Свобода, воля, рок. Законы судьбы и времени. Имя

Полностью материал включен в книгу  "Судьба. Свобода или рок" и"Судьба,  свобода, воля, рок"

 Свобода, воля, рок .  Законы судьбы и времени. Имя
1 Золотое правило судьбы
2 Рок и судьба
3 Рок и свобода воли
4 Судьба и свобода
5 Враг мой в уме моем
6 Предопределенность, рок и фатум судьбы
7 Законы судьбы
Судьба и имя
Судьба и время
Тело времени
Спираль времени и судьбы

 
Судьба – у греков, карма – буддистов, тао – у китайцев, разум – у стоиков: какое современное понимание механизма действия судьбы присуще нам в 21 веке? В отличие от древнего представления о судьбе, как необходимости железного божественного закона, любое событие во внешнем мире в современной математической теории катастроф может быть описано как «элементарная катастрофа», то есть как результат некоторого конфликта режимов в пространстве-времени.
Сама катастрофа, скачкообразное, взрывоподобное изменение возникает в виде внезапного ответа системы на постепенное изменение внешних условий. Математическое описание мира, основанного на «тонкой игре непрерывного и дискретного», пытается исследовать функции на минимум и максимум. Теория катастроф, как и теория бифуркации, трактующая всевозможные метаморфозы объектов при изменении параметров, способствуют уточнению формулировок при исследовании системы «человек-судьба». Впрочем, создатель теории катастроф Том признается: «В философском и метафизическом плане теория катастроф не может принести ответа на великие проблемы, волнующие человека. Но она поощряет диалектическое, гераклитовское видение Вселенной, видение мира как театра непрерывной борьбы между «логосами», между архетипами. Теория катастроф приводит нас к глубоко политеистическому взгляду: во всем надо различать руку Богов. … те самые причины, которые нам позволяют располагать нашими возможностями в одних случаях, обрекают нас на бессилие в других». Мистика теории катастроф сродни мистике отношений человека и судьбы.
Судьба – не жестко предопределенная, ограниченная со всех сторон узкая линия жизни, а широкая дорога с множеством поворотов, перекрестков с закоулками, и именно человек определяет, с кем и на каком повороте свернуть в ту или иную сторону. Конечно, многие элементы судьбы предопределены, но никто и ничто не вправе навязывать человеку ту или иную линию поведения, тот или иной выбор в своей жизни. На конкретных примерах будут рассмотрены многие спорные вопросы, в том числе вопрос соотношения свободы воли личности и элементов предопределения, заданности, фатума и рока судьбы.

2 Рок и судьба
«Нельзя ничего изменить в своей судьбе»
Эзоп
В древнем Шумере было принято считать, что незримые «скрижали судьбы» изначально определяют любое явление – будь то человек, город или государство. Многие современники считают: «От судьбы не уйдешь». Родился человек на свет и уж приговорен, все приговорены с рождения своего.
Римский император Домициан (51-96 гг.н.э.) как-то спросил своего астролога о его судьбе. Тот ответил, что вскоре его разорвут собаки. Император рассмеялся и приказал убить астролога. Вечером за трапезой он поведал друзьям об астрологе. Все принялись наперебой восхищаться всесилием и находчивостью императора, который перехитрил саму судьбу астролога. Лишь актер мрачно заметил, что проходил мимо площади, где сжигают мертвых. Туда как раз принесли астролога и положили на костер, но сильный ветер погасил пламя. И тогда стая бродячих голодных собак набросилась на труп астролога.
Получив предсказание о том, что он погибнет от  руки  своего сына Эдипа, царь  Лай велит связать и бросить своего младенца сына на недоступную скалу. Однако ребенок не погиб. Позже, узнав от оракула о своем предначертании, Эдип старается убежать от своих приемных родителей, от своей судьбы и злого  рока, который довлеет над ним. По дороге встречает своего настоящего отца и  в ссоре убивает его. Чем больше Эдип пытался убежать от своей судьбы, тем быстрее он приближался к ней. Анализируя судьбу Сократа, который предпочел выпить чашу с ядом, нежели  покориться несправедливости, Гегель  подчеркивал, что человек страдает без вины, сам  выбирает себе несчастье, сознательно  идет на гибель, но не может и не хочет  что-либо остановить, изменить, не может  отказаться от злого рока и злой бездны, смотрящей в него.
«Волхвы предсказали князю Олегу, - писал летописец в 912 году, - что ему суждено умереть от любимого коня своего. С того времени он не хотел ездить на нем. Прошло четыре года; в осень пятого вспомнил Олег о предсказании и, слыша, что конь давно умер, посмеялся над волхвами; захотел увидеть его кости; стал ногою на череп и сказал: его ли мне бояться? Но в черепе таилась змея, она ужалила князя, и герой скончался».
Когда родился Иван Антонович (правнук Петра Великого) императрица Анна Иоанновна дала приказание составить гороскоп. Заключение было столь ужасным, что императрице послали другое заключение.
Всю жизнь Александр Пушкин пытался избежать предсказанной ему гибели на тридцать седьмом году жизни от «белого человека», «белой лошади» или «белой головы». Знал, пытался, но все равно не смог.


Рецензии