц вздохнул.

- Должно быть, она уже нашла своего суженого. Ведь прошло так много времени.

- Это печалит тебя?

- Да. Но это не так уж важно. Я хочу, чтобы она нашла свое счастье – даже если не со мной, а с кем-то другим.

Вечером девочка выпила горячего молока и отправилась в постель, а принц разместился за своим столом в спальне, зажег свечу и начал писать письмо золотоволосой красавице. Оно вышло длинным, он так увлекся, что не заметил, как пролетела ночь. Закончив, принц запечатал конверт сургучной печатью, приложил его к груди, вздохнул и понял, что улыбается. Он вспоминал солнечные локоны девушки, ее лучистые глаза, звонкий голос, нежный смех. Пусть она не рядом, но он всегда будет хранить ее образ в памяти. И как повезет тому мужчине, которому она ответит «да» на предложение руки и сердца. Он будет самым счастливым на свете… как и принц. Ведь подарки, даже самые дорогие, когда-нибудь заканчиваются. Розы вянут. Апельсиновые деревья плодоносят не круглый год. А радость при мысли о том, что тот, кто тебе дорог, нашел свою любовь, бесконечна и глубока.

Гонец, посланный с письмом к золотоволосой девушке, запаздывал. Принц уже начал волноваться – не случилось ли дурного? Слуга вернулся на пятнадцатый день, и приехал он не один. Его сопровождала прекрасная незнакомка, в которой принц сперва даже не признал свою возлюбленную. Вместо простого платья на ней был наряд из шелка и бархата, голову украшала диадема с драгоценными камнями, волосы, заплетенные в сложную косу, блестели на солнце.

Гонец спешился и помог девушке спуститься с лошади.

- Не понимаю, - пожал плечами принц, обращаясь к гостье. – Твое платье… диадема… ты вышла замуж за сына короля другой страны?

Девушка расхохоталась.

- Мой отец, король из другой страны, был бы рад, если бы дела обстояли именно так. Но ты не прав. За месяц до моего шестнадцатилетия моя мать позвала меня к себе и спросила, что я хочу в подарок. Я сказала: не нужно украшений, карет, заморских тканей или удивительных животных. Мне хотелось самой выбрать себе суженого. Пусть это будет простолюдин или принц, все равно. Главное – чтобы он любил меня не за то, что я принцесса. Поэтому я уехала из дворца и несколько лет жила в глуши, ожидая, что судьба постучит в мою дверь. И как-то раз меня навестил принц. Я накормила его и напоила вином. Он сказал мне, что любит, да вот только если он что-то и любил – так это цветы из своего розового сада. После его ухода я долго думала о нем, сожалела, что ничем не могу помочь. Знала, что уже не встречу его…

- Вот же я! – удивился принц.

- Нет. Ты – не тот принц. Я вижу, ты другой.

- Конечно, тот! – настаивал принц. – Разве ты меня забыла?

- Если так, - улыбнулась девушка, - то где же твой розовый сад, в котором ты не чаял души?

Принц приготовился ответить, но девушка приложила палец к его губам, заставляя замолчать. А девочка сидела у фонтана, наблюдая за происходящим, гладя мягкую шерсть большой серой кошки.

Тверия, Израиль

7/02/2015


Рецензии