Пособие для вора

                Пособие для вора.
-Стой!  - закричал Антон.
Но коренастый мужчина, слегка прихрамывая, бросился к высокому бетонному заграждению. Мчался, как позволяли собственные силы, во весь опор, к одному ему известному месту, чтобы попытаться с хода преодолеть препятствие, а там, перебежав дорогу, раствориться  в темноте кривых улочек частного сектора под предательский лай собак.
Но он не оценил  упорства гнавшегося за ним. Не тут-то было! Антон по своей здоровой молодости, уже понемногу настигал убегающего. А для убегающего - вот уже стена высится в полумраке, и видны пятна на ней, вызмазанные обувью.
Но где же  выступающий из земли спасительный столбик? Невысокий, всего лишь где-то сантиметров семьдесят не больше, его высоты было достаточно, чтобы с бега  заскочить на него, и, оттолкнувшись зацепиться за гребень заграждения, перемахнуть на другую сторону и быть таковым. Он, по-видимому, не раз выручал в подобных ситуациях. На этот раз убегавшего перехитрили; на месте  спасительного объекта - след гусеничного трактора, стена оказалась непреодолимой.
Вначале убегавший заметался у стены выискивая  выход из непредвиденного положения, но, быстро осознав обстановку  с размаха перекинул через нее небольшую сумку, вещественное доказательство, спокойно сел  у стены на полосу травы  и, как ни в чем не бывало, достал сигарету.
-Стоять! - в приказном тоне, сказал  тяжело дышавший  подбегавший Антон.
-А как же!  Сижу, - хитро ответил  коренастый, уже попыхивая сигаретой и со своей стороны  изучая преследователя, после пятисекундной отдышки добавил: -И что дальше?
-Пошли…! - Антон кивнул в сторону освещенного со всех сторон высокого длинного корпуса.
-Так и сразу. Это еще зачем? Вот отдохну тогда и посмотрим. А ты  горазд бегать, спортсмен что ли? Молодой, ничего не скажешь! А ты случаем не бандит? Я, страх их как боюсь, - лукаво смотрел на Антона. – Вдруг вижу, ко мне бежит кто-то.   Днем оно-то ладно, полбеды, ничего такого не подумаешь, а вот сейчас, - он погрозил пальцем. - Сам знаешь, время неспокойное, занудное, могут и ограбить. Поди, разбери, в потьмах не видать, что на лице написано. Сам понимаешь! Идешь - а тут на тебе…, - показал пальцами движение.
Уж чего-чего, а такого наглого оборота Антон ну ни как не ожидал, смотрел  ошарашенный его речью, переваривая  абсурдное откровение коренастого, несколько секунд соображая, что ему ответить на подобный выпад. А тот смотрел на него со своей хитровато наглой ухмылкой.
-Ты, ты чего! - приходя в себя, начал Антон. - Чего плетешь? Кроме ворот, да и те  сейчас заперты, на базу прохода нет. Да еще собака по тросу бегает. Для нормальных людей прохода нет, а для таких как ты  есть только два варианта-подкоп или через верх. Ты же пытался только что? Так что можешь мне не заливать про Ерему. Знаем таких шустрых, навроди тебя.
-Насчет первого может и верно, а вот второго, - мое с кисточкой. Только не больно уж шустрый, годы не те, а вот бы с пару десятков назад то,  ого – го, не угнаться.  Не раз в бытность на значок г.т.о. сдавал. А как ты говоришь, базу, то может, я впервые о том слышу, и проходов тут было много. По старой привычке хожу, углы срезаю. Раньше ходили метры, а сейчас километры. Понастроили, понагородили. Тьфу - ты! А тут бежишь, поди разбери. Слава богу, что не бандит. Я, черт знает, о чем подумал, - не унимался коренастый, попыхивая сигаретой.
 -Интересный ты, экзимплярчик, - следил за ним Антон. - И бог и черт в одной куче. А через забор что бросил? Как пить дать ворованное. И собака не залаяла, видно с мальства тебя знает.
-Да ты что! - возмутился коренастый. - Я, через забор, ворованное!? Да ты  зачем наговариваешь? В той сумке единственная булка хлеба. А кто тебя знает, может, на нее и позарился бы, я ее, может, на последние кровные купил, у меня вон жена больная лежит который день. Вижу по глазам, что не веришь, так пошли, сам и увидишь, - не унимался оправдываться коренастый, нервно разводя руками. - Я – инвалид второй группы, попробуй  по здоровью найти подходящую работу. А на одну пенсию не протянешь, ее надо в лупу рассматривать. Вот и живи, как хочешь. Да кому рассказываю? Молод еще.
Антон улыбнулся, Уж чего только он не слышал от таких - нечистых на руку. И все, как один, выдавали себя в период растерянности, своей наивностью и поддельно комическими выкрутасами, всячески изворачиваясь, плетя несуразицы и небылицы, вызывая к себе жалость. А этот если и был мелким воришкой  то не из той категории, а может даже и случайным, - заключил Антон в уме, подходя к нему без особого опасения.
