Возраст счастья

«Он был любовью всей моей жизни»


Когда разговариваешь с человеком, который делится впечатлениями о событиях, пережитых им во время Первой мировой войны, невольно ощущаешь себя сидящим в кресле незримой машины времени. Именно такое чувство испытывали собеседники Хедды Болгар, известного американского психолога, которая родилась в августе 1909 года, а умерла совсем недавно, весной 2013 года.

Несмотря на более чем преклонный возраст, Хедда в подробностях описывала свое детство, проведенное в Швейцарии, на берегах Женевского озера, и учебу в Венском университете, где она слушала лекции Зигмунда Фрейда и дружила с его дочерью Анной.
Все последующие годы Хедда посвятила преподаванию психотерапии и психоанализа, научным исследованиям и работе с пациентами. Именно она стояла у истоков  Калифорнийской школы специальной психологии и Института психоаналитических исследований в Лос-Анджелесе. И все же самым значительным событием в своей жизни Хедда считала встречу с мужем, Хербертом Беккером.

Они познакомились незадолго до аншлюса – насильственного присоединения Австрии к гитлеровской Германии. Херберт был евреем, и, зная, каким преследованиям подвергается еврейский народ в Третьем рейхе, Хедда уговаривала его бежать вместе с семьей в США. Сама она также опасалась за свою жизнь, так как была активной участницей антифашистского движения и не раз публично критиковала нацистский режим.
Но все усилия Хедды были тщетны. Мать Херберта, погладив будущую невестку по голове, сказала: «Милая Хедда, мы ценим твою заботу о нас, но у тебя просто истерика. Возможно, у нас будут трудности с работой или с продовольствием, но это вполне можно пережить».

Херберт, напротив, был склонен верить недобрым предчувствиям невесты, но он не мог бросить родителей на произвол судьбы.
 
Хедда Болгар покинула Австрию 11 марта 1938 года, в тот самый день, когда гитлеровские войска вошли в Вену. Она поселилась в Чикаго и получила приглашение преподавать в Чикагском университете. В то время она была единственной женщиной-преподавателем на психологическом факультете.

Спустя некоторое время Хедда получила известие об аресте родителей Херберта, а затем об их переводе в Освенцим. У нее не было иллюзий относительно их дальнейшей судьбы.

Самому Херберту, чудом избежавшему заключения, удалось вырваться из оккупированной Австрии и приехать к Хедде в Чикаго. В 1940 году они поженились. Однако чувство вины за то, что он не сумел уберечь родителей от гибели, не оставляло Херберта до конца его дней. Он все больше замыкался в себе, избегая любых разговоров о пережитой трагедии.

«Я видела, как он подавлен, – вспоминала Хедда, – и понимала, что должна настоять на этом разговоре, но чтобы разговорить мужа, помочь ему пережить эту страшную утрату, нужно было терпение и время, а именно времени мне больше всего и не хватало. Я предпочла карьеру самому дорогому для меня человеку и долгое время не могла себе этого простить».

И все же, несмотря на все трудности, Хедда считала свой брак необыкновенно счастливым. «Самый мудрый поступок я совершила в тот день, когда вышла замуж за своего мужа, – признавалась она. – Херберт был человеком блестящего ума, любящим, заботливым. Он был любовью всей моей жизни».

В 1956 году супруги переехали в Лос-Анджелес, где доктору Болгар предложили должность главного психолога в одной из ведущих клиник города. Параллельно она продолжала преподавать, писать научные статьи и участвовать в многочисленных конференциях и семинарах, посвященных проблемам психоанализа.

Смерть Херберта после 33 лет совместной жизни стала для Хедды настоящим ударом.
«Когда мой муж умер, для меня наступил конец света. Моя скорбь была безгранична. Так продолжалось много лет, до тех пор, пока я не осознала, что все еще жива. Я вдруг поняла, что больше всего Херберт хотел бы, чтобы я жила, не просто доживала, а наслаждалась жизнью, дыша полной грудью. И я приложила все усилия, чтобы жить именно так – ради него».



«Я слишком занята, чтобы умереть»


О том, насколько успешно удалось Хедде претворить в жизнь это намерение, свидетельствуют ее коллеги.

«Я знал Хедду Болгар на протяжении сорока пяти лет, – рассказывает директор Института Райта в Лос-Анджелесе Аллен Яссер. – Она была моим учителем, дорогим другом и любящей матерью для меня и моей семьи. Ее энергия и жизнелюбие поражали: в 103 года она сохраняла необыкновенную ясность ума и потрясающую работоспособность, консультируя пациентов по 20 часов в неделю. Всякий, кто призывал ее «сбавить обороты» и поберечь себя, встречал с ее стороны активное сопротивление. «Я слишком занята, чтобы умереть», – говорила Хедда. Она искренне не понимала, зачем нужно уходить на пенсию, если работа доставляет радость.
 
