Мать Мария

Мать Мария Хордан родилась в 1949 году в Боливии, в городе Санта-Крус-де-ля-Сьерра. В 17 лет она поехала учиться в Европу, а в результате стала монахиней-францисканкой. Мать Мария всегда очень любила детей, и, когда после двадцати лет служения в Риме ей предложили поехать в Бразилию, чтобы работать с трудными подростками, она без колебаний согласилась.
В 1994 году судьба привела ее в Росарио, третий по величине город Аргентины.


«Я больше не могла жить, как раньше»

«Я приехала в Росарио, чтобы преподавать религию в школе Св. Луиса Гонзаги, – вспоминает мать Мария. – В то время мне было 45 лет, и у меня уже был некоторый опыт работы с детьми. В Каскавеле (Бразилия) я занималась организацией детских садов для детей из бедных семей и одновременно работала с наркозависимыми подростками, многие из которых имели криминальное прошлое. Затем меня перевели в Корумбу, где мне удалось основать реабилитационный центр для детей, страдавших от истощения. 
Росарио поразил меня своими контрастами. Красивые высотные здания в центре города и ужасающие трущобы на окраинах… Мое знакомство с обитателями этих трущоб произошло в 1995 году, когда однажды меня попросили навестить семью, проживавшую в квартале Тоба. В этом квартале уже несколько десятилетий живут тобасы – племя горцев, вынужденных переселиться в город, потому что в горах им грозило вымирание…
Я хорошо помню этот день: мы шли, утопая в грязи, а вокруг были не дома и даже не хижины, а некое подобие палаток, сооруженных из рваного тряпья. Эти палатки располагались вокруг огромной мусорной свалки, которая служила их обитателям единственным источником пропитания. Целыми днями взрослые и дети с корзинками в руках рылись в мусоре, свозимом сюда со всего города, в надежде найти что-нибудь съедобное. Это были беднейшие из бедных, последние из последних...»
Больше всего мать Марию поразили дети: грязные, красные от сыпи, непрерывно чесавшиеся из-за вшей… Они были истощены до предела. Жизнь этих детей начиналась и заканчивалась на мусорной свалке.
Власти страны не слишком заботились о жителях Тоба: у них не было ни документов, ни гражданских прав – для государства их просто не существовало.
«Вечером, вернувшись в монастырь, я не могла сосредоточиться во время молитвы. В памяти одна за другой всплывали картины увиденного в Тоба и лица детей. В их глазах была такая тоска!.. В этот момент я поняла, что больше никогда не смогу жить, как раньше.
Я попросила у настоятельницы разрешения навещать этих людей, приносить им еду, лекарства. Однако уже тогда я поняла, что приходить сюда время от времени недостаточно: нужно жить среди них, жить с ними. И я обратилась к епископу Эдуардо Мирасу с просьбой позволить мне переселиться в трущобы Росарио».


Видеть в человеке человека

«Прежде всего, мне пришлось усвоить, что отныне я больше никогда не буду жить по расписанию, – рассказывает мать Мария. – Ведь бедняки обращаются за помощью в любое время суток. Затем пришло осознание, что еда, лекарства, средства гигиены – отнюдь не самое главное в их жизни. Да, им нужен хлеб, нужны медикаменты, но больше всего они нуждаются в понимании и уважении, в том, чтобы в них видели людей.
Моя жизнь в Тоба началась с того, что мне пришлось здорово поработать лопатой. Мы постепенно освободили от мусора довольно большой участок земли, вырыли канавы между палатками, чтобы во время ливней вода не застаивалась в жилищах тобасов. Мы живем в особом климате, здесь часто бывают дожди, и в это время грунтовые дороги превращаются в непроходимые болота.
Отдельной проблемой стала очистка квартала от трупов собак и других животных, которые валялись тут же, в грудах мусора, и разлагались».
У матери Марии было множество идей: организация столовой, ремесленных мастерских, детского сада и непременно школы, потому что большинство обитателей Тоба никогда не держали книги в руках. Но начала она с самого простого – огородила мусорную свалку, проложила улицы и дала им названия. Затем она сделала все возможное и невозможное, чтобы построить водоканал: из-за отсутствия чистой воды уровень заболеваемости в Тоба был катастрофическим.
Со временем появилась небольшая больница, где трудятся врачи-добровольцы и оказываются все основные виды медицинской помощи, включая стоматологическую. Но мать Мария никогда не забывала о главной цели своего переселения в Тоба – дать образование детям и открыть им дорогу в большой мир.
«Сегодня, спустя двадцать лет, трудно даже представить, с чего начиналась наша школа, – вспоминает мать Мария. – Городские власти подарили нам участок, но у нас не было денег даже на покупку тетрадей. Я ходила по помойкам, собирала пакеты из-под молока, мыла, высушивала их, а затем разрезала, и мы использовали их вместо прописей…».


