Озеро Раково. Цикл Донская природа

     Раково – это небольшое озеро, находящееся в непосредственной близости к нашему селу. Низовые огороды многих сельчан, живущих на улице Широкой, упираются своими грядками с капустой почти в само озеро. Их разделяют только небольшие лужайки для произрастания разнотравья для летней подкормки скота. По этому зелёному ковру разнотравья вьётся змейкой извилистая, и едва заметная тропинка, вдоль северного берега озера, то, приближаясь к самому урезу воды, то, отбегая от него в сторону к огородам. Длина озера не более полкилометра, а ширина и того меньше. В озере имеются песчаные отмели в её восточной и западной частях, и глубокие омуты до пяти метров глубиной в центральной части.
     Северные берега озера, примыкающие к огородам, заросли лозняком, камышом, кугой и рогозом и только в отдельных местах имеются свободные подходы к воде, называемые пристанями. Из них наиболее известные: Алексанова, Баранчикова, Ивчикова и Краянская. Свободные подъезды имеют пристани Алексанова и Краянская. К Баранчиковой и Ивчиковой пристаням надо добираться по извилистой тропинке, идущей по лужайкам.
     Южные берега озера мелководны, заращены мелкой водной травой с преобладанием осоки, и пристаней не имеют. Дальше на юг до самого Дона простирается обширный зелёный луг, затапливаемый в отдельные годы полыми водами в весенний период. Во время таких половодий озеро тоже затапливается, очищается от выросшей за лето растительности, ряски и тины, входит в новый летний сезон здоровым и чистым со значительным пополнением рыбных запасов.
     Когда и кем было дано озеру название «Раково», никто не помнит. Сказать, что в озере в изобилии водятся раки, было бы неправильно. Раки в озере живут и часто попадаются в сети и бредни, но их гораздо меньше, чем в других озёрах и в Дону. Может быть, когда-то и было раков в озере много, но об этом теперь никто не помнит. Зато рыбы в озере много. Встречаются здесь и карась, и линь, и щука, и краснопёрка, и подлещик, и другая мелкая рыбёшка. Для рыбаков здесь великое раздолье.
     Озеро Раково является обиходным для жителей села, проживающих близко от него. Оно всегда, и особенно в прошлые годы, было тесно связано в течение всего года с укладом крестьянской жизни. В нём ловили рыбу, как удочками, сетями, вентерями, бреднями, так и большим неводом. Бывало, приедет на озеро рыболовецкая артель с большим неводом и вытянет за один раз несколько центнеров серебристой рыбы. Особенно интересной была ловля рыбы неводом зимой. Прорубят рыбаки во льду в западной части озера большую прорубь. Очистят её от плавающего льда и опустят туда невод, прикрепив к его крыльям длинные деревянные шесты. С помощью этих шестов тянут потом крылья невода, а вместе с ними и весь невод, подо льдом. Пробивают на северном и на южном берегах во льду через определённые расстояния лунки, чтобы можно было через них толкать шесты к восточному берегу. К моменту подхода невода к восточному берегу, там была уже подготовлена вторая большая прорубь, через которую невод с рыбой вытаскивали из-подо льда на заснеженный берег. С богатым уловом рыбаки уезжали с озера, а на следующий день в магазинах села продавали свежемороженую рыбу. Во время зимнего лова рыбы нас, сельских мальчишек, на лёд озера не пускали, чтобы мы нечаянно не провалились через пробитые во льду лунки в озере. В рыбацкой артели работал мой дядя Жигулин Алексей Иванович, который иногда разрешал мне близко подходить к неводу и наблюдать за работой рыбаков. Это было очень занимательно и интересно.
     В озере всё лето купались и взрослые, и дети, которые учились там плавать и нырять под водой. Здесь и я научился держаться на воде, а потом и плавать. Переплыть ширину озера Ракова было для нас экзаменом, чтобы потом уже купаться в Дону.
     В озере сельские женщины стирали и полоскали бельё. На специально установленных меловых камнях колотили это бельё деревянными вальками. Здесь же на прибрежных кустах и просто на зелёной траве сушили выстиранное бельё.
В озеро привозили снопы созревшей конопли, связывали их в плоты, которые потом погружали в воду и несколько дней вымачивали, чтобы после приступить к дальнейшей их обработке для получения, в конечном счёте, так нужной крестьянам холстины. Это сейчас о холстине забыли, и молодёжь даже не знает, что это такое. Холстина была когда-то основным материалом для изготовления крестьянской одежды. Обработают, бывало, коноплю, затем всю зиму прядут на пряхах нитки, из которых потом на самодельных станках ткут холсты. В начале лета сельские мастерицы отбелят свои холсты, выполощут их в озере и расстелят на зелёной траве вокруг Ракова, хвалясь одна перед другой своим мастерством. Лежат на зелёной траве бесконечные холсты рядами, как гигантские зебры, окружив озеро, ласкают глаза прохожих, и редко кто пройдёт мимо, не залюбовавшись ими.
     Ближе к осени в озеро привозили всякую деревянную клёпаную утварь – бочки, кадушки, лохани, лазбени, чтобы они, наполненные водой и опущенные до краёв в воду, после жаркого лета, напитались водою или, как выражались в селе, «набухли», и в зимний период не подтекали и не пропускали рассол.
Я ещё помню те времена, когда вода в озере была чистой, и крестьяне использовали её для приготовления пищи и пили.
     В камышовых зарослях озера весною гнездились дикие утки, выводили к лету своё потомство, а осенью собирались в стаи и улетали зимовать в тёплые края. Уток было много, и были они непуганые, так как охотников с ружьями было мало.
     Вот таким мне запомнилось с детства озеро Раково. Прошли годы. Многое изменилось. Изменились сами люди в селе, и изменилось озеро. Находится оно всё на том же месте, но сильно уменьшилось и обмелело. Берега сплошь заросли лозняком, камышом и другой, неведомой мне сегодня, растительностью. Большинство крестьянских огородов заброшено и заросло неведомой в старые времена амброзией. Лужайки засорились перестаивающейся из года в год некошеной травой, бывшие пристани теперь не найти. Никто в озере не купается, стирать бельё некому, а вода застоявшаяся и грязная. Весенние разливы Дона сегодня стали редкостью, и озеро вот уже в течение нескольких лет не затапливается. Мало в нём стало рыбы, а раков совсем нет. Болеет и постепенно умирает когда-то прекрасное озеро. Оно вышло из обихода людей, так как людей здесь стало мало, они сильно изменились, и уклад их жизни стал другим. Рыбу в озере ловят только любители удочками. Иногда попадаются хорошие караси. Коноплю на лугу не сеют, а если бы и сеяли, то она пошла бы только во вред нынешней молодёжи, увлекающейся наркотиками. Что такое холстина и как её изготовляют, забыли. Деревянную утварь поменяли на металлическую посуду.
     Живущие в селе старики и старухи вспоминают иногда о былом величии и значении в их жизни озера Ракова, а молодёжи на всё наплевать. Были бы деньги, а остальное всё приложится – рассуждают современные неучи и лентяи. А денег у них нет! Чтобы иметь деньги, надо беречь природу и упорно трудиться. Это простая истина! Жаль, что об этом забыли.


Рецензии