Хедда Болгар была удивительно интересным собеседником. Она могла поддержать разговор практически на любую тему, будь то Бах, Фрейд, вегетарианство или политика, но избегала вечеринок с их пустой болтовней и сторонилась людей, не любящих животных. Кстати, последние сорок лет дом Хедды был полон кошек и котят, которых она подбирала на улице.
У нее было невероятное количество друзей по всему миру, и их число постоянно росло. В последний раз на вечере в честь ее 103-го дня рождения в ее доме собралось около ста человек.

Я думаю, секрет долголетия Хедды заключался в том, что она не рассуждала, подобно большинству пожилых людей, о том, как хорошо было раньше и как все ужасно сейчас. Она действительно жила настоящим во имя будущего. В сто лет она выглядела как человек в самом расцвете сил, и это не могло не восхищать».

Не менее восторженно отзывается о Хедде Питер Уолсон, сотрудник Института психоаналитических исследований в Лос-Анджелесе.

«Преодолев столетний рубеж, Хедда Болгар продолжала четыре дня в неделю давать психологические консультации, а пятый посвящала преподаванию. Она ни минуты не сидела без дела. Хедда принимала пациентов у себя дома в Брентвуде (район Лос-Анджелеса), в уютном офисе, утопающем в цветах, с видом на бассейн. Стройная, всегда нарядная, в красивых сережках и с украшением на шее, она была воплощением элегантности и женского обаяния».

А вот как описывает встречу с этой уникальной женщиной наш соотечественник, фотограф Владимир Яковлев: «Я снимал Хедду, она рассказывала что-то, шутила, у нее фантастический ум, мы часа четыре общались. «Хедда, – говорю, – какими оздоровительными практиками вы занимаетесь?» И она мне ответила: «Вы знаете, Владимир, последние 80 лет я мало занимаюсь спортом». Тут я окончательно понял, что ключ к здоровью в этом возрасте не только в физических упражнениях, как принято считать».



Возраст счастья


Хедда Болгар не скрывала, как она счастлива оттого, что не ошиблась в выборе профессии.

«Мне нравится работать с людьми. Нравится слушать и понимать их. Но больше всего я люблю наблюдать, как люди меняются, расправляют плечи, испытывают чувство освобождения. Я счастлива видеть, как их жизнь меняется к лучшему».
 
Своим умением слушать и слышать Хедда считает себя обязанной матери.
«Давным-давно, почти век назад, я пришла из школы и с гордостью рассказала маме, как учительница задала сложный вопрос и девочка из второго класса не смогла ответить на него, а я, первоклассница, ответила. Мама внимательно выслушала меня и спросила: «А ты не задумывалась, что в этот момент испытывала та девочка?»  Мне было шесть лет, но я до сих пор помню эти слова. И я до сих пор благодарна маме за то, что она произнесла их. Это наложило отпечаток на всю мою жизнь».
 
Последние тридцать лет Хедда Болгар занималась изучением активности в пожилом возрасте. Свою задачу она видела в том, чтобы помочь пациентам «примириться с возрастом, не просто смириться, а полюбить его».
 
«Так случилось, что большинство людей, обращающихся ко мне за помощью, – женщины, особенно тяжело переживающие процесс старения, – рассказывала Хедда. – Их беспокоят, прежде всего, внешние изменения, которые начинают происходить в их организме после 50 лет. Нередко эти изменения приводят к депрессии. Я помогаю своим пациенткам осознать возможности и преимущества пожилого возраста, увидеть его красоту.
 
Однажды меня спросили, какой период в моей жизни был самым лучшим, и я ответила: сейчас.  Для меня старость – возраст абсолютной свободы, возраст мудрости и умиротворенности. Я бы сказала, что это действительно возраст счастья. Люди много говорят о том, что мы с годами теряем, и забывают о том, что мы приобретаем. Это несправедливо. С возрастом мы становимся более независимыми и меньше беспокоимся. Это дает нам возможность подумать о жизни, перестать корить себя за неправильные решения, избавиться от чувства вины.
 
На самом деле, молодым жить гораздо труднее. В молодости мы слишком зависим от мнения окружающих. Все вокруг хотят, чтобы мы изменились, вели себя по-другому, верили во что-то другое, выглядели по-другому. В старости все проще: никто не пытается учить тебя жить».
 
