Не Солнечный удар, а шлепок

Шлепок… На мой взгляд, унизительная пощёчина тому, кто знаком с русской классикой, вообще с русской жизнью. Так бывает, когда человек в силу наивности, порою глупости, делает что-то доброе тебе, а получается злое. Тут похожий случай, когда талант ломают «медные трубы», а эйфория собственной значимости от важности заслоняет критическое мышление. Тогда говорят, «вот вам добро», вместо - «добра вам».

«Как это всё случилось?»

Признаюсь, ждал. Очень ждал премьеру художественного фильма «Солнечный удар». Не потому, что у знаменитого режиссёра были в прошлом любимые мною кинокартины «Родня», «Пять вечеров», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Раба любви». Надеяться на что-то такого же уровня, это «ожидание» российского, футбольного болельщика. После последних «опалённых цирюльников», надежду стёрли, как пыль с подоконника. Ждал, потому что «по мотивам И.Бунина», его «Окаянных дней»… Зрителей было много в зале. Выключился свет. И, началось…
«Это линза. И вот если на эту линзу попадёт просто пятнышко, человека просто нет…» Приблизительно, с этих слов начинается фильм. Если вы не носили обувь меньшего размера, чем есть на самом деле, только потому, что так модно. Если вы не смеялись над глупыми шутками своего начальника, только потому, что смеются все подчинённые. Если вы не оттаптывали пороги чиновников, с единственной мыслью «да когда же это кончится», то уверяю вас, вы не были на фильме Никиты Сергеевича Михалкова. На его линзу попало не просто пятно, а саму линзу «свистнули», вместе с пятнами.

«Как это всё случилось?»

Если бы не моё «металлическое» терпение, «жаба» за билет в 300 рублей, я ушёл бы вслед за остальными немногочисленными эстетами после того, как чайки над пароходом решили сыграть «газовым» шарфиком героини в американский футбол. Столь несуразную сцену увидишь, только в мультах Диснея. Подобные смысловые перформансы проходят красной нитью через все три часа фильма. Первые кадры, да вообще «тёмная» сторона кино картины относит нас к роману И.Шмелёва «Солнце мёртвых». Там, эта гнетущая атмосфера Крыма в Гражданскую войну, голодный павлин. Но здесь… Здесь сдавшихся белогвардейцев сгоняют в резервацию мысли режиссера, ведут по какой-то лестнице Мориса Эшера вверх, чтобы за декорациями из колючей проволоки "переписать" Егоркой, конченным «комунякой», «усих офицерОв» и срезать с них погоны.

«Как это всё случилось?»

Задаёт вопрос главный герой, порой назойливо, иногда не к месту. И мне хочется спросить: как случилось, что актёр Мартиньш Калита играет актёра Евгения Миронова; актриса, которая играет «мамашу» - Анастасия Имамова, копирует чудесную актрису Елену Соловей; фокусник – Петросяна, который думает что он юморист? Ведь это видно «невооружённым глазом». Все сцены на пароходе, выглядят жалкой карикатурой на то время. Типаж главной героини фильма, совершенно не из того времени. Улыбка, маленький, острый подбородок и широкие скулы, можно встретить в «Доме-2», но никак не в том времени. Но немного из рассказа И.Бунина всё-таки есть. Похожий сюжет. (Мотивы наверно обязали.)

«Как это всё случилось?»

Мимолётная встреча, любовь типа секс и «больше мы никогда не увидимся, потому что я не такая». Но у И.Бунина там великая человеческая страсть. Страсть, когда не помнишь, как ты разделся, так как одежды нет в принципе. Есть только она – желанная, красивая, которую хочется «есть, пить, лизать, кусать», целовать, наслаждаться. Которую чувствуешь, как лёгкий ветерок на коже с ссадиной. В такие моменты тебе кажется, что ты её родил, с болью, от великого счастья любви. Герой И.Бунина действительно «бывалый», который испытывал эту «страсть» не раз. Да и героиня была под стать. Можно сказать, они нашли друг друга. Киногерой же, словно пионэр, испытавший первую поллюцию, ехал в «номер» гостиницы, будто на убой. Его «нимфа», вообще никакого желания у зрителя не вызывала. Эта извращённая робость с перчатками «ой, что-то рукам холодно». Тупо разделась и стала (хохот по залу) раздевать поручика как рассупонивают коня. Дальше, режиссёр решил показать «страсть». Если в оригинале, это чувство было передано «запахом загара», угадыванием тела женщины под платьем, да и не страсть, а скорее её зачатки, то в фильме это желание передано пОтом. Причём пот, мало того что «банный» и даже «парной», так он ещё из другого, «утомленного» фильма. И вся сцена оттуда. С той лишь разницей, что внизу лежал человек, увидевший мчащуюся на него по асфальту электричку, а сверху, женщина, которой кто-то тёр мочалкой спину в бане. Если бы в этот момент забежал кто-то и крикнул «тазы и простыни сдавать уборщице», я бы просто рухнул от смеха под ряды.

«Как это всё случилось?»

