Легенда о сэре гавейне и зелёном великане

от Зелёного Колпака

Здравствуйте, друзья! Я хочу напомнить вам легенду о доблестном рыцаре Гавейне, слава и достоинства которого соперничали со славой сэра Ланселота и сэра Галахэда, - самых известных рыцарей за всю 800-летнюю историю рыцарства. И это не рассказ о силе, доблести и мужестве рыцаря, а гимн о чести и достоинстве настоящего мужчины, какими и были рыцари столь далёких от нас времён. Увы, но нынешнее поколение мужчин (впрочем, как и женщин) зачастую представление не имеет о чести и достоинстве. Так что эту легенду я хочу напомнить прежде всего детям, которые должны решить для себя, кем они хотят стать, когда вырастут: истинными рыцарями, настоящими мужчинами и достойными уважения женщинами, или ничтожными существами, не имеющими ни чести, ни совести, которым ни один рыцарь никогда бы не подал руки......

Король Артур, следуя старой, доброй традиции, праздновал Рождество в своём замке в Камелоте,  в кругу своей семьи и рыцарей Круглого Стола. Был канун Нового года, и это был пик рождественских праздников. Король не спешил открывать пир до тех пор, пока рыцари не расскажут о своих самых занимательных приключениях и подвигах, которые им удалось пережить и совершить за истекший год.
Вдруг раздался стук копыт, и в зал въехал великан на огромном зеленом коне. И сам великан был весь зелёный: не только его одежда, но и лицо, борода, волосы, руки и боевой топор были зелеными. Незваный гость спешился и все увидели перед собой богатыря ростом более двух метров — в те времена, таких людей называли великанами.
Все рыцари с удивлением смотрели на великана, а король Артур, не теряя хладнокровия и чтя приличия, приветствовал незнакомца и пригласил его к столу.
«Я пришел не для того, чтобы есть и пить!  - громовым голосом сказал великан. - Я много слышал о вашем дворе, сэр Артур и о храбрости и высоких достоинствах ваших рыцарей. И я пришел, чтобы устроить на вашем празднике испытание рыцарской доблести.  Найдется ли среди рыцарей хоть один. столь храбрый и отважный, чтобы мог обменяться со мною ударами топором. Я предоставлю ему право первого удара и дам ему мой славный  топор, и приму удар, куда бы он ни поразил меня. Однако, прежде чем нанести мне удар, этот рыцарь должен поклясться, что мне будет дано право нанести ему ответный удар ровно через год»
Глубокая тишина воцарилась в зале. Никто из рыцарей е осмелился принять вызов: столь ужасным казался этот человек и столь устрашающим был огромный топор, который он держал в руке.
Тут зеленый великан  стал громко насмехаться над всеми.
«Неужели это двор короля Артура, а все, кто сидит за столом, - знаменитые рыцари Круглого Стола? И не расстались ли вы навсегда со своей славой, коль одно упоминание об обмене ударами заставляет вас в страхе замолчать?»
 Король Артур не мог снести такого унижения. Вызов был брошен и на него следовало ответить! Король вскочил на ноги и вскричал: «Рыцарь! Если никто не встанет на ваш вызов, дайте мне топор и будьте готовы к моему удару!»
Но тут поднялся сэр Гавейн, самый молодой рыцарь, которого король совсем недавно посвятил в рыцари, и сказал:
«Мой господин король и благородный дядя! Пусть это приключение будет моим, ибо я еще должен доказать свое достоинство как рыцарь Круглого Стола!»
«Воистину я счастлив, что этот подвиг будет вашим, дорогой племянник», - ответил король Артур.
Зелёный великан спрыгнул с коня и подошел к молодому рыцарю, который был ниже его ростом на две головы.
Я  очень рад найти храбреца среди всех вас, - сказал он. - Скажите мне ваше имя!
 «Я Гавейн, сын короля  Оркнейского и племянник короля Артура.  И я клянусь рыцарской честью, что нанесу только один удар без боязни встретить такой же через двенадцать месяцев» - с достоинством произнёс молодой рыцарь.
«Сэр Гавейн, я рад, что встретил достойного рыцаря. А теперь возьмите мой топор и нанесите удар. А потом я скажу, кто я и где вы сможете найти меня через год» - сказал великан. Он протянул Гавейну свой топор, а сам опустился на колени и отбросил свои длинные волосы, обнажая шею.