«Кто не учится, тот не ест»

Постепенно благодаря неустанным трудам матери Марии и ее помощников квартал Тоба начал преображаться. На смену рваным палаткам пришли строения из жести. На улицах появилось освещение, открылись столовая, швейная и вязальная мастерские.
«Вначале мы кормили всех без исключения, без всяких условий, но очень скоро я поняла, что это неполезно для наших подопечных. Для того чтобы человек не терял чувства собственного достоинства, он должен сам зарабатывать себе на хлеб. Конечно, речь не идет о деньгах. Мы предлагаем людям помочь приготовить еду, вырыть траншею, поработать в мастерских. Дети также должны трудиться, их труд – учеба, помощь родителям и учителям. Нужно сказать, что малыши очень быстро усвоили принцип: кто не учится, тот не ест, и в нашей школе нет проблем с посещаемостью.
Спустя некоторое время я заметила, что матери наших подопечных проявляют живой интерес к учебе, и мы также начали учить их читать и писать. Они приходят к нам дважды в неделю – к сожалению, у нас нет возможности проводить занятия чаще – и, так же, как и дети, получают после уроков горячий обед».


«Любовь – лучшая терапия»

«Самая большая проблема заключается в том, что бедняки неинтересны своему государству, – с горечью говорит мать Мария. – Всё, буквально всё, приходится «выбивать» с огромным трудом. А ведь Аргентина такая богатая страна!.. Она так много всего экспортирует, но при этом совсем не заботится о том, сыты ли ее собственные граждане. Это напоминает мне женщину, которая устраивает роскошный банкет для друзей, но забывает накормить собственных детей.
Когда-то тобасы жили в горах, это была нелегкая жизнь, но, по крайней мере, они жили на природе, там был чистый воздух и чистая вода. К сожалению, они были вынуждены покинуть родные места, и все, что государство смогло им предложить, – это мусорная свалка. А ведь именно они коренное население этой страны!..
Когда я переселилась в Тоба, там жили 450 семей. Спустя десять лет их число выросло до полутора тысяч. Эти люди мечтают работать, учиться, и они заслуживают того, чтобы государство считалось с ними.
Я хорошо помню, какой была жизнь тобасов до того, как в районе открылись мастерские. Они вставали в 11 часов и целыми днями слонялись по кварталу, изнывая от безделья... Это был идеальный рассадник преступности и наркомании. Сейчас наши подопечные встают в 6 часов и спешат на работу, потому что у них появился реальный шанс заработать себе на жизнь. Они осваивают кирпичную кладку, обучаются слесарному, кузнечному делу. Конечно, гораздо проще работать с маленькими детьми, потому что молодежь уже привыкла к праздности. Но и она небезнадежна».
В последнее время обстановка в районе серьезно обострилась: к горцам прибавились эмигранты из Парагвая, приезжающие в Аргентину в поисках работы. Все чаще мать Мария сталкивается с воровством, актами вандализма.
«Меня иногда спрашивают, не опускаются ли у меня руки при виде очередного погрома. Нет, я не отчаиваюсь и не осуждаю этих людей, хотя, конечно, мне очень больно все это видеть…  Но как я могу их осуждать? Многие из них родились в семьях алкоголиков, наркоманов, иногда они даже не знают, кто их отец! Они не злые, просто они видели в своей жизни так много зла, что у них пока нет иного способа самовыражения.
Но я ни в коем случае не снимаю ответственности с наркоторговцев, промышляющих в Тоба. Они нападают на наших подопечных, похищают детей. Конечно, я понимаю причину их агрессии, ведь с нашим приходом они лишились огромного рынка сбыта. С этим злом мы боремся и будем бороться самым решительным образом. Разумеется, мы не отвечаем насилием на насилие. Мы мирные люди, над входом в наш общинный центр написано: «Мир и добро». Наше оружие – молитва. Перед молитвой любое зло бессильно».
На вопрос о том, что можно противопоставить этой агрессии, мать Мария, не задумываясь, отвечает: «Только любовь. Любовь – лучшая терапия.
Вначале, когда я только переехала в Тоба, мне пришли на помощь учащиеся близлежащих колледжей. Они раздавали еду, возили пожилых людей в городскую больницу, объясняли тобасам элементарные правила гигиены. Затем к нам присоединились студенты университета, причем многие из них были из достаточно состоятельных семей. Они бесплатно обучали взрослых грамоте, проводили юридические консультации.
Сегодня к нам приезжают десятки добровольцев и благотворителей, в том числе верующие других конфессий. Многие из них не говорят по-испански, но это не проблема: язык любви понятен всем. Важно, чтобы наши друзья понимали: мы работаем не для бедных, а вместе с бедными, бок о бок, изо дня в день, чтобы они знали, что Господь не оставил их один на один с их бедой, и чувствовали, что мы равны».


