Конёк
Обратимся к словарям.
Словарь XVIII века:
КОНЕ;К (-і;ок), нька;, м. 1. Уменьш.-ласк. к конь (1). [Щепетильник:] Не изволите ли деревянных кукулок, коньков, гремушек и прочаго? Лук. Щепет. 234. А тут, оставя хороводы, Верьхом скакали на коньках. Држ. Соч. III 32. | Перен. О постоянном, излюбленном предмете мыслей, разговоров. Каждый из нас, по словам Стерна, им;ет своего конька, на котором он охотно ;здит. Псм мас. 96.
2. Кузнечик. САР1 III 788.
3. Рыба (лат. XVIII Syngnatus hippocampus). САР1 III 788.
4. Верхний брус кровли. Коні;ок на кровл;. Сл. архит. 220. С пошвы до конька И около, презр;нным взглядом, Мое строение слегка С своим обозр;вая рядом, Ты .. На низменны мои, мнишь, кровы Нав;сить темный сад кедровый. Држ. Соч. II 197. Конек, верхушка, острой конец кровли, в;нец. Ад. I 578.
5. обычно мн. Узкие полозья, прикрепляемые к подошвам обуви для катания на льду. Б;гать по льду на коньках. Држ. VII 469. [Молодой:] Я на коньках все зимней порой; Л;том рву розы, ландыш, фиалки. Муза I 12.
"Лук. Щеп." - это комедия В.И. Лукина "Щепетильник" (1765). Найти текст комедии я не смогла, но понятно, что речь здесь идёт не о живой лошадке ("коньков"), а о игрушке. Щепетильник - это галантерейщик, он конями не торговал.
Второй пример: А тут, оставя хороводы, Верьхом скакали на коньках. Држ. Соч. III 32., - из стихотворения Г.Р. Державина "Развалины", из такого контекста:
Тут был Эдем ее прелестный
Наполнен меж купин цветов,
Здесь тек под синий свод небесный
В купальню скрытый шум ручьев;
Здесь был театр, а тут качели,
Тут азиатских домик нег;
Тут на Парнасе музы пели,
Тут звери жили для утех.
Здесь в разны игры забавлялась,
А тут прекрасных нимф с полком
Под вечер красный собиралась
В прогулку с легким посошком;
Ходила по лугам, долинам,
По мягкой мураве близ вод,
По желтым среди роз тропинам;
А тут, затея хоровод,
Велела нимфам, купидонам
Играть, плясать между собой
По слышимым приятным тонам
Вдали музыки роговой.
Они, кружась, резвясь, летали,
Шумели, говорили вздор;
В зерцале вод себя казали,
Всем тешили богинин взор.
А тут, оставя хороводы,
В е р ь х о м с к а к а л и н а к о н ь к а х;
Иль в лодках, рассекая воды,
В жемчужных плавали струях.
Вот какой комментарий даётся к этому стихотворению:
1Кипр - здесь Царское Село, опустевшее после смерти Екатерины II (Килриды).
Полки прекрасных метких слуг... - то есть эротов.
Парнас - здесь: гора в царскосельском парке.
В е р х о м с к а к а л и н а к о н ь к а х... - Имеется в виду карусель.
Она смотрела: на Алкида... - то есть на памятник А. Г.
Орлову-Чесменскому.
И здесь - не живые коньки, а коньки на карусели.
Итак, из всех примеров к о н ь к о в, - ни одного живого конька. А наш Конёк ведь живой - по крайней мере, мы уверены в этом... Обратимся же к другим словарям, - может, они нам помогут?
Вот - Толковый словарь В.И. Даля:
конек
1) муж. , умалит. конь; особ. употреб. в знач. коня или гребня кровли, стыка двух скатов, князек, охлупень, шелом, череп, черепное бревно.
2) Колодочка с подрезом, стальною полосою, которых пара пристегивается к подошвам для бегу по льду. Коньки бывают бороздчатые, нарезные, с бороздкою по ребру подреза, и гладкие.
3) Насекомое кузнечик, кобылка, скакунчик, Gryllus
4) Рыбка с конскою головкою и шейкою, Syngnathus hippocampus, морской конек.
5) архан. вид съедобного гриба.
6) Лощилка, лощило, у сапожников.
7) Мельничный шестик, привешенный к ковшу и лежащий другим концом на жернове; им потряхивается ковш.