Все застыли в напряженном ожидании. Гавейн взмахнул топором, и, вложив в удар всю свою силу, опустил топор на шею зеленого великана. Голова Зеленого Рыцаря отделилась от его плеч и покатилась по полу. Но  великан  даже не покачнулся. Он быстро  схватил свою голову и, держа ее за волосы, вскочил на коня. Затем, словно ничего не произошло, голова сказала Гавейну: «Я Рыцарь Зеленой Часовни. Ищите меня по всему Уэльсу в лесах Вирраля. Там и найдете меня, если только вы не трус и не нарушите рыцарское слово».
С этими словами зелёный великан, пришпорил коня и галопом покинул зал, держа свою голову на вытянутой руке. Это происшествие не омрачило праздник и веселье продолжалось всю ночь до утра.
На исходе следующего года король Артур и его супруга благословили рыцаря Гавейна и пожелали ему счастливого пути. Рыцарь сел на коня, прихватил топор зеленого великан, и отправился в леса южного Уельса. Долго он пробирался сквозь дремучий лес, пока не очутился перед большим замком. Подъехав к воротам замка, рыцарь крикнул привратнику: «Скажите хозяину замка, что я один из рыцарей двора короля Артура, и следую к месту назначенного поединка».
Ворота открылись и рыцарь въехал во двор замка. Его отвели в гостиную, где его встретил хозяин замка: могучий мужчина, с рыжими волосами и рыжей бородой и загорелым и обветренным лицом. Хозяин оказался очень радушным и гостеприимным человеком и предложил задержаться у него на несколько дней. Рыцарь принял это любезное предложение и остался в замке на три дня. Все эти дни хозяин замка пропадал на охоте, а в его отсутствие, молодая, красивая жена хозяина пыталась соблазнить рыцаря Гавейна, но честь и достоинство молодого рыцаря не позволяли ему нарушить законы гостеприимства, и он вежливо и деликатно, но весьма твёрдо отверг все откровенные предложения хозяйки, сказав ей: «Нет еще такой леди,  которой я отдал бы мою любовь.  И не могу отдать ее и вам, ибо у вас уже есть лорд - намного более благородный рыцарь, чем я».
И вот настал час, когда рыцарь покинул гостеприимный замок. До Зелёной часовни, места встречи, было всего час езды, как сказал хозяин. Когда рыцарь добрался да места, ему навстречу вышел зелёный великан с огромным топором: «Добро пожаловать, сэр Гавейн, - закричал он громким голосом, - теперь я отплачу за удар, который вы нанесли мне в Камелоте. И никто не станет между нами в этой пустынной долине. Долой ваш шлем, и готовьтесь! И Гавейн спокойно и мужественно опустился на колени и и наклонил голову, подставив её под удар топора. Но великан не стал его убивать, а лишь аккуратно снял с головы рыцаря клок волос своим топором, после чего сказал: «Вы достойный рыцарь, сэр Гавейн. Я трижды убедился в этом. Первый раз, год назад, когда вы приняли мой вызов в Камелоте. Второй раз — в моей замке, где вы гостили три дня и с честью выдержали испытания, которые я и моя жена приготовили для вас. Вы поступили очень благородно, не поддались бесчестию и не опозорили своё рыцарство. Третий раз — это  сейчас, когда вы явились сюда, на верную смерть. Вы выдержали испытания и я освобождаю вас от всех обязательств».
Рыцарь Гавейн поднялся и спросил великана: «Скажите мне, благородный сэр, что это за волшебство? Кто в могли остаться в живых, потеря голову?  Как оказываетесь вы благородным рыцарем, который обитает в прекрасном замке и в то же время Зеленым Рыцарем Зеленой Часовни? «
Великан ответил: «Мое имя сэр Берилак, рыцарь Озерный. А  колдовство это исходит от Озерной Леди. Она послала меня в Камелот, чтобы испытать, насколько верна разнесшаяся в других странах слава о доблести рыцарей Круглого Стола».
Тут оба рыцаря обнялись и расстались, благословив друг друга. Гавейн поскакал обратно и прибыл в Камелот, где король Артур приветствовал его, Король удивился его рассказу и усадил с честью на его место за Круглым Столом. И из всех рыцарей, которые когда-либо там сидели, немногие были столь достойны этого, как сэр Гавейн.
Следует запомнить, что настоящим мужчиной может считаться лишь тот человек, чьи поступки честны и искренны, достойны и благородны.

14.02.2015


Рецензии
Прекрасная легенда! Гавейн -молодец! Хорошо, что перевели легенду

Элина Шуваева   30.03.2023 13:21     Заявить о нарушении