28. Анатолий Джугаш Свой среди чужих, повесть

                (Продолжение.Начало в № 1-27)



   Советские войска на фронте пришли в новое движение.Боясь потерять жизненное пространство в Европе,усилило и у американцев и англичан, стремление к открытию Второго фронта.Союзники готовились к перебрасывать дивизии в район Средиземного моря и Ла-Манша,где уже развертывалось партизанское движение сил сопротивления.В свою очередь советские армии долбали сильную оборону гитлеровцев сразу в нескольких местах с намерением-приковать их дивизии на Восточном фронте,лишая фашистов возможности создания трудностей для претворения в жизнь операции "Оверлорд".
   Положение для рейха предвиделось ужасающим.
   Еще свежи были в памяти события под Сталинградом,Курской дуге-это и многое другое наводило уныние на многих солдат вермахта.Множество традиционных ритуалов,что ранее обставлялись с пышной помпезностью в войсках будь то даже на переднем крае фронта теперь стали проводиться скоропалительно,между делом.Внутренняя сумятица захлестнула и штабных работников.Поэтому было неудивительно,что когда Иоганну Веберу пришло известие о награждении его Железным Крестом второй степени,и,он явился за ним в штаб своей 124 пехотной дивизии.там ему среди всех прочих фронтовиков,буквально сунули коробочку с орденом.По кислым физиономиям других награжденных Вебер догадался,что это им здорово не понравилось.Но делать нечего.Сухо распрощавшись с ними он вышел из кабинета командира дивизии и направился к выходу.Уже перед выходом из штаба,резко открытая кем-то дверь,больно ударила его по плечу.
   Иоганн обернувшись к ней,хотел уже выругаться,но тут же сменив гнев на милость,расплылся в улыбке.
   -Генрих,какими судьбами?-произнес Вебер,увидя в проеме двери оберштурмфюрера Генриха Боде.
   По лицу Генриха Иоганн догадался,что хотя тот был не в духе все-таки встреча с Иоганном,тем более неожиданная,доставила ему удовольствие.
   Друзья потискали друг другу руки.Более восторженно отреагировать на их встречу Генриху,видимо мешало обстоятельство,за ними наблюдал офицер в чине штурмбаннфюрера.
   Почувствовав его взгляд,Генрих оглянулся к нему.
   -Иоганн,это мой шеф,-проговорил оберштурмфюрер,обращая этими словами внимание Вебера к человеку в черном мундире СС.
   -Обер-лейтенант Иоганн Вебер,-щелкнув каблуками сапог,представился  Иоганн.
    -Штурмбаннфюрер Хельмут Крайдель,-сухо выпалил гестаповец.
   Его глаза цепко стрельнули по внешности Вебера,но потому как они потеплели,Иоганн понял,что штурмбаннфюрер результатами осмотра остался доволен.
   -Ну не буду вам мешать,господа-добавил он,вытягивая руку в партийном приветствии.
   -Ну что привело тебя сюда,Иоганн?-спросил у него Генрих,когда штурмбаннфюрер удалился.
   -Дела,дела,Генрих-задумчиво сказал обер-лейтенант.
    Ему было отчего,имя Хельмута Крайделя,встреча с ним воочию напомнили ему о задании Центра.Хотя он и не переставал о нем думать.но не предвидел,что встреча с Крайделем будет,так близка.Иоганн даже почувствовал,что за этой встречей будет скрываться то.от чего будет зависеть дальнейший успех операции.Но пока эта была только догадка,интуиция.Но не на одной же только интуиции строится работа разведчика.Что толку от такого чувства,если оно не спрессовано с настоящей практикой дела.Дело,если оно строится не только на голом чувстве,в большей степени приносит успех меньше ненужных жертв,хотя опасность риска не снимается,а даже порой возрастает.
   Взрыв на станции прошел удачно.Гитлеровцы сейчас сходят с ума,еще бы потерять на неопределенное время такой железнодорожный узел.
   Теперь жди,когда его восстановят пленные.Даже не помогают солдаты,которые работают с неохотой,с тревогой поглядывая на восток,вздрагивая от гула орудий,доносящейся канонады.Как Иоганн и рассчитывал,комендант станции выполнил требовательную его просьбу.Обеспечил проход поезда с грузом гестаповца Морица Гофгартена.Таким образом состав с цистернами авиационного бензина для самолетов"Люфтваффе",остался на станции как раз на то время,на те часы времени,когда должен был произойти взрыв мин.Эта часть операции прошла удачно.Мины,установленные под брюхо одной из цистерн Игнатом Чирко,сделали свое дело...Однако вторая часть операции,как считал Иоганн прошла хорошо.Как они и рассчитывали,гестапо сразу же арестовало всех работников станции.кто был причастен по смене к обслуживанию этого товарного состава.Конечно,так оно и должно было произойти.