Дом надежды

Несколько лет назад на средства благотворителей в Тоба открылся общинный центр, где расположились школьные классы, игровые комнаты, маленькая библиотека, комната для молитвы.
«Это было настоящее чудо! Никогда не забуду, как сияли глаза малышей, впервые увидевших настоящую мебель! Ведь большинство из них никогда в жизни не сидели за столом.
Мы освятили наш центр во имя Пресвятой Девы Марии, Матери надежды. Ведь наши подопечные приехали сюда с надеждой, надеждой выжить. И когда они обращаются к нам за помощью, ими также движет надежда – надежда быть услышанными…
Мы, христиане, призваны свидетельствовать о Христе своей верой, но для этого недостаточно просто верить в Бога и ходить в церковь. Свидетельствовать о Христе означает делать то, что Он заповедовал нам, то есть служить тем, кто не имеет, не знает и не может.
Мало дать голодному кусок хлеба, нужно еще и спросить у него, как он живет, в каких условиях и как случилось, что он попал в трудную жизненную ситуацию.
Христос сказал: «Я пришел, чтобы вы имели жизнь и имели с избытком» (Ин 10, 10). Я спрашиваю себя, что такое жизнь? Несомненно, это дар Божий. И этот дар должен быть в полной мере реализован. Мы все призваны жить, и жить достойно. Поэтому важно не просто накормить человека, но и создать предпосылки для его личностного и духовного роста».
Мать Мария давно мечтала о том, чтобы в Тоба появилось место, куда бы мог прийти каждый, в любое время дня и ночи. Прийти не для того, чтобы получить тарелку супа и уйти, а чтобы почувствовать себя любимым.
«Нам постоянно что-то жертвуют, но эти деньги молниеносно расходуются на покупку продуктов, лекарств, предметов первой необходимости. А ведь еще нужны обогреватели, насосы, инструменты для мастерских, нужно платить учителям… Бывает так, что мне просто нечего дать, и тогда я понимаю, как велика ценность доброго слова, самой обыкновенной улыбки. Ведь улыбка – это тоже апостольство».


«Благодарю Господа за дар жизни»

Сегодня имя матери Марии Хордан известно далеко за пределами Аргентины. О ней пишут книги, снимают фильмы, ее приглашают на телепередачи. Она соглашается участвовать в них, но лишь для того, чтобы собрать как можно больше средств на реализацию благотворительных проектов.
«В юности я хотела стать переводчицей. Я мечтала работать с людьми, путешествовать, иметь друзей в разных странах. И все, о чем я мечтала, сбылось, но немного иначе, чем я себе представляла.
Теперь я понимаю, что все в моей жизни было промыслительно. Я выросла в многодетной семье, и это научило меня быть внимательной к нуждам ближних. Признаться, я не вижу ничего особенного в том, что я делаю: когда семья большая, отзывчивость и помощь – нечто само собой разумеющееся. Но я не перестаю благодарить моих дорогих друзей за любовь, молитвы и поддержку. Это удивительные люди! Без них я бы не смогла ничего».
В мае 2014 года матери Марии исполнилось 65 лет. В ответ на многочисленные поздравления она написала на своей странице в Facebook: «Благодарю Господа за дар жизни, которого я удостоилась 65 лет назад, и благодарю всех, кто сопровождал меня на моем жизненном пути. Да благословят вас Бог и наша любимая Матерь надежды!»


Рецензии
Удивительная история! Спасибо, дорогая Сашенька, за рассказ о замечательной женщине, успевшей так много хорошего сделать для других, порой, совершенно не знакомых ей людей. Особенно впечатлили строки: "Мать Мария давно мечтала о том, чтобы в Тоба появилось место, куда бы мог прийти каждый, в любое время дня и ночи. Прийти не для того, чтобы получить тарелку супа и уйти, а чтобы почувствовать себя любимым." Дай Бог, чтобы в каждом городе было такое место! С теплом души и самыми добрыми пожеланиями,

Мария Долгина   22.07.2023 00:42     Заявить о нарушении
Рада Вам и Вашему светлому отклику, дорогая Машенька!

Александра Немтина   22.07.2023 11:18   Заявить о нарушении
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.