-Инвалид, а не угонишься. Сам ты, видно в бытности спортсмен. Давай сигарету, - сказал, подсаживаясь к нему рядом.
Тот даже особо и не среагировал на поведение преследователя, вынул из бокового кармана, не так уж старенькой импортной куртки сигарету, протянул Антону, даже не глядя на него. Антон усмехнулся.
-А я кое в чём прав, собака даже  не залаяла! Ты ее видно прикармливаешь перед походом? - спросил  его.
-Ты опять за своё? Да будет тебе известно; мне в округе не только собаки знакомы, но и каждый камень под ногами, они еще помнят  мои детские ноги, а ты говоришь, - обижено высказался он.
-Обиделся, что ли? Давай прикурить.
Чиркнула поднесенная зажигалка,  и Антон почувствовал излучаемую теплоту его рук.
Обычно при задержании, а это случалось редко, последнего трясло, как в лихорадке, испугано водил глазами, долго не мог согреться, путался,  отвечая на вопросы. А этот вел себя достаточно спокойно, словно находился не на складской территории в темное вечернее время,  а на лавочке  освещенного городского бульвара, и по обстановке Антон ему не верил и  в тоже время тот внушал некоторое доверие.
-Ладно! Пошутили и хватит. Допустим, ты незамеченным забрался на территорию, - все кругом заварено, опечатано, закрыто на секретные засовы и хитроумными замками да плюс еще сигнализация. Подкоп – абсурд! Слишком шумно и много ли от такого способа проникновения  проку - много не унесешь, да и на приличный срок тянет подобное деяние. - Антон толкнул его в плече. - Растолкуй! Как попадаешь в склад?
Коренастый кашлянул, сплюнул, откинул окурок в сторону, повернул к Антону лицо.
-Да откуда мне знать, мил человек! Ты что, действительно думаешь,  я посещаю  загадочным образом в неурочные часы эти склады? Ну, ты даешь! Убил наповал. Зря. Вот нелегкая потянула меня в этот проход! И все она. Быстрее да быстрее, словно горит. Пусть теперь пеняет на себя. Тьфу - ты! Да не нужны мне твои склады, будь они неладны! Я в них ни  разу не был,  - не по карману, а раз не карману то нечего там глазеть и расстраиваться, - заключил он, скрипнув зубами.
Так я тебе и поверил! - думал Антон слушая его речь. - И правдива ли его откровенность, кто его знает. Мужик спокойный и рассудительный. Может раскачать его с другой стороны, просто так, для интереса, а там пусть топает восвояси, за руку его  ведь не потащишь.
-Вижу: ты не тот, за которого себя выдаешь, и одет, так, более прилично, и сигареты куришь не какие - там нибудь, не копеечные. Видно тоже купленные на последние, кровные. С голодухи пухнешь, - смотрел на него изучающим взглядом.
-Молодой ты и словно с луны свалился. Да мир не без добрых людей - простая истина. Зачем чужие считать? Просить я не гнушаюсь и много ли мне с бабкой надо, а что, бывает и не хватает, – то верно, одежка ничего не значит. Зависть вне конкуренции. Вот ты на всем готовеньком живешь, на свою силушку надеешься, вижу -не дурак парень, в сторожах ходишь. Сейчас таких на пашнях не увидишь, арканом не затащишь, куда ни глянешь то в барменах числятся, кто покрепче в вышибалах, кому и что охранять, лезут ужами где потеплее и пожирнее, лишь бы на руках мозоли не проявлялись. Разве не так? А  нам что  остается? Таким, как я? Одно лишь - быть директором метлы и то смотришь, и вы там.
-Теплое место, - хмыкнул Антон. - Ну и сказанул, -метлой махать теплое место! А вообще есть доля правды.
-Ты понял да не то и не так, - перебил его коренастый. – Не опытный, или притворяешься Незнайкой? Я имел в виду не метельное тепло, а то, что руку, душу и карман согревает.
Антон не сразу понял, куда гнет собеседник.
-Так просвети меня, неуча, может, дойдет до ума твой ребус…
-Да ну тебя! - коренастый сплюнул на траву. –Хочешь, расскажу правдоподобную байку, а там твое дело верить или нет: Иду однажды по улице города, просто так, прогуливаюсь.
-Высматриваю попутно где и что не так лежит, - съязвил с усмешкой Антон.
-Ой-ой! Какие мы все правильные и чистенькие  интеллигентные субъекты, плюнуть хочется! - обижено произнес коренастый.
-Подумаешь, обиделся! Рассказывай, я слушаю, - пнул его в плече .