Составляя расписание консультаций, Хедда старалась, чтобы ее пациенты не встречались друг с другом. Она объясняла это нежеланием давать им дополнительную возможность делиться друг с другом своим негативным опытом и, таким образом, еще больше омрачать свою жизнь. Всем своим пациентам, независимо от возраста, Хедда советовала перестать беспокоиться и учиться относиться к жизни с доверием и надеждой.
 
«Вы все равно не знаете, что с вами случится в будущем, кого из друзей и близких вы потеряете, чем заболеете, с какими неприятностями вам придется столкнуться. Ваши страхи не обязательно станут реальностью, скорее, наоборот. Поэтому нет смысла волноваться заранее. Если бы десять лет назад мне рассказали, сколько всего радостного мне предстоит пережить, я бы ни за что не поверила».



Жить здесь и сейчас
 

Отдельной темой ее бесед с пациентами был разговор о смерти. Этот разговор включал в себя два аспекта: переживание разлуки с близким человеком и подготовку к собственному переходу в вечность.
 
«В нашем обществе, ориентированном на успех и процветание, не принято говорить о смерти. Люди боятся этой темы, избегают ее.
 
Сама я никогда не боялась смерти, потому что надеюсь, что моя жизнь будет иметь продолжение и весь накопленный мною опыт пригодится мне. Гораздо труднее для меня смириться с утратой близкого человека, но даже с ушедшими людьми можно продолжать мысленный диалог. Мой муж умер, когда мне было 64 года, но я до сих пор мысленно беседую с ним».
 
По убеждению Хедды, «наиболее типичной ошибкой во многих семьях является стремление отложить все самые важные разговоры «на потом», не задумываясь о том, что это «потом» может не наступить». Она призывала своих пациентов жить здесь и сейчас и максимально бережно относиться к своим ближайшим ближним.
 
Интересно, что пожилые люди предпочитали доктора Болгар другим специалистам, потому что  могли говорить с ней, как с матерью.

«У меня есть пациентка, которой 91 год, – признавалась Хедда, – и она очень рада, что может консультироваться у психолога, который старше ее. Она считает, что молодые люди не могут в полной мере понять ее проблем, и, думаю, она во многом права».

Вот несколько советов Хедды Болгар, которые, по свидетельству ее пациентов, позволили им по-новому взглянуть на мир и на себя в этом мире:

• Не зацикливайтесь на прошлом. Жизнь продолжается, все лучшее впереди. Вы даже представить себе не можете, сколько подарков приготовила вам судьба!

• Не занимайтесь самобичеванием. Простите себе ошибки, совершенные в прошлом, и непременно идите дальше.

• Как можно дольше не выходите на пенсию. Работайте столько, сколько позволит здоровье.

• Не сидите в четырех стенах. Ведите максимально активный образ жизни, бывайте на людях, знакомьтесь, заводите друзей.

• Думайте и говорите о хорошем! В мире очень много зла, поэтому особенно важно сосредоточить внимание на позитивном.
 
• Не беспокойтесь о том, чего еще не случилось. Настраивайтесь на доброе, верьте в лучшее.

• Как можно чаще общайтесь с детьми и молодежью, заряжайтесь от них энергией и жаждой жизни.

• Проявляйте инициативу в общении! Не ждите внимания и помощи от других – сами предлагайте помощь.

• Как можно больше двигайтесь!

• Правильно питайтесь, спите столько, сколько требует организм.

• Будьте как можно ближе к природе! Любите животных, разводите цветы, занимайтесь садоводством.

• Наслаждайтесь жизнью! Радуйтесь каждому новому дню и как можно чаще благодарите.


Хедда Болгар умерла 13 мая 2013 года в своем доме в Лос-Анджелесе. Ее кончина была поистине мирной и непостыдной. «Я очень счастливый человек, потому что всегда чувствовала себя нужной людям, – говорила она. – Я люблю людей, а они тянутся ко мне, и это счастье. Я всегда радовалась переменам, и сегодня я испытываю огромную благодарность за все, что мне довелось пережить. Я не представляю себе иной жизни».


Рецензии
Я покорён прекрасным человеком,
Её измерена жизнь веком,
А польза - очень велика!
Об этом говорит строка.
Пример для нас, во всём пример,
Чтоб быть такими, примем мер!!!
СПАСИБО ЗА ВАШ РАССКАЗ ОБ УДИВИТЕЛЬНОМ ЧЕЛОВЕКЕ, АЛЕКСАНДРА И ВОЗМОЖНОСТИ ПОЗНАТЬ ВОЗРАСТ СЧАСТЬЯ!!!

Николай Вершинин   27.06.2023 05:57     Заявить о нарушении
От души благодарю Вас, Николай!

Александра Немтина   27.06.2023 10:08   Заявить о нарушении
Всего успешного, Александра!

Николай Вершинин   06.07.2023 09:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 46 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.