8) Чья либо слабость, охота, страсть. У каждого свой конек. Политическая экономия его конек.
9) Коньки также круглые качели с деревянными конями.
И у Даля нет конька, который был бы живой маленькой лошадкой!
И в литературе того времени что-то примеров не найти.
Англию мы видим страной, совершенно отличной от других европейских стран. Там люди лучше остальных умеют ценить свой труд и зарабатывать деньги – торговля их к о н е к. "
/ Н.М. Карамзин "Письма русского путешественника". 1793-1794.
В тот миг, как с пошвы до к о н ь к а
И около, презренным взглядом,
Мое строение слегка
С своим обозревая рядом...
/Г.Р. Державин "Ко второму соседу"
"Зеленский отыскал в поставце и в печи кой-чего позавтракать; заложил некупленного корму коням и потом, запершись кругом, залез на сено под самый к о н ё к кровли и заснул там сном богатырским". / А. А. Бестужев-Марлинский, «Наезды», 1831 г.
У каждого свои причуды
И свой аршин с своим к о н ь к о м...
/ П.А. Вяземский "Москва"
Всё - либо украшение крыши, либо основная страсть, причуда. Нигде нет употребления слова "конёк" в смысле "маленькая живая лошадь"!
Есть - у Н.В. Гоголя в "Мёртвых душах":
"К о н е к пристяжной недурен, я давно хотел подцепить его", - замечает Ноздрёв. Но - поэма начата в 1835 году, а "Конёк-Горбунок" был напечатан в 1834 и сразу стал сверхпопулярен, - не повлиял ли наш конёк и на Николая Васильевича? И потом, Ноздрёв - такой герой, который мог сказать и нарочито - неправильно.
У И.С. Тургенева в "Первой любви": "У меня был вороненький, косматый к о н е к, крепкий на ноги и довольно резвый... " / И.С. Тургенев "Первая любовь", 1860.
Ещё есть два варианта былины о Микуле Селяниновиче, в одном: "кабы та кобыла да конём была", в другом (записанном Львом Толстым) - "кабы та кобыла да к о н ь к о м была...) Похоже, с лёгкой руки автора нашего "Конька", русские литераторы стали-таки называть коньком маленькую живую лошадку.
Но - видите ли, - у нас-то конёк - совсем не маленькая живая лошадь! Я так уверенно пишу это потому, что совершенно убеждена в том, что заявляю. Наш конёк - это то самое иносказание, переносное значение: перен. О постоянном, излюбленном предмете мыслей, разговоров. Каждый из нас, по словам Стерна, имеет своего конька, на котором он охотно ездит.
Что есть конёк Стерна?
"Это резвая лошадка, уносящая нас прочь от действительности, - причуда, бабочка, картина, вздор - осады дяди Тоби - словом, все, на что мы стараемся сесть верхом, чтобы ускакать от житейских забот и неурядиц. - Он полезнейшее в мире животное - и я положительно не вижу, как люди могли бы без него обходиться". / Л. Стерн "Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена".
Теме «конька» в романе Стерна принадлежит очень важное место, точно так же, как и образам чудаков. Именно в чудачествах во всей полноте и проявляется человеческая натура: «Когда человек отдает себя во власть господствующей над ним страсти, - или, другими словами, когда его конек закусывает удила, - прощай тогда трезвый рассудок и осмотрительность!» Стерн убежден, что, не зная склонностей человека, его «конька», нельзя представить себе его характер.
«Конек», или «господствующая страсть», определяет поведение многих героев Стерна. «Конек» - это способ уйти от унылого однообразия повседневности, от трезвой расчетливости буржуа, от его удручающего практицизма. Эту способность отдаться какому-либо необычному увлечению Стерн определяет словом «шендизм». / Интернет. Шпаргалки для студентов.
Фамилия героев романа - Шенди - на ирландском диалекте значит "придурковатый".
Вот этот английский конёк - по моему убеждению - и перенесён автором нашей сказки на российскую почву. Конёк - это господствующая страсть. Кого? Автора. Как Стерн вывел себя под фамилией "Придурковатый", так и наш автор стал нашим любимым народным героем - Иваном-дураком. А конёк нашего Ивана, его страсть основная, - что это? Ну, если автор - Пушкин, - то это - его Гений. Конёк - это гений Пушкина.
Свидетельство о публикации №215021502325