Новое - это ошибки старого

       Профессионализм – это, конечно, хорошо. Это просто необходимо в обыденной жизни. Без профессионализма всё  развалится и человечество  окажется  у разбитого корыта…
       Но, с другой стороны, профессионализм,  –  это тормоз, ограниченность, это однообразие,   рамки  движения, это  привязи, цепи, сдерживающие творчество, созидание нового.
       Профессионализм – это строгое следование установленным правилам и нормам действий.  Ни один «настоящий» профессионал  не позволит себе и другим, если он имеет на них влияние, выйти за рамки установленных правил, алгоритмов действий. Настоящий профессионал  наилучшим образом обеспечивает выполнение определённых строго очерченных действий и правил, направленных на достижение заведомо известных целей и задач.   Он никогда не позволит шаг влево, шаг вправо…
       Профессионализм необходим в воспроизводстве хорошо известных вещей и действий.  Профессионал – это человек,  точно выполняющий определённый набор операций, действий, умений, навыков…  Настоящий профессионал никогда не сделает ничего нового, поскольку любое «новое»  это отступление от имеющегося регламента действий, от принятого стандарта. Любое «новое» с точки зрения профессионализма – это ошибка, это брак, это недостаток. Идеал профессионализма – это робот, машина, строго выполняющая точно предписанный набор действий, согласно утверждённой программе.
       Вопрос. Может ли настоящий профессионал создать что-то новое?
       Ответ. Нет.  Профессиональный профессионал ничего нового создать не может.  В противном  случае это уже будет не настоящий профессионал.
      Создание нового – это  творческий акт.  Творчество, по определению, -  всегда выход за рамки общепринятых представлений и норм, это переход в новое состояние реальности вещей и идей. Для создания действительно нового, с точки зрения профессионализма, необходимо делать ошибки, неправильности, нарушать правила.  Что непрофессионально!
       Творец – это не тот, кто воспроизводит нечто, что хорошо всем известно, - это тот, кто делает совершенно новое, ранее не известное, что до него никто не делал.  Можно ли обучиться делать абсолютно новое?  Нельзя.  Как можно обучится делать то, чего ещё нет и о чём никто не знает? Кто будет обучать тому, чего ещё нет?  Если "учитель"  знает как сделать новое, то это "новое"  уже не является реально и действительно  новым. Это как в сказке: тебе говорят пойди туда, не зная куда, принеси то, не зная что.  Сделай то, чего не может быть. Логическим путём это сделать невозможно. Логическим путём можно сделать только то, что заложено в самой логике - старых знаниях...
       Конечно, новое рождается в процессе делания старого, как побочный результат, как  отклонение от профессиональной канвы, как случайная ошибка при какой-либо операции. Человек сам не знает,   что он может "сотворить"  или "сотворил", пока это не станет объектом практики.  Творчески одарённый человек сумеет это заметить и оценить. Творчески одарённый человек сможет из этой "ошибки", из этого случайного отклонения сделать нечто новое и значимое. Такой человек может превратить  абсолютно "новое" в общепринятое.  Творческий акт  всегда индивидуален и присущ только отдельным личностям.  Никакого "коллективного творчества" в природе нет! Есть "коллективная работа"! Не более.
       Любое "новое"  создаётся, возникает, рождается как ошибка, как спонтанное отклонение  от известного, как нарушение "профессионального", очевидного  хода вещей и идей. Это подобно мутации у живых организмов. Вдруг, неожиданно  из-за случайно сложившихся обстоятельств (внешних или внутренних)  происходит сбой в строго детерминированном процессе производства молекул, генов, белков,  вещей, объектов, слов, фраз, художественных произведений, научных опытов…  В результате этого  сбоя, этого случайного  отклонения от "нормы", этой ошибки эксперимента, производства, нарушения последовательности расположения элементов или операций   возникает нечто, отличающееся от того, что  ранее возникало,  получалось  обычно. Это вдруг возникающее  "нечто", наделённое новыми качествами либо отбрасывается как брак, либо начинает существовать как "новое".  Многообразие жизни, которое окружает нас, есть результат ошибок и неточностей, произошедших в ходе копирования исходного текста.