   Осмотрщик,смазчик вагонов Игнат Чирко мог быть и вне подозрения.Мины установлены не в его смену.Игнат дежурил вечером и ночью.Утром в момент отправки состава дежурила другая бригада,состоящая уже из немецких солдат.Так что спрос уже должен был с них.Но у гестапо есть вопросы по этому делу,но есть ответы и у организаторов взрыва.Почему же не отправлен эшелон во время,в часы,когда еще была смена Игната Чирко? Он в том не виноват.Комендант станции распорядился,чтобы эшелон перегнали на формировочную горку для сбора вагонов состава,хотя надобности в этом не было.Этот состав можно было отправить и в том виде,в каком он был уже сформирован до этого. и необязательно было цеплять к нему еще дополнительные с грузом вагоны.Вес поезда уже был достаточным для отправки.Лишние вагоны в подвижном составе ему помешали бы на подъемах пути,где слишком длинный состав мог разорваться,растянуться.Как объяснил дежурный диспетчер станции  при допросе в гестапо,состав отправили на формирование дополнительных вагонов,только потому,что он занимал путь на станции,а ведь этот путь понадобился в это время для захода на него другого  грузового состава,поезда с особо опасным грузом.
   На это мол было особое указание ему диспетчеру от начальства сверху.Конечно,это ерунда.Сейчас все грузы,проходящие по станции:опасные и срочные.
   А разве авиационный бензин,который был в каждой цистерне этого состава,разве менее опасный груз,груз который так необходим сейчас самолетам великой Германии,как и остальные другие грузы?
   Нет,Игнат и Вебер за подобную версию ответа были спокойны и уверены.
   Конечно,гестапо ухватится за подобный ответ и от коменданта станции.
   Но у него есть алиби-текст телеграммы,которую он получил от штандартенфюрера Гофгартена.Он мог бы,конечно,выполнить это распоряжение не спеша,Но противоречить гестапо,это одно и то же,что плевать против ветра,свой плевок обязательно вернется себе же в лицо.Комендант станции,как человек военный обязан подчинятся законам военного времени.Так что,попробуй не выполнить тогда он указание штандартенфюрера,да еще под присмотром в тот момент этого хлыща в чине обер-лейтенанта,который явился в тот день на станцию со взводом своих парней?
   Нет,я -дежурный диспетчер по станции дело свое сделал все правильно,а,что касается других исполнителей,то пусть разбираются,сведущие в этом вопросе люди...Разбираться во всем-это их работа и обязанность.
   Вебер понимал,что так можно во всяком случае судить о том,что могли говорить о причине взрыва дежурный диспетчер,охрана,комендант станции при допросах у Крайделя.Видимо,гестаповцы где-то поверили своим соотечественникам,не расстреляли,но и не похвалили.С маршевой ротой все они были отправлены на передний край,под пули русских.
   Да,но они могут пойти дальше по следу самозванца это его-обер-лейтенанта.
   Могли бы и не пойти.Но им ,вероятно,захочется узнать,какое отношение имеет этот самозванец в форме связиста,офицер в чине обер-лейтенанта к опасному грузу,который контролирует ведомство штандартенфюрера Гофгартена? Если разобраться,то никакого.Тогда,что это за фигура,занимающаяся самоуправством на станции в тот злосчастный день?
   Лопух комендант в горячке того дня не обратил внимание на мою форму,не соответствующую службе СС,но гестапо,конечно,зацепится за эту немаловажную деталь.
   Не,поиски самозванца они могут начать и продолжить.Будут действовать осторожно,с немецкой педантичностью.Какая будет в этом деле развязка,посмотрим,-думал, Иоганн Вебер.-Во всяком случае навряд ли,как любит говорит Игнат Чирко,из этого рая что-нибудь получится.Наши ведь уже близко.
   Остаются два вопроса-задание Центра и штурмбаннфюрера Хельмута Крайделя плюс