-Так вот, - продолжил свое повествование он. - Иду и вижу: невзрачный на вид, но шустрый мужичок отважно метлой машет, на асфальте лоск наводит. Думаю, он же не по своей охоте, значит это его законная работа, и кто-то за нее платит. Подхожу к нему, вида не подаю, что он мне интересен, и так между прочим слово за словом  и вовлек его в разговор, разговорились так и эдак. А как коснулся его работы, так  он словно стал язык прикусывать,  и все пытается на другую тему перевести разговор. Но я его все же понемногу раскачал. И что же такое любопытное получается! Вот ты слушай!
Он нигде официально не работает, а так, как я понял потом, работает у одного крученого. Тот честно выплачивает ему в определенное время за выполненную работу определенную  договоренную сумму  за неделю. И решил я подработать в этой системе. Показал он мне его  втихую, просил не рассказывать, если вдруг спросят, кто на него навел, а то, кто его знает, выгонит по недоверию, платит, что ни есть, и то ладно. Выбрал я подходящий момент, подкатился к нему, и с вопросом. Да! Нужна ему  раб сила, оглядел меня с ног до головы, покривился, сказал, что только молодая, только куда не сказывал. Подходи, мол, на днях чего и для меня придумаем, сам смотрит подозрительно, может, не надеясь на мою силу, но и опасаясь, не стукач ли я. Вот тут я и смекнул. Так тут чистейшей воды мафия! Он отстегивает какому-то высокому начальнику  за обширные территории деятельности, за которые установлена определенная такса. А этот псевдо дворник своеобразным способом приглашает к себе на работу побочный люд и имеет парочку своих крутых надзирателей, с которыми просиживает вечерами в увеселительных заведениях, им платит определенную сумму, часть себе и всем хватает, всем хорошо,  а главное чисто кругом. Есть еще одна интересная мафия. Я же хожу и вижу. Хочешь, расскажу?
-Так значит - сам шастаешь, и вдобавок полезное дело делаешь, мафиози выявляешь. А не боишься? Может и тебя вычислят,  и не боишься рассказывать, - с улыбкой спрашивал Антон.
-А чего ее выявлять и бояться? Она своими действиями сама себя выявляет. Сейчас ее сезон и судят совсем не тех, кого положено по закону, а то пацана за бутылку  пепси и таким, как ты, приятно топтать убранные дорожки города, и наплевать, как это делается. Кому хорошо, а кому еще лучше, - жить вольготно без всяких повседневных хлопот, как добывать хлеб насущный. Люди башкой работают, и все выглядит со стороны  законно и обычно.
-Ты тоже башкой работаешь,  по складам шастаешь,
-Ой - ой! Какие мы все правильные. Видим во всех воров. Сам-то, как поживаешь, мзды за сторожку хватает?
-Да будет тебе известно, что я студент, и помощи со стороны мне ждать не от куда, а платить за учебу надо, -ответил Антон.
-Тогда понятно! Так за что  шли на танки в стольной такие как ты, чтобы за учебу платить, да в сторожах ходить? - закивал головой коренастый. - Учиться конечно надо, сочувствую тебе. А насчет меня, - доказать надо, в руках у меня ничего нет. Докажи! - развел руками. -Согласен! Пошли к тебе, вызывай милицию. Интересно! Что ты им собрался говорить? Вот привел, или даже поймал, скрутил на территории склада, или базы, привел на вахту, сил хватило. Да они же люди тоже с головами, посмеются в итоге над тобой, а меня немного помаринуют, и  отпустят восвояси. Нет ничего против меня. Еще  одна беда, даже побить меня не сможешь, откуда знать, что я за тип, и что может с тобой случиться  после. Пойдем, а то прохладно становится, чайком угостишь, что ли.
Антон поднялся, отряхнулся.
-Никто тебя бить не собирается, а вот сумку твою проверить бы не мешало, посмотреть может, там действительно ничего стоящего нет. Или сам скажешь,  что в ней?
-Сумку! Какую сумку? - коренастый поддельно сделал удивленными глаза. - Ах сумку! - он словно вспомнил, с усмешкой глядя на Антона. - Какой все же ты молодой и наивный до простоты! Скажу тебе по секрету: на такие дела никто не ходит по одному, соображать надо, - он вдруг закатился  зазорным смехом, хотел подняться, но поскользнулся на траве, упал, стал подниматься со словами: - Тут головой работать надо, - наконец поднялся, показал на забор. – Давай, что ли помогу перелезть. Досадно будет, что придется возвращаться вокруг, с той стороны помочь будет некому, и никто не решится, подумают что ты не то задумал, и в дополнение еще милицию вызовут. А там,  в момент повяжут, сразу они никогда не разбираются, они на это не способны. На твои крики только будут успокаивать словами: - будет день, разберемся. И пока разберутся, со склада можно будет фурами вывезти, что угодно и концов не найдут.
Он так задорно смеялся, представляя как это все будет выглядеть со стороны, что и Антону стало весело, и он, понемногу, а потом все громче поддержал коренастого. Где-то залаяли собаки.
-Ну и уморил! - не прекращал смеяться Антон. -Ладно уж, пойдем, чаем угощу.

                2001г.


Рецензии