Мне так и осталась непонятным, почему режиссёр в некоторых сценах намекал на «гениальное», но дальше не пошёл, а наоборот банальность растягивал как можно дольше. Замечательный эпизод, когда казак в ворохе вещей находит детские игрушки и «куриного божка» - «привет из Ялты». Монолог казака великолепен, цепляет за душу – «Зачем мы учились? Читали Толстого, Монтеня в оригинале? Зачем мы учили француский? Чтобы вот так всё…»,(приблизительно). Но режиссер и тут испортил сцену. Как только казак находит «божка», словно по команде, подходит массовка и начинает фальшиво проникаться горем. Типа, «да вот так всё как-то».
Кстати, актёр Александр Устюгов, играющий замечательно эпизодическую роль морского офицера, на удивление гармонично вписался во весь этот белогвардейский флэшмоб, созданный Н.Михалковым. Обычно, из-под всех этих «Ментовских войн» свой талант уже не высунешь. Редко кому удавалось…

«Как это всё случилось?»

Наивную линию сюжета режиссер растягивает, как баян, пока меха не треснут. Чтобы познакомить нас с Егоркой – будущим коммунистом, писарем, он тормозит поручика в карикатурном местечке близ реки, где герой знакомиться с мальчиком рыбаком и по совместительству служкой в церкви. Егорка, на местном диалекте, порой сбиваясь на обычную речь обычного мальчика, приглашает взрослого дядьку показать «красивое место». Глупость полная, которая нужна только режиссеру, для того, чтобы герой забыл у ребёнка часы, которые в фильме должны нести символический смысл. Настоящие золотые часы, так называемой «белой кости», к которой принадлежит сам Михалков (как он «застенчиво» позиционирует себя в СМИ), по воле случая, а точнее по «простоте» босяка - помощника фокусника, были разбиты аля «Петросяном». Вместо того чтобы смазать механизм, босяк «сожрал сало». И фокусник, вместо золотого "брегета", отдал поручику свои простые часы, у которых заедает крышка. Тем самым режиссёр даёт нам понять, что на вопрос - «как это всё случилось», есть ответ: фокусник виноват. И такие «профурсетки», как поручик, которые увлекались собой, а не Россией, забывают своё «время» у большевиков, чем те и не преминули воспользоваться.

«Как это всё случилось?»

Тут, скорее, видна обида самого режиссёра. А вот понять весь этот банальный символ, «Господин поручик, вы часы забыли», к тому времени, когда в финале затопят вместе с часами баржу с русскими офицерами, уже нет никаких эстетических и прочих сил. Мозги так долго терпели «мотивы» Михалкова, что хотелось на воздух, в автобус к людям или в пивбар, чтобы действительно понять, что есть реальность, и ты не сбрендил. Чего стоит только одна коляска, которая катится по лестнице из фильма С. Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин», как символ тщеславия, позёрства, неумности, когда-то талантливого, а теперь зажравшегося «мотивами» и «средствами правительства», режиссёра.Вместо того, чтобы на фоне «украинских событий», показать хоть подобие исторической правды, тем кому «майданы» не дают покоя в одном месте, Н. Михалков, снимает скучнейшую пошлятину.

«Как это всё случилось?»

Так и хочется повторить наивную фразу, «жаль Сталина нет», а точнее, тех надзорных органов, перед которыми нужно держать ответ за потраченные народные деньги. Раз бы продал своё имущество в счёт погашения бездарности и забыл бы, что вообще существует российский кинематограф. Одни из центральных, чёрных фигур того крымского времени - еврейка Землячка и еврей венгр Бела Кун. Психопатические личности, которые с головой в крови, показаны в фильме этаким «твиксом», «мы с Тамарой ходим парой». Розалия Самойловна, молоденькая курсистка с «ботаксными» губками ходит среди малышей детского сада и отчитывает их, что те гадят мимо горшочков. Её товарисч, поросёнок из мульта «Три поросёнка», причём наглухо дебильный до звуков изо рта, уже не человек, но ещё не свинина. И это та самая Землячка, «жидовская падаль», которая прошла каторги и имела кличку «Демон», убивала людей и наблюдала, как над ними издеваются. И это тот самый Кун, который задвигал на маёвках речуги, и собственноручно вспарывал животы офицерам. Даже не смешно.

«Как это всё случилось?»

Но понятно. Понятна непринуждённая толерантность режиссера, чтобы не обидеть еврейскую диаспору, словно мы не знаем, кто делал революцию и в силах поменять историю. Вот это уже смешно.
Белых офицеров, обманом, «грузят» на баржу. И снова, этот монолог, который мог бы стать одним из гениальнейших, в галерее монологов, таким как в фильме А.Германа «20 дней без войны», в исполнении артиста А.Петренко. Все предпосылки для этого были, герой с собакой и с чемоданом папирос, которые он свято хранил (коллекция отца), неожиданно в трюме понимает, что сейчас произойдёт, и раздаёт папиросы всем. Это я так говорю, «понимает», там же не понятно ничего, каждый кадр, игра актёра, всё типовое, как в хрущёвских пятиэтажках. А затем, возле иллюминатора, короткий монолог смазанный «возвращением часов» от Егорки, который стоит и смотрит, как тонет баржа и хочет перекреститься, но только задевает фуражку, что тоже уже было «поведением» в кинематографе.

«Как это всё случилось?»

Этот вопрос завис в моём сознании, и я подумал, а, действительно, «как»? Как случилось, что мы, взрослые и не очень взрослые люди, идём на поводу тех, у кого «как бы», это факт, «похожее» - оригинал. Финалом, ко всему этому «походу в синематограф» по «мотивам» представления о мире, жизни, России, было невольное тихое восклицание молодой пары. «Как же задолбали все эти михалковы и бондарчуки…» А ведь всего, 700 км от нашего города до столицы, а такое впечатление, что мы и они из разных вселенных.


Рецензии