 судьба Игната.Но со вторым вопросом все может стать на свое место и Игнат очутится на свободе.
   Иоганн правильно рассчитывал на Игната.Сноровка этого опытного подпольщика,в сочетании с энергией его разведчика Василия Гусева давала заметную прибавку в его работе .И как руководитель группы городских подпольщиков Игнат только один знал истину о Вебере,был его связным.Только через Чирко можно было поднять по тревоге для выполнения любого задания его людей.Он один знал к ним подход.
   Но Иоганн еще не знал в этот момент,что гестапо,в частности,стоящий сейчас передним оберштурмфюрер Генрих Боде,уже готовы после предварительного допроса отпустить Игната,за неимением на него улик по делу о взрыве железнодорожных составов на станции,но в последний момент этого не сделали.
   И все произошло от того,что в отдел штурмбаннфюрера Крайделя поступили новые донесения от агента под кличкой"Рваный",который,сбежав из лагеря при перевозке пленных на расстрел,сумел потом быстро внедриться в подполье и успел уже сделать многое для опознания подпольщиков,их явочные квартиры.По его информации гестапо поняло,что им в руки попался человек,который причастен напрямую к проведенной диверсии на станции,кроме тог Чирко является одним из вожаков подпольщиков.
   И хотя большой ясности здесь еще не было,Генрих,посоветовавшись со своим шефом,решил не выпускать птичку из своей клетки и сделать все возможное,чтобы она запела во славу тысячелетнего рейха.
   Всего этого еще не знал обер-лейтенанта Иоганн Вебер.
   -Говоришь,Генрих,как дела?-прервав свои размышления,которые длились мгновения быстро сменялись как видения в калейдоскопе,но показались для него сейчас вечностью.Неизвестно еще как он показался со стороны сейчас Генриху?
  -Обер-лейтенант улыбнулся,затем взглянул в упор,в приветливые,с затаенной грустью глаза штурмбаннфюрера Генриха Боде.
   -Не сказать,что очень здорово,Генрих.Видимо,как у всех.Однако это не для разговора в коридорах штаба дивизии.
   -Видимо,ты прав,Иоганн.Ты знаешь я сам не совсем обожаю,здешние коридоры,комнаты.Никогда не поговоришь спокойно,вечно кто-то толкается,суетится под руками.Куда спокойнее сидеть где-нибудь в укромном уголке.
   -Ну что ж ,Генрих,я по старой памяти берусь,если ты не забыл старого своего друга,устроить такое местечко.Кстати,у меня найдется для такого случая  бутылочка хорошего вина.Конечно,это далеко не коньяк с изображением на этикетке великого французского императора.но все-таки.что-то подобное в нем есть...Как,Генрих,не забыл тот миг нашей прежней с тобой встречи,когда в кафе мы пили с тобой коньяк,олицетворяющий Францию?
   -Еще бы,Иоганн.Это был октябрь 1942 года.
   -А теперь уже апрель 1944 года.
   -Время,Иоганн.Смутное и страшное время,обер-лейтенант,оно летит быстрее,чем нам того хотелось бы.
   -Печальны твои мысли,Генрих.О чем грустишь?
   -Нашей службе есть о чем грустить.У нее не всегда безоблачно в работе.Наша работа не то,что у связистов.Это кровь,слезы,истерика каждый день.
   -Если любишь власть,руби головы всласть,Генрих.
   -Власти у СС побольше,чем у кого другого,но ты прав,Иоганн,она достигается далеко не чистыми руками.А что делать ,иначе нельзя сильным мира сего.
   -Однако,Генрих,долго ли мы будем прохлаждаться.Я думаю,что пора ехать.Придется тебе только меня прихватить с собой,так как моя машина находится на ремонте.На днях должна выйти из гаража,а пока приходится перемещаться на попутном транспорте,что не всегда удобно.Черт знает что,и в батальоне связи нет свободной автомашины.Последние неудачи  на нашем участке фронта совсем доконали транспорт.Не поймешь,что творится.
   -Да разве только в твоем батальоне,на вашем участке фронта.Русские выбивают пух,как из кур-повсюду.,-злорадно бросил ответ Генрих в ответ на слова Иоганна и нервно расхохотался.-Они медленно запрягают,но быстро скачут-как говорил о них покойный Бисмарк.Но ему теперь легче покойнику,чем нам еще живым.
   Не оборачиваясь,он открыл обер-лейтенанту дверь выхода,который шагал за ним следом,пропуская того вперед себя.


 
 
 
 
 
 
   



                (Продолжение следует.Начало в № 1-28)


Рецензии