        Представьте себе, что был изначально некий текст романа "Война и мир", потом его переписали несколько раз различные люди, копии также переписывали многие, пока не возникли миллионы и миллиарды копий  текстов  романа, но каждый их них будет уже  совсем другими, чем изначальный источник,  потому что писцы делают ошибки по своей природе. Невозможно абсолютно точное копирование текста... Появились какие-то чужеродные тексты, смыслы и страницы. А некоторые страницы потерялись. Но, так как все равно процесс пошел от одного оригинала, можно попытаться понять существующее многообразие или связи между имеющимися копиями, выискивая эти опечатки и изучая их распределения. А можно, например, пытаться связать наличие определенных опечаток с измененными свойствами (смыслами в случае "Войны и мира"). Кто-то уже это говорил... Примерно в том же смысле.
        И если это вдруг возникающее  новое имеет какие-то значимые преимущества перед имеющимся старым, то оно постепенно полностью его заменит и само станет нормой и правилом. Это суть закона эволюции Дарвина! Мутации и естественный отбор...
       В таком случае  это "новое"   становится объектом и предметом нового профессионализма.  Старый профессионализм отмирает вместе с заменой старого на новое.  Так  возникают, создаются, творятся новые объекты, вещи, приспособления, устройства, орудия, машины, идеи, научные теории, художественные приёмы и направления, картины мира и  парадигмы…
       Новое возникает случайно в том смысле, что создавали, делали нечто хорошо известное, нужное, а не это "новое".  В  процессе изготовления или оптимизации  изготовления "старого",  улучшения алгоритма производства известного, необходимого людям вдруг возникло, проявилось нечто неожиданное, наделённое новыми качествами. Специалисты  варьировали внешние  условия, используемые материалы, способы их подготовки и  сочетания, меняли внутренние параметры состояния и расположения элементов…  И неожиданно, вдруг, непонятно по какой именно причине в результате этих действий возникло нечто новое: вещество, процесс, явление, состояние, устройство, художественное произведение, музыка…  Настоящий профессионал отбросит это как мусор.  Недостаточно профессиональный человек сможет увидеть в этом новое и перспективное…
       Совершенно новое невозможно найти целенаправленно.  Поскольку неизвестны в полной степени ни качества этого нового, ни условия их возникновения.  Профессионалы руководствуются некоторыми гипотезами и представлениями, которые, как свидетельствует история, обычно оказываются ошибочными. Новое обнаруживается случайно, но в целенаправленном поиске чего-то. Кто ищет, тот всегда найдёт, правда, зачастую,  вовсе не то, что ищет.   Только не полный, не абсолютно жёсткий профессионал способен позитивно оценить ошибку эксперимента и увидеть в ней новое явление. Все выдающиеся открытия  совершали люди широких  взглядов, в которых гармонично сосуществовали профессиональные знания с дилетантскими представлениями.  Суть творчества человека заключается в  наличии у него способностей заметить, увидеть новое в "старом", удивиться  этому,  выделить его как феномен  и представить людям.
       Истинно творческий человек должен быть в некоторой степени дилетантом. Дилетанту легче принять нечто новое за истинное – он не знает, что этого не может быть, у него гораздо меньше профессиональных запретов. При этом, очевидно, что дилетант, без достаточной профессиональной базы,  никогда не сможет правильно понять новое и сделать из этого научное открытие или высокохудожественное произведение. На то он и дилетант (это тема отдельного рассмотрения).
      Сколько профессионального и дилетантского  должно быть у человека   для наиболее  эффективного  творчества?  Думаю, что это соотношение описывается хорошо известной и практически всё определяющей в нашем мире  "золотой пропорцией". Профессионализма – 61,8 %. Дилетантизма – 38,2%. См., также "Без дураков жить нельзя" http://www.proza.ru/2014/04/24/2179
       Рассмотренный "механизм"  возникновения нового знания распространяется на все сферы человеческой деятельности.

       "Путь абсолютного познания"     http://proza.ru/2020/07/13/1301


Рецензии